27 февраля — 14 июля. «Водились Пушкины с царями...»
(Пушкин и семья Романовых)
Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская»
Новый выставочный проект Государственного музея А.С. Пушкина приурочен к 400-летию монархической династии Романовых. Михаил Федорович Романов был избран русским царем 21 февраля 1613 года. Восхождением на трон первого из рода Романовых завершилось в России время Смуты.
Насыщенная уникальными документальными и художественными материалами, произведениями искусства и предметами эпохи XVII — XX веков, выставка увлекательно рассказывает о взаимоотношениях двух старинных российских родов — Пушкиных и Романовых — в разных сферах бытия: политических, общественных, культурных, личных.
На протяжении столетий жизненные пути представителей родов Пушкиных и Романовых не раз пересекались, переплетая их отношения замысловато, неожиданно, порой, весьма драматически — от возведения на трон Михаила Романова до женитьбы внуков Николая I на внуках А.С. Пушкина. В выставке, основу которой составляют экспонаты фондовых собраний музея А.С. Пушкина, приняли участие несколько крупных музеев и архивов России. Исторические реликвии и документы поступили на выставку, в том числе, из Исторического музея, музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское Село», из Архива древних актов. Залы выставки объединены оригинальным пространственным и цветовым решением. По проекту художника выставки идейной доминантой экспозиции стал образ знаменитого памятника Петру I в Петербурге — символ монаршей силы. Могучая тень императора на вздыбленном коне и игра цветовых оттенков патины, покрывшей Медного всадника за столетия — важные элементы художественного проекта.
«Четверо Пушкиных подписались под грамотою
о избрании на царство Романовых...»
А.С. Пушкин «Начало автобиографии», 1830-е
Первый раздел выставки с условным названием «Моя родословная» рассказывает о предках поэта, оставивших свой след в истории России — теме, которая очень интересовала и волновала А.С. Пушкина. Подлинные царские грамоты и указы, жалования дворянством, донесения и другие ценнейшие документы ушедшей эпохи вместе с насыщенной портретной галереей исторических персонажей и предметами эпохи представляют яркую картину истории России от Смутного времени до расцвета царствования Екатерины II.
События, в которых Пушкины сыграли важную роль, представлены здесь как через уникальные документальные свидетельства, так и сквозь призму взгляда поэта — его произведения: «Моя родословная», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Медный всадник», статьи, письма...
Вторая часть экспозиции посвящена взаимосвязи поэта и власти, отношениям самого А.С. Пушкина с самодержцами, в царствование которых он жил.
«Видел я трех царей...
Первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку;
второй меня не жаловал;
третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет,
но променять его на четвертого я не желаю; от добра добра не ищут».
А.С. Пушкин. 1834 г.
При каких обстоятельствах мог встречаться Пушкин-ребенок с Павлом I, почему «не жаловал» Александр I молодого поэта и почему тот, при этом, был так внимателен в своем творчестве к царю-победителю; каковы были взаимоотношения Пушкина и Николая I, ставшего личным цензором поэта и попечителем семьи после его гибели?.. Материалы выставки помогут ответить на многие интересные вопросы, некоторые из которых до сих пор полны тайн.
Третий раздел расскажет зрителям о том, какую роль Романовы сыграли в оценке творчества Пушкина и популяризации великого русского поэта. Особое внимание выставка уделяет деятельности великого князя Константина Романова, по инициативе которого в России широко отмечалось столетие рождения поэта. При личном участии члена царской фамилии было подготовлено первое академическое издание произведений Пушкина; утверждено «Положение о Пушкинском доме» и основан фонд, объединивший бесценное наследие поэта; учрежден разряд изящной словесности при отделении русского языка Академии наук; приобретено в казну имение Михайловское...
Заключительным аккордом выставки станет страница истории, когда волею судьбы ветви двух знаменитых российских фамилий не просто пересеклись, но и кровно объединились. Прямые потомки Пушкина трижды породнились с династией Романовых. В первый раз это произошло, когда младшая дочь поэта вторым и счастливым браком вышла замуж за принца Николая Вильгельма Нассауского (брата супруга великой княжны Елизаветы Михайловны, внучки Николая I), получив титул баронессы Меренберг. Кровно же родство Пушкиных с Романовыми закрепили два брака внуков поэта, детей Натальи Александровны и Николая Нассауского. Их дочь Софья (по первому браку графиня де Торби) в 1891 году вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича Романова, внука Николая I. А сын их, Георг Николай Меренберг, женился в 1895 году на княжне Ольге Юрьевской, дочери Александра II от его морганатического брака с княжной Екатериной Долгорукой...
