МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

2 октября — 23 ноября. Андрей Белков БЛЮЗ РЕ МИНОР

2 октября — 23 ноября. Андрей Белков БЛЮЗ РЕ МИНОР




Галерея «Глаз»
Малая Ордынка, 23

Галерея «Глаз» представляет первую персональную выставку фотографа Андрея Белкова. Его работы уже были показаны на нескольких групповых выставках, включая “Russia Today” (Kunstcentrum, Zaandam, Нидерланды, 2013), “GRID-2012” (Международная фотографическая биеннале, Apeldoorn, Нидерланды) и других. Кроме того, Андрей был призёром и финалистом премий во Франции, Англии и России. В Москве же его работы показываются впервые.

Блюзовый квадрат — это двенадцатитактовая композиция, как правило, в мажоре. Но самые тонкие, красивые и изящные мелодии написаны в минорной тональности. Блюз — это ностальгия, это когда хорошему человеку плохо. Наверное, не совсем уж плохо. Наверное, чуть-чуть. Блюз — это когда тебя понимают, и от этого становится слегка теплее. Блюз — это тонкая нить между музыкой Земли и тем, что я хочу тихо, но ясно сказать.

Мой блюзовый квадрат — это одновременно окно и зеркало. Окно в мир, в мой мир. Мир, порой исполненный бескрайней зимней синевой, а порой — тёплой бледно-розовой дымкой межсезонья. Всё, как в жизни. Бесконечная смена ритма, размера и тональности. Но мои работы — это и зеркало. Созерцая мир, я, прежде всего, изучаю через него себя. Работы, представленные на выставке, — это отражение моих путешествий и исканий. Но они — не самоцель, не результат. Они — лишь способ разобраться в себе и в окружающем. Они лишь сверхчувствительный инструмент, позволяющий услышать еле приметный звук. Его звук. Тихого блюза ре минор.

Андрей Белков

Линии горизонтов Андрея Белкова

Фотография это сплошное надувательство, фотография умеет лгать и уже, поэтому, она введена в пантеон искусств. Фотография всегда лучше оригинала, хоть это и есть оригинал. В это сложно поверить, но это так. Фотография — это окно, фотография — это глаз. Фотография Андрея Белкова -это всегда квадрат. Квадратное окно, квадратный глаз? Именно! Ведь мы же знаем — Война — это мир; Свобода — это рабство; Незнание — сила.

Весь цивилизованный мир, всё прогрессивное человечество почему-то величают наш вертикальный формат портретным, а горизонтальный соответственно — пейзажным. И действительно, всего лишь небольшого поворота руки достаточно, что бы увидеть вместо человека среду его обитания или наоборот — куда хочу, туда и ворочу. В этом кроется главная ложь фотографии — из всего многообразия мира неподвластного даже взгляду мы с мясом выдираем горизонтальный прямоугольник пейзажа — чудовищная зашоренность. Спасение в квадратном кадре, всегда равнозначном, как ни крути. Сквозь этот квадрат Андрей Белков смотрит на мир широко открытыми глазами, не отсекая ненужное, но примечая важное. «Сквозь пластмассу и жесть Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья, там, где мы склонны видеть столбы».

Андрей Белков фотограф из Москвы пришедший в фотографию как и многие на волне интереса к цифровым технологиям, и как многие, вернувшийся к магической плёнке, знакомой с детства. Белков обладатель множества призов, участник престижных выставок избалованный публикациями в ведущих фотографических, да и не только, изданиях. Прошедший юношеское, как и многие, увлечение фотографией Майкла Кенны Андрей создаёт собственный стиль. Не на пустом месте, естественно — в новом мире большой и тесной деревни невозможно оставаться вне общего контекста — не спрятаться никак.

Разглядывая фотографии Андрея Белкова, ты чётко представляешь его творческую родословную от типологических работ супругов Бехер, ранних фотореалистических пейзажей Герхарда Рихтера и обыденных слепков американского мира Стивена Шора. Через сухой немецкий концептуализм птенцов дюссельдорфской школы Томаса Штрута, Томаса Руффа и Андреаса Гурски, через традиционный японский минимализм морских пейзажей Хироси Сугимото мы попадаем назад в суровые российские реалии, где встречаем локальных адептов этого немногословного стиля: Александра Гронского и Андрея Белкова. Стиля без названия и потому весьма пластичного и удобного в работе, стиля, который я бы обозначил словосочетанием «пристальный взгляд».

В жизни я никогда не встречал Андрея, но мне почему-то очень легко представить, как он, повинуясь смутному импульсу, паркует авто у обочины, выходит к противоположному краю дороги и пристально вглядывается в ничем не приметный русский пейзаж, напополам разделённый гипнотизирующей линией горизонта. Взляд-квадрат, взгляд-окно, квадратных от удивления глаз. «Мне важна гармония. Порядок. Порядок в беспорядке и хаосе. Свет. Цвет. Форма. Я не люблю „места“. Я люблю то, что я в них вижу. И меня увлекает видеть что–то, что в конечном итоге может стать фотографией. Не важно, чистое поле ли это, или город с людьми и машинами, самое главное для меня — это увидеть и запечатлеть. Я не помню названий улиц, городов, деревень, объектов, я помню визуальное впечатление, помню картинки, которые я нахожу для себя» — говорит о своём творчестве Андрей Белков.

Любимые жанры Андрея Белкова пейзаж и натюрморт, но и последний у Андрея это тоже квази-пейзаж, плоский пейзаж по-слюсареву, остранённый по-шкловскому. Рыжие, ржавые фотографии из серии “Ferrum” это тоже продукт пристального вглядывания в рандомные узоры коррозии метала, продукт и процесс одновременно — медитативный процесс, процесс медитации.

Ландшафты Белкова безлюдны, тихи и рафинированы. В них одновременно есть всё, и нет ничего. Ничего лишнего — это уж точно. Фотографии Белкова избавлены назойливой композиционности, а ведь лучшая композиция — это незаметная композиция. Меня не покидает ощущение, что в жизни перед автором всё было в точности так же, как и на фотографии — ощущение подлинности восьмидесятого уровня. И оглушающая тишина. Таковы фотографии из серии “Winter Blues”. Много синевы, много воздуха, льда и воды. Фронтальный взгляд на мир и горизонт как конечный пункт. Но реальная линия горизонта часто теряется во множестве ложных — а мы ведь уже знаем, что фотография — обман. «Русская Зима» сообщает нам о том же, но это, пожалуй, самая «бехеровская» и самая ироничная работа автора. И если у немецких отцов-основателей жанра фотография это каталогизация функционирующих и полезных вещей, то у Белкова это гимн русской безалаберности, песнь о брошенных вещах. Ну и берёзки, само собой, как же без них?! А вот, пожалуй, самая красивая работа Андрея Белкова — “Re Minore”, вобравшая в себя всё самое лучшее, самое глубокое, что есть в его творчестве. Пейзаж без границ. Пейзаж без границ кадра.

Я в очередной раз пересматриваю работы Андрея Белкова и вновь мысленно возвращаюсь к «Страннику над морем тумана» Каспера Дэвида Фридриха, должно быть, они смотрят на мир одними глазами, глазами покорителя и завоевателя. Ведь фотография это ещё и метод овладения реальностью. И тут, наверное, не совсем важна собственно фотография, достаточно просто пристально вглядеться в мир как в бездну, смотрящую в тебя. А фотоаппарат пусть остаётся в багажнике, припаркованного по ту сторону дороги авто. За линией горизонта.

Константин Смолянинов, куратор галереи «Новый Ноев Ковчег» (Львов)

18 сентября 2013 г.
Комментарии