МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

До 28 июля. Выставка одной картины. Франс Халс, «Евангелист Марк»

До 28 июля. Выставка одной картины. Франс Халс, «Евангелист Марк»




ГМИИ им. А.С. Пушкина
Главное здание

Музей представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Не меньшей популярностью пользовались созданные им портреты харлемских бюргеров, в которых безусловное сходство сочеталось с необычайной свободой живописной манеры, динамикой композиционных решений и колористической тонкостью цветовых оттенков. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). С другой стороны, изображения евангелистов были также достаточно популярны и в среде протестантов, которые воспринимали их как персонификацию Слова Божьего; в морально-назидательных целях такие изображения могли украшать комнату или библиотеку.

Франс Халс, «Евангелист Марк»

Известно, что во второй половине XVIII века картина находилась в нескольких частных собраниях в Голландии. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. В 1959 году две другие картины цикла — «Св. Лука» и «Св. Матфей» — были обнаружены в фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, что изображения евангелистов являются работами не анонимного русского художника XIX века, как было записано в музейной документации, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. Установление принадлежности этих картин кисти Халса можно отнести к самым выдающимся достижениям науки об искусстве XX столетия. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение „Святого Луки“. Западноевропейская живопись VI — XVIII веков из музеев Украины».

Две другие картины из этого цикла считались утраченными до 1972 года, когда немецкий искусствовед, автор монографии о творчестве Франса Халса, доктор Клаус Гримм опубликовал приобретенный незадолго до того и отреставрированный холст «Евангелист Марк», который совпадал по размерам и стилю исполнения с работами из Одессы. Наконец, в 1997 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне была выставлена четвертая недостающая картина из этой серии — «Св. Иоанн Евангелист», — которая была куплена для музея Пола Гетти в Малибу (Калифорния, США).

История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. На холсте был представлен пожилой мужчина с бородой, одетый по моде середины XVII века в темный костюм с белым отложным воротником и широкими манжетами. Доктор Клаус Гримм, обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени картинами из Одессы, сделал химический анализ красочных пигментов. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты, использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Однако анализ пигментов с изображения воротника и манжет показал, что их начали использовать лишь в XIX веке. Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом — яичный желток. Проведенная реставрация показала, что костюм, соответствующий моде 1640-х годов, написан поверх грубого плаща, а слева открылось изображение головы льва — атрибута евангелиста Марка. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет.

Картина «Евангелист Марк», созданная мастером во второй половине 1620-х годов, была возвращена миру совместными усилиями опытных экспертов-искусствоведов и реставраторов. Она демонстрирует неповторимую манеру исполнения, которая в сочетании с подчеркнуто грубоватым реализмом изображения евангелиста Марка очень характерна для лучших произведений художника второй половины 1620-х годов.

Выставка картины Франса Халса «Евангелист Марк», которая любезно предоставлена для экспонирования в ГМИИ им. А.С. Пушкина лондонской галереей Джонни ван Хафтена, станет настоящим подарком не только для специалистов, но и для всех любителей искусства.

27 мая 2013 г.
Комментарии