3 -22 июля. Свободные «Алхимики-2»
Центральный Дом Художника, зал 8
Студия Сергея Радюка «Солнечный квадрат»
Выставка «Алхимики-2»
В своей студии художник Сергей Радюк полностью свободен. Свободен в творчестве как живописец, свободен от штампов педагогики как учитель. Но не свободен от ответственности, которую, как искренний педагог, несет перед учениками. Его метод «пошаговой живописи», конечно же, не появился ниоткуда. Он основан на глубоком знании и умении в живописи, на начитанности и насмотренности, на постоянных размышлениях о сущности изобразительного искусства, на желании наделить других ярким видением мира. Именно по последней причине он отказывается от традиционной методической выстроенности учебного процесса. Как поступает академическая живописная школа? Начинает «от печки». Рисунок и штудии, сотни набросков и этюдов. Каждый день, долгие годы. Плюс история искусств, черчение и перспектива, цветоведение (которое часто отклоняется к изучению раздела физики: оптики и физиологии зрительного восприятия)... Но какую надо иметь целеустремленность, чтобы не растерять за это время непосредственность, фантазию и страстное желание творить! Радюк начинает обучение не с рисунка, а со скульптуры. Не с черчения и истории искусств, а с пятна и цвета как самостоятельных средств художественного языка. Он идет от общего к частному, чего так добивается традиционная школа после того, как в начале обучения сама же и разделила на несвязываемые части общий процесс созидания. Изучение формы происходит через ощущения в процессе лепки и запоминание на физическом уровне. Это навсегда. Изучение Его Величества Цвета: короля живописи начинается с опытов и экспериментов над ним. Сергей заражает учеников восторгом от увиденного в природе и духом экспериментаторства. Он старается удержать уровень наивной непосредственности, так благоприятно сказывающейся в любом творчестве. Все мы знаем, как трудно сохранить в себе ребенка! Убедительным примером в защиту метода Радюка является творчество детей. Дети доверяют себе. Дети доверяют природе в себе. Разумеется, они сами этого не осознают. Но они не отягощены штампами, страхом перед холстом, им не с чем сравнивать свои работы, у них нет опыта. И результат получается на грани гениальности! Не случайно профессиональные художники часто заимствовали в детском и наивном творчестве непосредственность, оригинальность, искренность, эмоциональность, цвет, сюжеты. Сергей Радюк в своем методе преподавания опирается на достоверность восприятия, вначале игнорируя многие правила академизма. Это раскрепощает людей, дает быстрые и приемлемые результаты, предупреждает «страх чистого листа». Неумелые пока ученики возвращаются в детство, которое управляется правым, «художественным» полушарием головного мозга. И работы получаются такими, что за них не стыдно, и желание творить больше и дольше разгорается непомерно! Взрослые люди, прошедшие общую систему образования, всегда скованны логическим мышлением, представлениями о «правильности» и «неправильности». Неуверенность парализует. На занятиях Сергея происходит раскрытие видения, развивается фантазия и воображение. Благодаря использованию необычных техник («алхимическая живопись») человек раскрепощается и раскрывается полностью. А потом, позже, исподволь и осторожно присоединяются рисунок (правда, краской, а не карандашом и углем, в этом уже нет надобности), композиция с ее закономерностями, цветоведение, пленэры, практика набросков и этюдов. Но теперь это уже «не страшно». Это естественно вливается в процесс обучения и становится для учащихся осознаваемым дополнением и даже необходимостью, пробуждая желание творить и радость созидания от любых занятий. А далее: выставки, творческие поездки, пленэры, успешность!