До 26 мая. Рисунки и гравюры из циклов «А.С. Пушкин» и «Венок М.Ю. Лермонтову»
Вацлав Зелинский Графика
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина, в Денежном переулке
ул. Арбат, 55/32 (вход с Денежного пер.), ст.м. «Смоленская»
Известный художник Вацлав ЗЕЛИНСКИЙ (родился 01.04.1935, в селе Балакиры Хмельницкой области УССР), несмотря на то, что давно уже обрел заслуженное признание, продолжает жить в постоянном поиске своего художественного языка, в мире образов, доступных воплощению средствами излюбленной им графики. В экспозиции, развернутой в Выставочных залах музея А.С. Пушкина, представлено 47 графических полотен художника. Они посвящены двум великим поэтам — Пушкину и Лермонтову. Развернутый цикл графических работ художника — плод его многолетнего труда — является ярким примером художественного осмысления поэтического гения двух великих личностей, чье творчество и трагические судьбы оказались столь неразрывно связанными. В преддверии 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова, который будет отмечаться в следующем году, эта выставка представляется особенно знаменательной.
С 1963 года, после окончания одного из старейших учебных заведений России — Казанского художественного училища, художник начал выставляться и сразу обратил на себя внимание. На выставках его работы неизменно привлекали зрителей и специалистов не только мастерским исполнением, но и неожиданностью художественных решений. За свою долгую творческую жизнь художник много сделал в области плакатной и книжной графики. В плакатном искусстве им был создан цикл работ, посвященных подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Серьезное внимание Вацлав Зелинский уделял искусству гравюры. Как художник-иллюстратор он широко известен своими работами к произведениям В. Шекспира, Б. Брехта, В. Маяковского, Н Гоголя. Работая над гоголевской темой, у Вацлава Зелинского родилась и закрепилась идея создания «Пушкинианы». Начиная пушкинскую серию, художник чувствовал огромную ответственность. Зелинский хотел понять «своего» Пушкина — ведь Пушкина каждый читает, видит и чувствует по-своему. Художник не ставил задачей иллюстрировать этапы жизни поэта. Он стремился графически выразить его творческую мысль, вдохновившую на создание бессмертных произведений. ¬¬Следом за Пушкиным В. Зелинский обратился к творческой судьбе и личности его преемника — М.Ю. Лермонтова. К творчеству Лермонтова обращались многие известные художники — В. Агин, В. Верещагин, И. Репин, Л. Пастернак, И. Билибин, и, конечно, М. Врубель. Как и его великие предшественники, Вацлав Зелинский не удовлетворялся просто иллюстрированием текста, но стремится выразить идею произведения, передать мировосприятие поэта, его чувства и мысли...
Цикл работ В. Зелинского, посвященных Лермонтову, можно условно разделить на две части: гравюры и рисунки. Художник начинал работу над этой темой с гравюр на линолеуме. В первых работах цикла была некоторая сухость и строгость. В портретах М.Ю. Лермонтова лишь приглушенно звучала трагическая нота, намекающая на судьбу поэта. Затем все отчетливей на рисунках стал проступать его характер — гражданина, воина, взволнованного лирика. Этот гравюрный раздел цикла может быть по-настоящему воспринят только в целостности. В нем много аллегорического, вплетаемого художником в подробности биографии поэта. Иногда — смелый выход на общечеловеческие темы.
Сегодня произведения В.Зелинского находятся во многих музейных собраниях. Вскоре пополнится ими и коллекция музея А.С. Пушкина. Художник задумал передать музею в дар часть своих графических работ, посвященных Пушкину и Лермонтову.