27 июня -29 сентября. «Тициан. Из музеев Италии»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Главное здание
Впервые в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена выставка произведений одного из величайших мастеров эпохи Возрождения Тициана Вечеллио (1488/1490 — 1576), который вошел в историю мировой живописи как выдающийся колорист, мастер психологического портрета, реформатор религиозной картины, во многом определивший развитие живописи последующего времени. В экспозиции представлены 11 шедевров из 10 музейных собраний 8 городов Италии. Это картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты.
Выдающийся живописец, Тициан Вечеллио родился в горном местечке Кадоро и практически всю свою жизнь прожил в Венеции, где и закончил свой путь, немного не дожив до девяноста лет. Он оставил неизгладимый след в живописи, определив ее развитие на столетия вперед. Его мастерство колориста и сама манера письма прозвучали как новое слово для современников. Художник выполнял заказы богатейших домов Европы — от папы римского до императора Карла V и его сына Филиппа II, герцогских фамилий Эсте и Гонзага.
Произведения, представленные на выставке, отражают весь творческий путь Тициана, предлагая зрителю исчерпывающую галерею образов и композиций мастера. В ранних работах художника явно прослеживается влияние Джорджоне. Затем мы видим, как постепенно художник обретает собственные колорит и выразительную манеру. В таких произведениях, как «Мадонна с Младенцем» (1507) из собрания Академии Каррары в Бергамо и «Крещение Христа» (1512) из пинакотеки Капитолина, динамизм композиции и самобытная пластика фигур передаются особенным колористическим звучанием. Наиболее полное выражение творческая манера художника получила в пятидесятые и шестидесятые годы XVI века, когда натурализм уступил место невиданному эмоциональному накалу и драматизму: это, конечно же, «Распятие», величественный монументальный алтарный образ, созданный Тицианом для церкви Сан Доменико Маджоре в Анконе. Впервые в истории это произведение выставляется для показа за пределами Италии.
Наряду с полотнами на евангельские сюжеты выставка представляет и портретное творчество Тициана. Небывалая востребованность художника в среде европейских заказчиков сделала его образцовым портретистом, оказавшим влияние на все последующее развитие этого жанра в Европе. Такие произведения, как «Портрет Джулио Романо» (1536) из Муниципального музея Палаццо Те в Мантуе и «Портрет Графа Антонио ди Порчиа» (1535-1540) из пинакотеки Брера — яркие примеры портретного искусства мастера.
Психологизм, которым насыщен «Портрет Томмазо Мости» (1520-1526), ясно прочитывается и в образах венецианских «Красавиц», представленных двумя абсолютными шедеврами, — «Флора» (1515), которая предварительно была показана в Посольстве Италии в Москве, и «Красавица» (1536) — воплощенный канон женской красоты эпохи Возрождения.
Несомненно, привлекут внимание публики и напоенные поэзией композиции на мифологические сюжеты «Даная» (1544-1545) из собрания Фарнезе, признанный шедевр мастера, впервые выставляющийся в России, и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) кисти позднего Тициана из Галереи Боргезе.
К завершающему периоду творчества Тициана относится «Благовещение». Впечатляющее своими размерами — 410 на 240 см — это произведение также до сих пор не вывозилось за пределы Италии. Написанная как алтарный образ для капеллы Святого Августина венецианской церкви Сан Сальвадор, картина являет собой замечательный образец позднего творчества Тициана, где важна не столько точность в передаче формы, сколько особая эмоциональная атмосфера, характеризующая всю композицию. Здесь в струящемся свете под непринужденной кистью художника евангельский сюжет предстает как неожиданное видение, чуть ли не полностью лишенное всякой материальности.
Выставка является яркой иллюстрацией культурного богатства итальянских регионов и станет великолепным предварением перекрестного Года туризма Италия-Россия. Его мероприятия охватывают период с сентября 2013 по сентябрь 2014 и будут посвящены достопримечательностям малых, менее известных широкой публике городов Италии в рамках программы продвижения продукции под маркой «Made in Italy» и развития культурного туризма.
Куратор выставки — профессор Джованни Вилла.