МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

5 ноября — 7 февраля. «100 лет моды в России»

5 ноября — 7 февраля. «100 лет моды в России»

из коллекции историка моды Александра Васильева
ВДНХ, Павильон №64

Уникальная и единственная в своем роде выставка «100 лет моды в России» представляет собой масштабную ретроспективу моделей женской и мужской одежды за последние 100 лет, которые ярко живописуют перемены в моде этого важнейшего периода в истории России.

Трудно назвать другую страну, в которой за последние 100 лет произошло столько социальных потрясений и перемен. Две революции, 1905 и 1917 годов, две мировые войны, распад СССР и события последующих лет, связанные с перестройкой. Естественно, этим социальным потрясениям и переменам сопутствовали изменения как в бытовом укладе, так и в моде, ведь мода — это зеркало истории. Выставка “100 лет моды в России” покажет и расскажет, как менялась мода в России в период, не столь протяженный с точки зрения истории, но огромный по насыщенности событиями исторической важности.

Примечательно, что экспозиция будет демонстрироваться в Павильоне №64, изначально названном «Ленинград-Северо-Восток», ведь именно город на Неве является колыбелью русской революции, с которой мы и начинаем наше повествование. 100 специально изготовленных манекенов представят большое разнообразие мужской и женской одежды за последние 100 лет под сводами этого величественного и нарядного памятника архитектуры.

Экспозиция начинается с демонстрации предметов одежды предреволюционных 1915-го и 1916-го годов, положивших начало женской эмансипации вследствие продолжающейся Первой мировой войны. Оставшиеся без мужчин женщины, были вынуждены вести мужской образ жизни — нести ответственность за себя и за семью, освоить мужские профессии. Трены, жесткие корсеты и избыточные украшения были принесены в жертву необходимому удобству в работе.

Упрощение кроя женских платьев привело к тому, что вещи теперь делали из занавесок и скатертей, простыней, полотенец и одеял. Особенно популярен русский стиль, интерес к которому пришел на волне патриотизма в годы войны. Русские вышивки, кружево и кустарные ткани пользуются большим успехом. Патриотизмом объясняется отказ женщин от предметов роскоши — дорогих отделок, кружев, камней, перьев и меха, который всегда оставался в холодной России вожделенным товаром. В отсутствие настоящих мехов появились суррогаты — сурка выделывали под соболя, домашнюю кошку под норку, обыкновенную серую крысу — под крота. Колоритным примером этой популярной тенденции конца 1910-х годов является вечернее платье из шелка, отороченное мехом кошки, сшитое в Петрограде в 1918-м году.

События 1917-го года повлекли за собой еще более радикальные изменения, связанные с дороговизной на все модные изделия и ткани, а также с их недостатком. Ярким свидетельством дефицита красивых тканей являются шерстяные, ситцевые и суконные платья второй половины 1910-х годов из коллекции Александра Васильева.

Период НЭПа 1923-х–1929-х годов значительно оживил торговлю, кустарную промышленность, деятельностьателье пошива одежды. Однако в самом начале 1920-х годов советская легкая промышленность страдала от дефицита тканей. Перекройке подвергалось огромное количество старой, вышедшей из моды одежды. Яркими примерами такой трансформации являются представленные в экспозиции советские платья 1920-х годов, одно из которых было перешито из рясы священника, отца Сергия (Белокурова), а другое — из китайской шелковой ширмы. Главным же трендом советской моды в 1920-е годы являются укороченные платья из набивных или вышитых тканей с заниженной талией, нивелирующие все виды женских фигур.

Эпоха сталинского «железного занавеса» прервала на время контакты россиянок с европейскими центрами моды. Советская мода развивалась по своим канонам, черпая вдохновение в образах киногероинь, созданных в те годы дивами отечественного экрана — Любовью Орловой, Мариной Ладыниной, Валентиной Серовой, Зоей Федоровой, Тамарой Макаровой, Лидией Смирновой, Яниной Жеймо, Татьяной Окуневской. Эпоха 1930-х годов запомнилась нам белыми льняными комплектами для лета, вышитыми в фольклорном стиле, которыми изобилует выставка «100 лет моды в России».

Присоединениев начале Второй мировой войны к СССРприбалтийских стран, а также земель других соседних государств привело в столицу множество иностранных моделей восточно-европейского производства. Эти изменения в 1939-х — 1941-х годах коснулись кожгалантереи, шляп, мехов, верхней одежды, ставшей более качественной и лучше скроенной. Военное время и оборона Москвы привели к заметному спаду интереса к моде в СССР, который возродился после с появлением в стране первых посылок с американским секонд-хендом. Затем, в период с 1944-го по 1946-й годы Советский Союз наводнило большое количество трофейной одежды из Австрии, Германии, Венгрии, Чехословакии, что значительно усилило внимание к западной моде. На выставке трофейная мода будет представлена платьями из гардеробов жен маршалов СССР и других видных военачальников.

