Джозеф Кошут «Амнезия» (до 21 июня)
Мультимедиа Арт Музей, Москва,
Галерея Шпрют-Маджерс, Берлин-Лондон
Дина Радбель
Выставка «Амнезия» представляет обширный спектр неоновых работ Джозефа Кошута, созданных между 1965 и 2011 годами.
Известный современный американский художник, эссеист, публицист и журналист, один из основоположников концептуального искусства представил на московской выставке 25 неоновых работ художника, включая одну из первых — «Пять пятерок» (1965), а также недавно созданные произведения. Кошут — один из первопроходцев концептуального искусства: в 1960-е годы он начинает использовать стратегию апроприации, делать работы, основанные на тексте и одновременно использовать в них фотографию. Свои исследования в области языка и восприятия художник организует в серии. Этот формат позволяет придавать игре и рефлексии самые разные направления. В своем знаменитом эссе «Искусство после философии» (1969)Кошут предложил радикальное исследование средств, с помощью которых искусство приобретает свое культурное значение и свой статус как искусство. Быть художником сегодня, по словам Кошута, означает задавать вопросы о природе искусства. Ответ он нашел в концептуальном искусстве, лишив его всех морфологических признаков. Конек художника — интеллектуальная провокация, образы и объекты, занявшие место восприятия и слов. Этот, прежде всего, отображено в серии First Investigations, которая включала словарные определения слов, таких как «вода», «значение», «идея». Кошут стремился показать, что искусство заключается не в самом объекте, а в идее или концепции работы.
На вопрос арт-критика Марины Семендяевой «если бы вам нужно было объяснить концептуализм ребенку, как бы вы это сделали?», Кошут ответил:
«Сложно объяснить ребенку динамику истории искусства. Из студенческих времен мне запомнилась цитата: „Сначала я думаю, а потом рисую вокруг своей мысли“. Кажется, это цитата ребенка, и мне она показалась очень вдохновляющей. Во времена моей молодости модернизм был единственно возможной нормой, если ты хотел быть художником, можно было заниматься живописью или скульптурой, а я находил эти рамки очень тесными и устаревшими. Я стал делать искусство, которое соответствовало моему времени.
Проблема с традиционными формами искусства в том, что они кричат «Я искусство!» еще до того, как художник хоть что-то скажет. Институциональная форма говорит громче художника. Если ты занимаешься современным искусством, ты должен задавать вопросы о сути искусства. Живопись и скульптура не задают эти вопросы, они просто отражают период в истории искусства — модернизм. Единственный вопрос, который к ним относится, — «Как это сделано?» Но я думаю, что главный вопрос — «Почему?» Художник создает смысл. В молодости я был очень увлечен политикой и идеями феминизма, который говорил об освобождении мужчин в том числе, — это до сих пор не все понимают. Тогда в моей голове появилась параллель между патриархальной культурой, в которой женщину судят по ее внешнему виду, а не по мыслям, и искусством, которое делает то же самое. Только краски и форма! Что важнее всего в концептуальном искусстве — оно уничтожает эту патриархальную модель авторитарного художника-экспрессиониста, который разбрызгивает краски по холсту, этакий христоподобный творец с бородой. Искусство — это идеи, и пол человека, который его создает, не имеет никакого значения. Мы обнаружили, что с начала 70-х годов все больше и больше женщин стали заниматься искусством и делать важные работы, а 80-е стали временем женской фотографии. В последние 30–40 лет искусство очень изменилось под влиянием женщин, и я был частью этих изменений».
Интересный факт совместного творчества:
В 1994 году в Варшаве (Уяздовский замок) состоялась совместная выставка Джозефа Кошута и Ильи Кабакова «Коридор двух банальностей». В выставочном пространстве демонстрировался длинный ряд придвинутых друг к другу столов, обшарпанных — с российской стороны, опрятных — с западной.