МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

4 февраля — 2 марта. «Зураб Церетели. Москва — Нью-Йорк — Париж. 2011 — 2014»

4 февраля — 2 марта. «Зураб Церетели. Москва — Нью-Йорк — Париж. 2011 — 2014»



ММОМА, Ермолаевский пер., 17.

Творческая мастерская — неотъемлемая часть жизни художника Зураба Церетели, а работа в ней — ежедневный необходимый процесс, без которого жизнь не имеет смысла. Художник творит искусство везде и всегда.

Помимо Москвы и Тбилиси мастер создал свое пространство для работы в Париже и Нью-Йорке. «Во Франции и Америке я часто бываю по делам, поэтому и мастерские здесь мне необходимы. Обычно своё свободное время я посвящаю рисованию. В каждой стране своя особая среда, которая влияет на мою работу. Например, в Грузии на меня воздействуют тёплый климат и солнце, что сразу можно заметить по цветовому настроению картины. Часто я бываю в Париже как Посол доброй воли ЮНЕСКО и я этим пользуюсь — работаю в другой для меня среде. И так везде, где я бываю — местное настроение вносит свою лепту в моё творчество...» — говорит Зураб Константинович. Выставка «Зураб Церетели. Москва — Нью-Йорк — Париж. 2011 — 2014» дает редкую возможность увидеть вместе живописные работы художника, написанные в трех столицах — Москве, Нью-Йорке и Париже — и сравнить их: ведь каждый город вдохновляет по-своему.

В Москве Церетели начал работать с конца 1960-х годов. Наделенный большими административными обязанностями, художник вынужден работать урывками, а зачастую, стоя за мольбертом, ему приходится решать неотложные вопросы, однако работа в творческой мастерской является для него приоритетной. Этой наукой Церетели щедро делится и во время своих, ставших уже легендарными, мастер-классов в Академии художеств. Наглядно показывает, как, вопреки натиску извне, рождается картина, порожденная внутренней энергетикой художника. И тогда работа за мольбертом превращается в нескончаемый перформанс, спонтанный и непредсказуемый, как само искусство.

О Нью-Йорке, с которым жизнь связала художника с 1970-х годов, Церетели отзывается однозначно и кратко: «Мощность, масштаб!». Они восхищают художника наряду с неожиданной сменой планов. Образ Нью-Йорка — это город будущего, и именно в таком контексте он является темой для постоянного вдохновения Зураба Константиновича. Церетели умеет заряжаться беспокойной энергией города-великана, и можно сказать, что композиция его холстов претерпевает прямое влияние Нью-Йорка — в ней становится больше структурности, графичности, чаще среди живописных полотен нью-йоркской мастерской появляются абстрактные работы, почти лишенные фигуративных образов. Цвет становится более ярким и открытым, словно стремится прокричать так громко, чтобы вечный гул шумного мегаполиса обратил внимание на это живописное многоголосье. Другая неотъемлемая от Нью-Йорка ассоциация — это джаз. Живописные работы, которые Зураб Церетели создает в своей мастерской на Манхэттене, тоже похожи на джаз. Все они словно выстроены по классическому джазовому принципу jam session — полная импровизация ради удовольствия. Наверное, это самое точное определение и творческого метода художника, и той атмосферы, которая царит на холстах, где совершенно разные герои и предметы неожиданно соединяются и дают зрителю уникальное ощущение живого визуального звучания.

И все же манеру и стиль живописи Церетели узнаешь мгновенно, как будто встречаешь знакомых жителей старого Тбилиси столь любимых художником, в который раз любуешься обильно «разросшимся» на холстах подсолнухами, клоуны и клоунессы приветливо раскрывают свои объятия... Однако работы даже с перекликающимися сюжетными линиями, написанные в разных городских пространствах, по своему внутреннему наполнению получаются разные. Живописные произведения, созданные в Париже, в городе, с которым роман мастера длится уже полвека, отличает присутствие в них особой легкости. Именно в Париже, где молодому художнику Зурабу Церетели посчастливилось бывать в мастерских Шагала и Пикассо и видеть, как работают мэтры, произошел переворот в его мировоззрении: «Я понял, что художник свободен. Я поверил, художник может все». На холстах парижской мастерской больше светлости у каждого цвета и тона, рефлексы более звонкие, а в холстах появляется больше мягкости, при этом общий колорит не только не теряет своей экспрессии, а, наоборот, усиливает ее. Впервые нежные цветовые гаммы прозвучали для зрителя в некоторых работах художника на выставке в Третьяковской галерее «Сто работ из Парижа» в 2009 году. Сейчас эта нежность в парижских полотнах разливается еще более широко и свободно, как будто её мощная струя наконец прорвалась сквозь плотину и не может остановиться. Главное для Зураба Церетели — это творчество, прежде всего — живопись. Пространство, где работает художник, — всегда особый мир, полный красок, чувств, переживаний. И этот мир существует в его мастерских. Здесь все время рождается чудо — новая картина, ставшая результатом чудесного преображения чистого холста. Его фантазия и трудоспособность не знают границ, даже временных и физиологических, естественных для человека. Зураб Константинович Церетели — российский художник и скульптор родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси в семье Константина Церетели и Тамары Нижарадзе. С самого детства Зураб Константинович отличался упорством и трудолюбием, которые так удачно дополняли его талант. Свою карьеру он начинал с рядового художника-архитектора в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году стал художественным руководителем монументальной секции Союза художников Грузии. С 1967 года начал активно заниматься монументальным искусством. Началом послужило художественное оформление крупных курортных комплексов Грузии, таких как: Гагра, Сухуми, Пицунда и Боржоми. С тех пор прошло много лет и на счету у мэтра огромное количество достижений: Народный художник Грузии, СССР и РФ (1978, 1980, 1994), посол доброй воли ЮНЕСКО (1996), лауреат премии Пикассо (1994), президент Российской Академии художеств (1997), обладатель Государственных премий Грузии (2004), СССР (1978, 1983) и РФ (1996), кавалер орденов «За заслуги перед отечеством» III II и I степеней (1996, 2006 и 2010), кавалер ордена Почётного легиона Франции (2010) и т.п.

31 января 2014 г.
Комментарии