МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

28 марта – 31 мая. «Семейный альбом» от Мстислава Добужинского

28 марта – 31 мая. «Семейный альбом» от Мстислава Добужинского

Галерея на Ленивке, ул. Ленивка, д.6/7

 «На Ленивке» открылась выставка одного из самых ярких художников первой половины XX века, Мстислава Добужинского. На ней будет впервые представлена серия (более 200 работ), объединенная под названием «Семейный альбом». Неизвестный архив одного из создателей эстетики начала XX века, участника легендарного объединения «Мир искусства», — восстанавливает более чем двадцатилетний период истории Добужинских: портреты жены, детей, зарисовки домашних интерьеров. Со всегда узнаваемым изяществом автор показывает в них и большие события страны: Первую мировую войну, перелом 1917 года. Слегка отстраненный, почти холодный образ Добужинского, привычно вписываемый в хлесткое «урбанист», меняется под взглядом на эти личные, почти интимные работы.  

Коллекция Добужинского, оказавшаяся в собрании галереи «На Ленивке», никогда не выставлялись ни в России, ни во Франции, много лет хранившей наследие художника. Уезжая из предвоенной Праги, Добужинский оставил большую часть личного архива, включавшую рисунки и фотографии. Именно эти работы художник так старался вернуть, десятилетиями переписываясь с хранившими их русскими эмигрантами, Валентином Булгаковым и Николаем Зарецким. Но перевезти удалось лишь небольшое количество маленьких работ. История этого архива тесно связана с образованием русского музея за рубежом. Художественная же его ценность, прежде всего, в том, что он состоит из работ, созданных в самый яркий период творчества художника- период его принадлежности к объединению «Мир искусства». Именно в это время сформировался его язык, и были созданы знаменитые графические циклы «Белые ночи», «Медный всадник» и другие.

Войдя в легендарное объединение «Мир искусства» немного позже его основателей Александра Бенуа, Евгения Лансере и других, он стал одним из главных его участников, и даже идеологов. Хрестоматийные произведения художника из собрания Русского Музея и Третьяковской галереи, — лишь небольшая часть его блестящего наследия. Им оформлены десятки книг и журналов («Медный всадник» А.Пушкина, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Сказки» Э.-Т.-А.Гофмана, «Три толстяка» Ю.Олеши и многие другие), бесчисленное количество спектаклей в России, Европе и Америке, среди них постановки Сергея Дягилева и спектакли МХАТа. В последние годы это имя было вновь открыто российской публике благодаря многочисленным выставкам в музеях и частных галереях Москвы.

К открытию выставки в свет выйдет альбом с воспроизведением всех работ Добужинского из Пражского архива. Вступительная статья академика В.С. Турчина. Издатель альбома: Tsarev publishing house.
.
ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ  (1875–1957), русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии художника. Учился в Петербурге в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-1887), а также в Мюнхене (1899–1901) в школе словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского живописца и графика Шимона Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Испытал влияние югендстиля, а также художников Александра Бенуа и Константина Сомова (1902-1905).

Участвует в выставках с 1902, в том же году вступил в объединение «Мир искусства». Был первым директор Витебского художественного училища (1919). Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде.

В дореволюционный период Мстислав Добужинский работал преимущественно в области станковой и книжной графики, писал исторические картины («Петр Великий в Голландии», эскиз, 1910, Третьяковская галерея), оформлял театральные постановки в Московском Художественном театре («Месяц в деревне» Ивана Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Федору Достоевскому и др.) и антрепризы Сергея Дягилева (с 1914).

В 1924 году при содействии Юозаса Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из России. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров. Книжная графика Добужинского (иллюстрации к «Свинопасу» Андерсена, издание 1922; «Белым ночам» Достоевского, 1923; «Трем толстякам» Олеши, издание 1928) оказала значительное влияние на развитие этого вида искусства в России. В книжной и станковой графике, карикатурах, театральных работах изящная стилизованная манера художника сочетается с чертами трагического гротеска.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – «Человек в очках» (портрет поэта и критика К.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье.

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

С 1939 года художник жил в  Великобритании, Франции и США, где занимался в основном оформлением театральных спектаклей (всего более ста, в том числе «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя). Мстислав Валерианович  Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

21 марта 2012 г.
Комментарии