До 29 июля. В ГМИИ им. Пушкина — самый реальный «Воображаемый музей»
Пара ботинок Ван Гога.
Дина Радбель
Такого беспрецедентного по масштабу события в ГМИИ им. Пушкина еще не было. «Воображаемый» музей, о котором пойдет речь ниже, продолжил обширную архивную экспозицию, посвященную столетию музея. Изучив, с чего и как начинался музей, владеющий сегодня 670 000 произведений искусств (от памятников древнего мира до творений начала XXI века), и бегло взглянув на предметы постоянной экспозиции, можно полностью погрузиться в неизвестные миры «Воображаемого музея».
Позаимствовав для названия выставки заглавие одноименной работы французского писателя и культуролога XX века Андре Мальро, ГМИИ имени А.С. Пушкина обогатил свою постоянную экспозицию недостающими шедеврами из собраний крупнейших государственных музеев мира и частных коллекций, с которыми его связывают давние дружеские и партнерские отношения. Это Лувр, Д’ Орсэ, Пинакотека Брера, Галерея Тейт, Лондонская Королевская Академия, Художественный музей Базеля, Британский музей, Центр Жоржа Помпиду, Музеи Прадо и Тиссена-Борнемисса, Эрмитаж, художественные собрания Дрездена и Государственные музеи Берлина.
Появились и новые друзья, впервые предоставившие свои работы: Музей Лихтенштейна в Вене, Музей Ашмолеан в Оксфорде, Академия Каррара в Бергамо, Национальный музей в Стокгольме, Национальный музей в Варшаве, Королевский музей изящных искусств в Брюсселе.
Всего в рамках проекта представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира, обогативших разделы постоянной экспозиции Музея.
Директор музея И.А. Антонова сказала «Фамильным ценностям»: «Воображаемый музей» — это музей всемирной отзывчивости, благодаря чему удовлетворена тоска по мировой культуре».
Общепризнанные шедевры крайне редко покидают родные стены, но ради столетия Пушкинского было сделано исключение. На самом деле, «Воображаемый музей» мог позволить себе и репродукции недостающих работ, и за это ему были бы благодарны зрители, а тут почти в каждом зале живая встреча с оригиналом, открывающая мастера с неизвестной стороны.
Возьмем, например, Босха... Его картин нет в музеях России. Но любовь и неподдельный интерес к творчеству великого голландца испытывали все советские люди. Он со своим «Садом земных наслаждений», посвященным греху сладострастия, щекотал нервы подуставшей от реализма публике. За альбомами Босха гонялись, их продавали по спекулятивной цене.
Встреча с Босхом в «Воображаемом музее» ограничивается одной небольшой картиной «Извлечение камня глупости» (музей Прадо). Работа — нетипичная для загадочного живописца. В основе сюжета фольклорная история о странствующих лекарях, коробейниках, исцеляющих глупых пациентов от несуществующих болезней. В эпоху Позднего Средневековья ходило суеверие, что можно сделать человека умным, вырезав жировые наросты глупости на его голове. Этим суеверием пользовались шарлатаны. Одна из историй о простодушном Лубберте, сделавшем операцию по удалению камня глупости, вдохновила Босха. Однако из раны на голове глупца вместо извлеченного камня растет тюльпан — символ обмана.
Помните Мане «Завтрак на траве»? Из Галереи Курто (Лондон) — приехал уменьшенный вариант этой скандально известной картины. Мане синтезировал самые радикальные задачи, которые ставил. Картина была объявлена министерством Двора «оскорбляющей нравственность» и не допускалась к выставкам. В связи с чем, попала в так называемый «Салон отверженных», созданный по инициативе императора Наполеона III. На картине изображены двое одетых, как денди, мужчин с обнаженной женщиной. Они как-бы просто отдыхают на траве, о чем-то увлеченно беседуя. Возмущение было вызвано не только сюжетом, но и тем, как женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была Виктория Меран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд...
Представленный вариант «Завтрака на траве» заметно отличается от большого полотна из музея Орсе. Неопрятность мазков создает впечатление — незавершенности работы. Эксперты так и не пришли к выводу, что это реплика большой картины или предварительной набросок?
Национальный музей Ван Гога в Амстердаме доставил «Пару ботинок» Ван Гога. Для нас эта картина — открытие. Потому что сюжет — за рамками канонов академической живописи. Поношенные, старые ботинки символизируют долгую, непростую жизнь. Темный гнетущий колорит картины усиливает впечатление. Своей творческой волей Ван Гог превратил банальную вещь — ботинки — в художественный объект.
«Портрет девушки в красном берете» Альбрехта Дюрера из Государственного музея Берлина — тоже непривычный Дюрер. Он, как мастер, здесь аккумулирует мощную школу живописцев Венеции.
Список работ, обескураживающих открытиями, можно продолжить. Это относится и к «Христу» Эль Греко, и к «Голове молодой женщины» Модильяни, и к портрету «Марии фон Тассис» Ван Дейка, и к «Адаму и Еве» Климта.
Чего только стоит «Конный портрет инфанта Бальтазара Карлоса» Веласкеса (музей Прадо), украсивший зал искусства XVII века! Ребенок на огромном скакуне не выглядит потерянным. Веласкес хотел подчеркнуть смелость модели, чтобы утешить семью... Дело в том, принц Бальтасар Карлос, наследник Филиппа IV, путешествуя с отцом по северу Испании, заразился оспой и умер в возрасте 16 лет. Веласкес написал два портрета принца — в два года и в шестнадцать, увековечив наследника престола, который ему не суждено было занять.
Чтобы насладиться всеми экспонатами «Воображаемого музея», придется заглянуть в Пушкинский раза три, не меньше. Иначе можно пропустить в экспозиции древних цивилизаций статую Гудеа (из собрания Лувра, Гудеа был обожествлен и в храмах его статуям приносили жертвы), в «Античном искусстве» — скульптурный портрет императора Каракаллы (из собрания Главного управления археологических ценностей Неаполя) и многое другое. В залах итальянского искусства XVI-XVII веков представлены полотна «Рождество Марии» Витторе Карпаччо и «Портрет старика» Джованни Батиста из коллеции Академии Каррара (Бергамо, Италия). В экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX века — легендарный «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле из Музея Д’ Орсэ (Париж, Франция) и т. д. Почитатели искусства XX века смогут увидеть «Обнаженную» Амедео Модильяни из коллекции Галереи Курто (Лондон, Великобритания) и «Ключ полей» Рене Магрита и «Коричневое и серебряное I» Джексона Поллока из Фонда собрания Тиссен- Борнемисца (Мадрид, Испания). Всего не перечислишь.
Выставка «Воображаемый музей» — настоящий подарок для всех любителей искусства и возможность заглянуть в лучшие музеи и галереи мира.