МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

28 января — 24 февраля. Меер Аксельрод: «В этих строках все: и что мечталось...»

28 января — 24 февраля. Меер Аксельрод: «В этих строках все: и что мечталось...»

Галерея «Веллум» в центре «Артефакт».
Москва, ул. Пречистенка 30/2.
www.vellum.ru

На выставке «В этих строках все: и что мечталось...», которую галерея «Веллум» проведет с 28 января до 24 февраля в центре «Артефакт», будет представлено около 30 работ известного еврейского московского художника ХХ века Меера Аксельрода.

Основной «корпус» выставленной коллекции — это произведения чёрно-белой графики 1920-30-х годов, представляющие иллюстрации к произведениям известных писателей (Шолом Алейхем, Исаак Бабель, Антон Чехов и др.), а также зарисовки местечек, где прошли детство и юность художника, и которые оставили глубокий след в его судьбе и творчестве. Аксельрод родился в 1902 году в Молодечно (Белоруссия), а с 1913 г. учился в знаменитой школе И.Пэна в г.Витебске.

Особое внимание привлекают его темперные «рассказы» о тех краях, где он побывал уже во второй половине XX века. В первую очередь, это Прибалтика, которую художник увидел «Страной из сказок братьев Гримм»: стрельчатые колонны и стремящиеся ввысь готические башни на фоне лазурных небес. «Вот оно, пейзажное воплощение мечты московского интеллигента о Рае на Земле», — так считает куратор выставки, искусствовед Любовь Агафонова. — «В 60-е годы, когда единственным глотком свободы для советской творческой интеллигенции была Прибалтика, лучшие представители этой „прослойки“ стараются попасть туда и запечатлеть её образы в стихах и прозе, на бумаге и холсте. И подарить нам. На тоталитарном востоке — почти западную мечту о свободе, море, парусах; то, чего так не хватает в вечной московской осени».

Наконец, отдельное место в творчестве художника занимают женские образы — матери, бабки, соседок; с конца 1920-х годов и до самой смерти М.Аксельрод трепетно и очень тонко, часто идеализируя героинь, обращался к «женской» теме.

Название выставки — цитата из стихотворения младшего современника Меера Аксельрода, замечательного московского поэта, очень рано погибшего на войне Павла Когана. Оба приехали в столицу из западных областей бывшей Империи, оба были типичными представителями московской творческой молодёжи середины века, и даже жили совсем рядом — на Ленинградском проспекте, у соседних станций метро.

В этих строках все: и что мечталось

И что плакалось и снилось мне,

Голубая майская усталость,

Ласковые песни о весне,

Дым, тоска, мечта и голубая

Даль, зовущая в далекий путь...

Павел Коган, 1934

М.Аксельрод. Рига. (1) Бум., темпера, 1960-е

БИОГРАФИЯ

Меер Моисеевич Аксельрод (1902-1970) Аксельрод Меер (Марк) Моисеевич родился в 1902 году в еврейском местечке Молодечно (Белоруссия). Искусством начал интересоваться рано и в 1913 г. поступил в школу И.Пэна в г.Витебске. Во время Первой мировой войны семья была вынуждена переехать в г.Тамбов, где мальчик продолжал занятия живописью. После революции учился в изостудии Пролеткульта (1919-20 годы) и вновь посещал класс И.Пэна в Витебском художественном институте, организованном М.Шагалом. В 1921 г. Аксельрод впервые выставил свои работы на художественной выставке в Минске, после чего был направлен на учёбу в Москву. С 1921 г. по 1928 г. учился на графическом факультете ВХУТЕИНа (Высший художественно-технический институт) у В.А. Фаворского, П.Я. Павлинова, С.В. Герасимова. В 1926 году М.Аксельрод стал членом общества «Четыре искусства», участвовал в его выставках (1926, 1927, 1929 гг.) и выставках Общества станковистов (ОСТ). Студентом Аксельрод стремился к серьёзному изучению и отображению еврейской народной темы, которая и стала его основной во все последующие годы. Довольно рано определилась и его художественная манера — где-то на самом «стыке» живописи и графики. Критики, высоко оценивая работы художника, отмечали, что графика его живописна, а живопись графична. Его искусство основано на обобщениях, целью которых является создание разнообразных и интересных образов лаконичными средствами, без лишнего многословия. М.Аксельрод как бы стимулирует воображение зрителя: сами обобщения цвета, линии, формы должны дать зрителю более ясное понятие о сути изображаемого.

В 1928–30 гг. Аксельрод преподавал рисунок во ВХУТЕИНе, а в 1931–32 гг. — в Московском текстильном институте. С 1932 года художник — член МОСХа. Тем не менее, с середины 1930-х гг. работы Аксельрода все реже принимали на выставки, хотя тематика его произведений соответствовала требованиям официального советского искусства (две серии гравюр «Гражданская война», 1927 и 1928 годов; серия гуашей «Колхозы в Крыму», 1930–31 гг., и др.) Романтическая интерпретация этих тем не устраивала «руководителей искусства». В 1930–40-е гг. М. Аксельрод был известен преимущественно как книжный график (оформил десятки книг, в том числе произведения Шолом Алейхема, П. Мериме, Ш. Галкина и др.) и театральный художник (с 1932 по 1944 гг. оформил ряд спектаклей в БелГОСЕТе, Киевском ГОСЕТе, Московском ГОСЕТе, Московском театре имени Моссовета и др.). Многие театральные работы художника хранятся в Театральном музее им. Бахрушина в Москве. С 1941 по 1945 гг. художник жил в эвакуации в Алма-Ате. В этот период работал над «Среднеазиатским циклом» (1943–44 гг.) и серией зарисовок раненых солдат в госпитале. После войны много ездит по стране, много пишет. В 1966 г. в Москве проходит групповая выставка пяти художников, где работы М.Аксельрода представлены очень широко.

В последние годы жизни он плодотворно работал: писал превосходные пейзажи Крыма и Подмосковья, создал серию картин «Воспоминания о старом Минске».

Умер художник в Москве в 1970 г. В 1972 г. прошла его первая большая ретроспективная выставка. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.Пушкина и многих музеях страны и за рубежом, в частных коллекциях.

М.Аксельрод. «Еврейский колхоз в Крыму», бум.,тушь, 1930-еМ.Аксельрод. Иллюстрация к произведению А.П.Чехова «Ванька Жуков», бум., тушь, белила, 1930

24 января 2013 г.
Комментарии