Начавшаяся в 1947-м году борьба с космополитизмом и начало холодной воны вновь приостановило развитие моды. Заметно уменьшилось декольте, удлинились платья с подкладными плечами, и стиль одежды мог диктовать лишь ОДМО на Кузнецком мосту.

Подписанное в 1950-м году соглашение Мао Цзэдуном и Сталиным о дружбе и сотрудничестве привело в Россию большое количество товаров китайского производства для женщин, мужчин и детей. Среди них — габардиновые пальто, рубашки фирмы «Дружба», китайские зонтики, сумочки и обувь. Противовесом официальной моде сталинской поры были стиляги — бунтарски настроенная городская молодежь, увлекавшаяся рок-н-роллом, американскими прическами и стильной новой одеждой в духе NewLook. Приталенные платья с широкими подъюбниками, шляпки-менингитки, трапециевидные пальто из гардеробов советских звезд Аллы Парфаньяк, Жанны Прохоренко, Лидии Смирновой и Ольги Лепешинской будут впервые представлены на выставке «100 лет моды в России».

Космическая эра твиста будет представлена нарядными мини-платьями 1960-х годов из гардероба кинодивы Натали Фатеевой, балерины Маий Плисецкой, примадонны оперетты Татьяны Шмыги, актрисы Нины Меньшиковой.
Хрущевская эпоха сменилась брежневским застоем, который соответствовал росту молодежного бунта конца 1960-х годов и началу влияния эстетики хиппи на советскую моду в 1970-е годы. Это было заметно в фольклорном направлении, которое часто разрабатывал Слава Зайцев, чьи модели из набивного ситца в лоскутной технике будут также украшать выставку. Платья из личного гардероба Светланы Светличной, Марии Пахоменко, Надежды Румянцевой и Галины Брежневой прекрасно проиллюстрируют изменения в стиле одежды в те годы — более ярком и красочном.

Мода 1980-х годов создала образ сильной деловой женщины в ярких платьях с подкладными плечами. Разумеется, что советская мода в период агонии страны почти на 10 лет отставала от моды западной. Однако иконы стиля той эпохи одевались все же достаточно модно и стильно. Одним из примеров является Майя Плисецкая, которая на протяжении многих лет являлась музой Пьера Кардена. На выставке «100 лет моды в России» будет представлен ансамбль из набивного шелка с воланами авторства Кардена из гардероба Майи Михайловны. Именно в этом костюме в 1991-м году Майя Михайловна получала Золотую медаль за заслуги в области изящных искусств из рук короля Испании Хуана Карлоса.

Помимо платьев и костюмов из гардероба звезд советской эпохи, таких как Лайма Вайкуле, Людмила Гурченко, Наталья Селезнева и Татьяна Шмыга, в экспозиции будут продемонстрированы модели повседневной модной одежды.

Лихие 1990-е годы прославились не только малиновыми пиджаками, золотыми цепями и лаковой обувью, но и характерной экстравагантностью жен новых русских — главных потребительниц мирового неликвида в те годы. Постепенно, молодые отечественные дизайнеры — Валентин Юдашкин, Татьяна Парфенова, Игорь Чапурин, Андрей Шаров, Елена Ярмак, Алиса Толкачева, Лев Новиков в своих коллекциях начинают талантливо выражать собственные взгляды на моду и добиваются коммерческого успеха. Многие бренды мировой модной индустрии, видя большой покупательский потенциал, устремились на русский рынок и тем самым сформировали его современные вкусы к люксу и роскоши.

Последний период 2000-х годов знаменит увлечением гламуром — главным направлением последнего десятилетия. Россиянам стали доступны лучшие мировые бренды, и жительницы нашей страны начали очень активно интересоваться не только своим гардеробом, но и принялись постоянно совершенствовать свою внешность благодаря услугам пластических хирургов, диетологов, фитнес тренеров и парикмахеров-стилистов. В мире российской моды сформировалась новая плеяда дизайнеров, среди которых особое место занимают Кирилл Гасилин, Ульяна Сергеенко, Вика Газинская, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов и другие. Платья, созданные современными дизайнерами, будут во всем многообразии представлены в экспозиции.

Выставка «100 лет моды в России» на ВДНХ станет своеобразным открытием широты и разнообразия коллекции из Фонда Александра Васильева и основой будущего первого и единственного на сегодняшний день музея моды в стране. Атмосферу погружения в ту или иную эпоху буду создавать увеличенные и распечатанные на баннере фотоиллюстрации мод разных десятилетий, что зрительно обогатит выставку и подчеркнет ее образовательную составляющую.

19 ноября 2015 г.
Комментарии