МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

2 ноября — 24 февраля. Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности

2 ноября — 24 февраля. Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности

Государственная Третьяковская галерея Крымский Вал, 10, залы № 60–61

Крупнейшая выставка сезона посвящена натюрморту — наиболее концептуальному жанру изобразительного искусства. Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей. Впервые в отечественной выставочной практике демонстрируются различные типы натюрморта в русском искусстве XVIII–XIX веков и метаморфозы жанра в конце XX — начале XXI века. Цель проекта — показать смысловые и художественные особенности предметной среды в произведениях «старых мастеров» классической эпохи и ее образную трансформацию в современном искусстве.

Сверчков В.Д. Цветы и фрукты. 1885

В экспозицию включено около 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметов быта из 17 музеев Москвы, Петербурга, Беларуси, Украины, а также из частных собраний. Многие из произведений, представленных на выставке, редко покидают музейные запасники, а некоторые экспонируются впервые.

До настоящего времени XVIII и XIX столетия остаются самой малоизученной эпохой в истории жанра; специалисты традиционно рассматривают данный период как лишенную самостоятельного значения предысторию расцвета натюрморта в первой половине XX века. Выставка призвана изменить подобные стереотипы восприятия.

Авторы проекта намеренно отказались от исторически-хронологического показа натюрморта. Каждый из разделов экспозиции посвящен одному из основных типов натюрморта, где определенные предметные мотивы и скрытые за ними смыслы играют определяющую роль в создании художественного образа.

Открывают экспозицию аллегорические натюрморты и натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Сюжеты «vanitas» («суета сует») и «memento mori» («помни о смерти») не часто встречаются в русском искусстве, однако предметы, наделенные аллегорическим значением, нередко входят в изображения, посвященные науке и творчеству, символизируя краткость мирских удовольствий и пользу ученого труда. На выставке впервые представлены редкие образцы таких натюрмортов, относящиеся к XVIII веку, из собраний Исторического музея и музея-усадьбы «Кусково».

Мареев Александр. Насекомые (Из серии «Насекомые»). 1994

В разделы «Цветы и плоды» и «Кухни» и «трапезы» включены декоративные панно и картины с изображениями даров природы. Произведения с подобными мотивами также обладают не только декоративным, но и аллегорическим значением. Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века в Академии художеств переживала расцвет живопись «плодов и цветов». Впервые перед московской публикой предстанет работа первого руководителя этого класса — Г. фон дер Минта («Натюрморт с цветами». 1764. Частная коллекция, Санкт-Петербург). Большой интерес привлекут эффектные натюрморты классиков жанра И.Ф.Хруцкого, В.Д.Сверчкова, Ф.Г.Торопова.

Раздел «Натюрморт в портретах и жанровых картинах» представляет картины, где предметы обогащают смысловое содержание произведений, формируя семантическое пространство кабинета вельможи, ученого, знатной дамы. Вещи нередко «позируют» здесь наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия. На специально отреставрированном к выставке единственном прижизненном портрете И.П.Кулибина (П.А.Веденецкий. 1818) изображены уникальные изобретения механика-самоучки.

Кабаков И.И. Морковка. 1974

Наиболее интерактивный и ироничный раздел выставки — «Фигурные обманки» — демонстрирует живописные и графические произведения, имитирующие материальные свойства природных объектов и рукотворных вещей. Впервые представлены публике вырезные книги-обманки начала XVIII века из личной коллекции Петра I, редкие образцы «кабинетных» натюрмортов 1730-х — 1740-х годов кисти Г. Теплова, П. Богомолова. Буквальное воплощение «вещественности» живописной иллюзии, переносящей зрителя в пространство усадебного театра и парка середины XVIII столетия — уникальные садовые фигуры-обманки.

Одно из открытий выставки — никогда не выставлявшиеся в Москве натюрморты харьковского художника-академиста и фотографа Е.И.Волошинова (1823–1913), в конце XIX — начале XX века изображавшего цветы и плоды не только в интерьере, но и в природной среде, следуя при этом традициям искусства середины XIX столетия.

В каждом разделе картины и рисунки классической эпохи экспонируются параллельно с работами известных художников второй половины XX — начала XXI века, в том числе инсталляциями и объектами. Это произведения И.Кабакова, В.Пивоварова, И.Макаревича, Б.Турецкого, В.Дубосарского, Т.Назаренко и других авторов. Беспрецедентный выставочный эксперимент позволит по-новому увидеть произведения, существующие в разных контекстах.

Особую игровую атмосферу в выставочном пространстве создаст анимационный ролик «Эффект бабочки», призванный показать актуальность классического натюрморта и его способность к трансформации в современном художественном мире.

На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна» — по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы — до 21.30.

15 ноября 2012 г.
Комментарии