До 8 апреля. Тайнопись Универсума
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ХУДОЖНИКА ЗАЛ № 3
«Тайнопись Универсума» — совместный проект галереи «Веллум» и галереи «Восточная Заграница» — о взаимовлиянии прикладного искусства, рожденного философией Востока, с умонастроениями и культурой России в первой половине ХХ века. В первую очередь речь идет об идеях русского космизма — о той творческой платформе, в которой вселенная-«универсум» и связь человека с космосом становятся главными темами произведений художников. В экспозиции «Тайнопись Универсума» представлены работы Максимилиана Волошина, художников группы «Амаравелла» — Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, — а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии.
Русский космизм — редкое, малоизвестное широкой публике и даже многим специалистам явление отечественной культуры начала XX столетия. Творчество мастеров этой группы и их окружения буквально пронизано поэтикой и философией Востока, среди идейных вдохновителей русского космизма — такие имена признанных «ориенталистов» как Н.Рерих и М.Волошин. В проекте сделана попытка показать истоки и связи интереснейшего локального направления европейского искусства прошлого столетия и восточных традиций, очень популярных в Европе на рубеже XIX-XX веков.
К началу ХХ века, когда казалось, что человек покорил природу, и в цивилизованном мире достигнут пик бытового комфорта, взгляд мыслящих людей обратился в будущее, к Космосу внутреннему и реальному. Увлечение мистическими учениями, бурно распространившееся в России на рубеже ХIХ — ХХ веков, коснулось и художников. В пёстрой картине художественных направлений, возникших в 1910-1920-е гг., особняком стоят художники группы «Амаравелла». Общая идея, объединяющая художников этого сообщества, была сформулирована ими в манифесте: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Особое влияние на мировоззрение группы оказали Рерих и Волошин.
Духовное наполнение живописи как Волошина, так и художников «Амаравеллы», проистекало из их романтического мировосприятия, их увлечённости древней и современной философией, философией Востока и теософией. Они признавали идею двоемирия — существования наряду с миром материальным мира духовного, им была близка пантеистическая идея одухотворённости и божественности Природы и Космоса, идея живой, гармоничной связи человека и Мироздания, в нравственном аспекте они признавали существование Света и Тьмы, Добра и Зла, они верили в духовное восхождение человека в процессе многочисленных перерождений. Важным фактором духовного преображения человека они считали искусство. Волошин называл свою просветительскую миссию: «буддизм, католичество, магия, оккультизм, теософия...». Всё это воспринималось через призму искусства. Часто свои акварельные пейзажи он подписывал стихотворными строками, дающими представление о поэтичности изображаемого, передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение.
Художники «Амаравеллы» значительно расширили представление о космосе. Они представили многие скрывавшиеся в тени грани космоса и, прежде всего, его поэзию, его музыку, его чарующую тайну, причём каждый сделал это по-своему и с использованием индивидуальных художественных средств. На выставке можно увидеть работы двух представителей «Амаравеллы». В произведениях основателя группы П.П. Фатеева отражена фантастическая грань с философским уклоном, картины Б.А. Смирнова-Русецкого отличает разлитая повсюду в реальных земных и космических ландшафтах духовная сущность, мистичность.
В статье, датированной ноябрем 1917 г., Фатеев писал: «Новая музыка, поэзия, философия, последние по времени течения живописи: кубизм, футуризм, супрематизм, индийские йоги, теософы, последние данные науки-все проходит под знаком того, что может быть названо Новым Космическим сознанием».
Борис Смирнов-Русецкий (позже всех своих товарищей ушедший из жизни) в 1990 г. сказал: «В последние годы я замечаю, как зритель духовно растёт и всё более тонко и глубоко постигает искусство „Амаравеллы“, затронувшее одну из важнейших идей гуманизма — идею великого единства мироздания, оно становится всё более понятным современникам. Оно как мост перекинулось от первых духовных исканий и открытий начала ХХ столетия к концу его, когда те же искания возрождаются в новой, более совершенной форме, обогащёнными огромными сдвигами науки, социального и философского мышления». Невероятно яркое впечатление на Смирнова-Русецкого произвело знакомство с Рерихами. Он увлекается, в первую очередь, философией и открытиями Н.К. Рериха в живописи. Впоследствии Смирнов-Русецкий возглавляет фонд имени Рериха, и это становится делом его жизни.
Русский космизм, как самобытное направление отечественной мысли, очень часто обращает свои взоры на Восток. На Востоке существовала иная традиция в понимании рацио в деятельности. Здесь господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов; здесь было развито понимание «дао» как единства истины и нравственности. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая — это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.