МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

До 11 февраля. Выставка «Кавказский пленник. От Пушкина до наших дней»

До 11 февраля. Выставка «Кавказский пленник. От Пушкина до наших дней»

К 190-летию выхода в свет поэмы «Кавказский пленник» А.С. Пушкина
Музей А.С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2

В.К. Куинджи. Крестовая гора. Копия с картины М.Ю. Лермонтова, 1839 г. Из собрания Лермонтовского музея-заповедника в Тарханах.

Экспозицию выставки составляет тематическое собрание редких музейных и архивных материалов, впервые объединенных вместе из 8 музеев России. В контексте известных литературных шедевров выставка представляет культурно-исторический взгляд на весьма значимую и ранимую для российского общества тему взаимоотношений русских и кавказских народов.

В тематических разделах экспозиции представлено немало артефактов. Наряду с первыми, прижизненными изданиями «Кавказских пленников», зрители увидят сохранившиеся рукописные материалы и уникальные исторические документы с автографами — в т.ч. рескрипт Александра I генералу-лейтенанту А.П. Ермолову; составленная А.П. Ермоловым Таблица горских племен, автографы и рисунки М.Ю. Лермонтова, рукописи и личные вещи Л.Н. Толстого, в т.ч. рабочий карандаш писателя и сапоги, в которых он прошагал немало горных дорог, в пору своей военной службы на Кавказе.

Портретную галерею классиков, героев и участников кавказской войны XIX столетия дополняют малоизвестные рисунки и фотоматериалы, в т.ч. фотографии из архива Л.Н. Толстого, снимки предводителя кавказских народов Шамиля и его преемников.

Визуальный ряд выставки включает живописные полотна и акварели, гравюры и литографии художников XIX века, запечатлевших исторические события, панорамы и виды городов и природы Кавказа, бытовые сцены и народные типажи кавказцев. Среди них можно выделить рисунки Е. Корнеева, автолитографии Г. Гагарина, А. Орловского, литографии В. Тимма, Г. Беггора. Рисунки и гравюры А. Кокорина, А. Глуховцева, Ф. Константинова и др. представляют богатый иллюстративный материал к различным современным переизданиям «Кавказских пленников».

О съемках художественного фильма «Кавказский пленник» (1996) рассказывают материалы из архива режиссера С. Бодрова-старшего. Кадры рабочих моментов, автографы «писем к матери» С. Бодрова-младшего и О. Меньшикова, афиши фильма, получившего немало кинематографических наград...

Участники выставки:

Государственный музей А.С. Пушкина,

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»,

Государственный музей Л.Н. Толстого,

Российский государственный архив древних актов (РГАДА),

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ),

Государственный мемориальный и природный заповедник

«Музей-усадьба Л.Н. Толстого „Ясная Поляна“,

Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,

Творческая группа кинофильма «Кавказский пленник»

С XIX века Кавказ является не только одним из самых красивых и богатых краев России, но и одной из ее болевых точек. Правовой статус государства в этом регионе определили мирные договоры, венчавшие русско-турецкие и русско-персидские войны конца XVIII — начала XIX века. Но вот уже более двух столетий, то затухая, то вспыхивая вновь, здесь обостряются национальные и государственные взаимоотношения, выливаясь в драматические конфликты и кровавые столкновения. В основе их — исторически сложившаяся специфика региона и менталитета коренного населения, разбитого вековыми традициями, родовыми кланами, религиозными предпочтениями и другими факторами на многочисленные народности. Порой не уживающиеся даже между собой, они часто не желали мириться с централизованной властью, которая, в свою очередь, иногда вынуждена была идти на крутые меры по наведению государственного порядка. Так называемая Кавказская война, тянувшейся почти полвека в XIX столетии (с начала наведения порядка в регионе войсками генерала А.П. Ермолова), откликнулась страшным эхом в конце XX-го, трагическими событиями на территории нынешнего российского Кавказа.

Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой прослеживаются во многих литературных произведениях XIX-XX века. Но первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А.С. Пушкин. Под впечатлением своего путешествия по Кубани и Кавказу в начале 1820-х, поэт написал поэму «Кавказский пленник». Романтизированная история русского офицера в плену у горцев, опубликованная в 1822 году, вызвала резонанс в литературных и читательских кругах.

Живой интерес к этой странице истории России, быту и нравам кавказских народностей (который проявлялся не только в литературе, но и в других видах науки и искусств, например, в живописи) подхватил М.Ю. Лермонтов. Под воздействием пушкинского сочинения в 1828 году он написал одноименную поэму на схожий сюжет.

Романтические тенденции поэтов спустя несколько десятилетий сменил реалистическим изображением событий Лев Толстой, проходившим военную службу на Кавказе. Его живой, основанный на реальных событиях, рассказ «Кавказский пленник» был опубликован 1872 году, увенчав собой яркую триаду одноименных литературных шедевров.

В XX веке на эту тему отозвался и кинематограф. События чеченской войны начала 90-х нашли отражение в фильме «Кавказский пленник» (1996) режиссера Сергея Бодрова–старшего, в котором главную и свою первую роль сыграл его сын Сергей. В 2002 году, снимая на Кавказе уже свой фильм, Сергей Бодров-младший пропал без вести вместе со своей группой во время схода ледника в Северной Осетии...

Б.А. Семенов. Воспоминание о Кавказе. Копия с картины М.Ю. Лермонтова. Из собрания Лермонтовского музея-заповедника в Тарханах.

Рисунок М.Ю. Лермонтова.

02 декабря 2012 г.
Комментарии