МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

«Человек как рамка для ландшафта»

«Человек как рамка для ландшафта»

Редактор: family-values.ru

Выставка Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта», музей «Гараж», с 28 февраля


Музей современного искусства «Гараж» представляет выставку российского художника, писателя, музыкального исполнителя, теоретика искусства Павла Пепперштейна (род. 1966, Москва).

Пепперштейн — автор множества мистификаций: то откроет выставку картин Пабло Пикассо, воскрешенного стараниями секретного НИИ, то выставит рисунки страдающей от галлюцинаций Джеки Кеннеди.

Ничего удивительного, ведь Пепперштейн — а на самом деле Павел Пивоваров, выбравший в качестве псевдонима измененное имя героя «Волшебной горы» Томаса Манна, — провел детство в эпицентре московского концептуализма. На его глазах придумывались альбомы Виктора Пивоварова и Ильи Кабакова, в которых часто действовали выдуманные персонажи.

В конце 1980-х Пепперштейн вместе с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом — сооснователям группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» — называют себя панк-концептуалистами и инспектируют пивные бары, выставки и художественные мастерские. В конце 1990-х в соавторстве с Ануфриевым Пепперштейн пишет один из главных российских посмодернистских текстов — двухтомный роман «Мифогенная любовь каст».

Связь письма и рисования свойственна практике Пепперштейна с тех давних пор. В бесконечно отсылающих друг к другу текстах и графике Пепперштейна смешалось все — психоделика, сны и массмедиа, эротика и фантастика, постгуманизм и эко-футуризм, гангстеры и поп-идолы.

«Человек как рамка для ландшафта» — не столько хронологически последовательная ретроспектива (хотя будет и совсем ранняя графика, и совсем новая живопись), сколько попытка «инспекции» мифов, созданных Пепперштейном с 1970-х и до сегодняшнего дня.

В восточной галерее «Гаража» построен космический корабль с залами-капсулами, напоминающими о кубриковской «Космической Одиссее», и готовим к публикации автобиографию художника, не теряйте времени и читайте последние сборники рассказов Пепперштейна. «Эпоха аттракционов» и «Тайна нашего времени» открывают ландшафты будущего — с супрематитескими автострадами, грандиозными луна-парками и техногенными монстрами.

Персональная выставка в Музее «Гараж» — это попытка полноценной «инспекции» самых заметных и влиятельных мифов, созданных Пепперштейном в разное время — с 1970-х и до сегодняшнего дня. От изобретения новых стран и государств с подробной картографией, атрибутикой и тому подобного до экстатических или, наоборот, сверхпродуманных видений будущего мира, от религий, культов, верований и ритуалов до альтернативных реальностей, существующих в параллельных режимах и модальностях.

Выставка представляет собой последовательность комнат, в каждой из которых развивается и живет одна из подобных систем-ландшафтов — например, «Библиотека», собранная из книг, выдуманных Пепперштейном, которые невозможно открыть, зритель видит только корешки изданий. Это один из важнейших образов для Пепперштейна и основанной им вместе с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» — книжный пантеон европейской цивилизации, в котором Аристотель, Лейбниц и другие замещены новыми героями с псевдоканоническими текстами. Важное место на выставке отводится так называемому политическому дискурсу — с одной стороны, переизобретению политической системы, с другой — наделению вполне реальных действующих лиц современной политики символическим статусом, погружению их в шизоидное пространство новых утопий, в обустройство метагосударств нового мира. Начало подобной «государственной деятельности» Пепперштейна относится к 1970-м, когда он придумывал и подробнейшим образом описывал утопические страны и политические системы: в «Гараже» впервые будут показаны ранние рисунки и альбомы, сделанные Пепперштейном в подростковом возрасте.

Через всю выставку, где есть место театральным и театрализованным архитектурным решениям, проходит несколько сквозных элементов, в частности различные орнаменты, раппорт, который, как и в практике московского концептуализма, не мыслится как простое «украшательство». Для Пепперштейна «чисто декоративное выдает утрату своего происхождения, оно не имеет генеалогии, сиротствует. Тем самым оно отсылает к совершенному отрыву от контекста» (Жак Сулийу). Игра с различными уровнями расслоенной реальности, обнаружение магии, странных нарративов между складками действительности движет всей выставкой, превращая ее в собрание удивительных «ландшафтов» как в одной из серий Пепперштейна, давшей название всему проекту.

Для «Человека как рамка для ландшафта» художник также создаст около 20 новых произведений, в том числе графические работы, видео и инсталляции. Помимо этого к выставке будет выпущена книга мемуаров Павла Пепперштейна.

27 февраля 2019 г.
Комментарии