Для сегодняшних потомков принадлежность к знаменитым русским фамилиям не только предмет гордости, но для многих еще и миссия. Так, например, праправнучка А.С. Пушкина и правнучка Александра II, немецкая баронесса Клотильда фон Ринтелен, ведет огромную общественную работу по популяризации пушкинского творчества за рубежом.
Будучи большим другом и частым гостем пушкинских музеев Москвы и Петербурга, она передала на родину своих великих предков немало семейных реликвий. Ее многочисленные дары московскому дому Пушкина, в числе которых и великолепный скульптурный прижизненный портрет дочери поэта, Натальи Александровны Меренберг, можно будет увидеть на выставке, открывающейся в музее А.С. Пушкина на Пречистенке.
В числе ценных экспонатов, представленных на выставку участниками проекта:
Утвержденная грамота об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова. Май, 1613 г. Копия 1723 г. (РГАДА)
Известие «Нового летописца» о поездке Гаврилы Пушкина и Федора Плещеева из-под Кром под Москву в Красное Село с грамотами Лжедмитрия I «к бояром и всему народу с ласкою и з гразою...». Список XVII в. (РГАДА)
Известие о пожаловании царем Михаилом Федоровичем Гавриле Григорьевичу Пушкину дворянства «за Московское осадное сиденье в королевичев приход вотчин в Ярославле, Касимове и Шацке» и его участии во встрече из плена митрополита Филарета под Вязьмой в 1619 г...». Из родословной Пушкиных, составленной археографом А.Ф. Малиновским в 1799 г. Отпуск, полученный В.Л. Пушкиным с его автографом (РГАДА)
Запись в Посольском приказе о приезде из Константинополя грека Андрея Васильева, присланного от Савы Рагузинского с тремя малолетними арапами. Один из них прадед А.С. Пушкина, «арап Петра Великого» Аврам Ганнибал (РГАДА)
Запись в Правительствующем Сенате «О пожаловании императрицей Елизаветой Петровной 13 января 1742 г. генерал-майору и обер-коменданту Ревельской крепости Авраму Ганнибалу в Псковском уезде пригорода Воронича Михайловской губы (РГАДА)
Объявление в газете «Московские ведомости» о награждении орденом Святого Александра Невского генерал-аншефа Аврама Петровича Ганнибала 1760 г. сентября 12 (РГАДА)
Портрет Императрицы Елизаветы Петровны. 1808 г. Н.х. (МЗ «Царское Село»)
Гравюра «Прогулка Екатерины II в Екатерининском парке». 1770-е. (МЗ «Царское Село»)
Мундирное платье по флоту (юбка, лиф, платье) Екатерины II (МЗ «Петергоф»)
Патент императрицы Екатерины II Михаилу Алексеевичу Пушкину на чин лейб-гвардии подпоручика Преображенского полка, Москва, 10 июня 1763 г. (ГИМ)
Портрет Императора Александра I и Елизаветы Алексеевны. Худ. — П.П. Заболотский (МЗ «Петергоф»)
Доклад министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде императору Николаю I, в коем испрашивается высочайшее повеление о том, каким чином определить отставного коллежского секретаря А.С. Пушкина в Коллегию иностранных дел. (ГИМ)
Повеление императора Николая I о принятии в службу отставного коллежского секретаря А.С. Пушкина с тем же чином и об определении его в Коллегию иностранных дел. 14 ноября 1831 г. (ГИМ)
Меню обеда по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве, 1880 г. (ГИМ)
Портрет А.С. Пушкина, составленный из букв его биографии и сочинений, 1899 г. (ГИМ)
Черкеска офицера Собственного Его Величества конвоя образца 1895 года
и фуражка, принадлежавшие Императору Николаю II (Петергоф)
Гравюра «Государь Император Николай I, Императрица Александра Федоровна, наследник, Цесаревич Александр Николаевич и Великий князь Константин Николаевич в Петергофе». Гравировал — Н. Антонов, 1833 г.
Рисунки Александра Бенуа (Петергоф)