МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

29 апреля  –  24 июля. «Искусство Тропической Африки из  коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных»

29 апреля – 24 июля. «Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных»

ГМИИ имени А.С. Пушкина
Волхонка, 10 www.arts-museum.ru

Сидящий мужчина. Нок, Нигерия. Терракота. V в. до н.э. – II в. н.э.Маска с несколькими лицами (для инициаций тайного общества бвами). Лега, Демократическая Республика Конго. Дерево. XX в.Голова матери правителя (ийобы). Бенин. Нигерия. Бронза. XVI – XVII вв.Правитель Озолуа. Бенин. Нигерия. Бронза. XVI – XIX вв.

На выставке представлено 150 произведений африканского искусства  из частного собрания художников Михаила Леонидовича и Леонида Михайловича Звягиных, которые положили начало собранию в конце 80-х годов XX века. Сегодня эта коллекция – уникальный феномен в культурном пространстве России. По образной достоверности и стилистическому многообразию экспонатов она не имеет себе равных.
Традиционное искусство Тропической Африки, региона, расположенного южнее пустыни Сахара, — искусство религиозное, которое является неотъемлемой частью культов плодородия и предков, лежащих в основе жизни архаического общества. Художественная ценность африканских памятников неразрывно связана с их магической и ритуальной функциями.
Среди экспонатов произведения из обожженной глины, бронзы, дерева и кости, ткани. Памятники из обожженной глины (терракоты), относящиеся к древнейшей культуре Тропической Африки – культуре Нок (Нигерия) — и датированные периодом от V в. до н.э. до II в. н.э., изображают правителей, вождей и их ближайшее окружение. Все они отличаются условностью и экспрессивностью. В XII по XV вв. также на территории современной Нигерии процветало государство народа йоруба – Иле-Ифе. Стиль Ифе, о котором можно судить по терракотовой и бронзовой пластике (алтарные головы, фигуры правителей), повлиял на придворное искусство государства народности бини – Великий Бенин, которое прославилось традициями бронзового литья. Расцвет бронзовой скульптуры Бенина приходится на XVI – начало XVIII в. Памятники этого времени – рельефы для украшения дворцовых стен, алтари с головами королевы-матери и петухов – символов плодородия; статуи правителей, военачальников, сановников и священных животных, ритуальные сосуды, колокола и др. – восхищают зрелым мастерством.
Произведения деревянной пластики – статуи предков, магические фигуры плодородия и статуи-фетиши, личные обереги, маски в форме личин, наголовников и шлемов, применяемые в посвятительных и земледельческих обрядах. Деревянная скульптура была также частью придворного искусства – это троны, двери, статуи правителей с индивидуальными характеристиками. Все памятники демонстрируют изобразительные традиции многочисленных народностей Западной и Экваториальной Африки – бамбара, догон (Мали), моси, бва (Буркина Фасо), бага (Гвинея), сенуфо, бауле (Кот-д’Ивуар), гребо (Либерия), йоруба (Нигерия), бамилеке (Камерун), фанг (Габон), сонге, луба, чокве (Конго и Демократическая Республика Конго).
Гармоничным дополнением к скульптуре и маскам служат ткани, выполненные в традиционных техниках. Это покрывала из Мали (в техниках баси-лан и гала-фини, восходящих к народу бамбара), сшитые из сотканных вручную полос и окрашенных специальными красителями, а также ткани-циновки из Демократической Республики  Конго (народ куба), сплетенные из растительных волокон и украшенные аппликациями.
По словам коллекционера Михаила Леонидовича Звягина, «африканцы – великая творческая нация. Они создали и продолжают создавать художественные произведения, достойные высочайшей оценки. Их творчество, ни на кого не похожее, живое и действенное. Искусство Африки развивалось, питаясь легендами, мифами, сказаниями... В самых простых вещах африканских мастеров заложено поразительно чувство пропорций, соотношения масс, гармония и безошибочный вкус». Вдохновившись искусством народов Африки в начале 80-х годов после посещения выставки в одном из российских музеев, Михаил Леонидович Звягин уже через несколько лет начал собирать собственную коллекцию. Как всякое частное собрание, коллекция Звягиных отражает личный вкус ее владельцев. Михаил и Леонид Звягины – художники и им интересны  неповторимость и органичность пластических решений, оригинальность образа в целом.
Выставка «Искусство Тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М. Звягиных» дает зрителю уникальную возможность познакомиться с богатыми традициями художественного творчества народов Экваториальной Африки от V в. до н.э. до XX в.

Благодарим  ГМИИ имени А.С. Пушкина за предоставленную информацию

 

28 апреля 2011 г.
Комментарии