Опасное искусство, призывающее к миру и свободе
Текст: Дина Радбель
Фото: Дмитрий Намычкин
Когда говорят об искусстве как о чем-то опасном, сразу представляются взрывоопасные экспонаты или вульгарные инсталляции, пробуждающие нездоровые инстинкты.
В Хайфе в Художественном музее открылась выставка «Опасное искусство» (11 ноября 2017 — 14 апреля 2018) и цель ее, вернее, ее призыв — вглядеться в царство свободы, обещанное демократией. Свободны ли мы? Если — да, то насколько свободны? Что можно критиковать в свободном обществе? Все? Но так ли это? На выставке «Опасное искусство», куратором которой является Светлана Рейнгольд, художники протестуют против мнимой свободы, рассматривая современное искусство — как арену для социальных вопросов (право на протест, права женщин, права LGBTQIA- сообщества) и политических протестов (права беженцев и др.). Авторы картин, плакатов, фотографий, скульптур используют художественный активизм как стратегию. То есть, согласно Канту и Ницше, художник, прежде всего, к себе предъявляет моральное требование, заключающееся в том, что необходимо переходить от наблюдения к делу, от теории к практике. Сегодня весь мир живет в режиме «чрезвычайного положения», в мире камер слежения и цензуры, и наше право на свободу достаточно условно. Что-то можно, но что-то категорически нельзя. Революционный дух подвергается жесткому подавлению.
Художники способны не только увидеть, выразить, но и донести до миллионов то, о чем другие боятся сказать. Они давно уже стали не просто свидетелями страшных событий, но и участниками войн и протестов, жертвами катастроф и терактов.
Авторы представленных работ стремятся освободиться от идеологического давления политической гегемонии и разоблачить несправедливый антагонизм и насилие.
Будь-то выселение из Амоны в Израиле, демонстрации в Хевроне, уличные протесты в Перу, выступления обнаженных Фемен на Украине.
Активизм в искусстве — феномен нашего времени и в тоже время это «эстафета», принятая от модернистов в XX веке. Они боролись с табу радикальными и новаторскими способами. Авангардное искусство обнажало язвы «системы»: критиковало формы правления, социальные структуры, распределение капитала, деятельности полиции и контроля.
Сегодня художник как подрывник, который находится в центре событий, бросает вызов обществу, политикам, правителям и их вассалам. Он в толпе демонстрантов, в автозаке, на баррикадах...Художники призывают ничего не бояться правды и всех, кто несвободен, бороться за свои права любыми способами.
На выставке можно увидеть работы ведущих израильских и мировых художников: Ай Вэйвэй, Гил Йефман, Гилберт и Джордж, Трейси Моффат, Вик Мунис, Мария Аха-Кучер, Даниэль Арзола, Хен Шиш, Эльдад Рафаэли, Бен Хагари, Корен Зив, Одед Балилти, Нирит Такеле, Керен Анави, Дэдэ и Нитцан Минтц и др.
Возьмем, к примеру, пару фактов из биографии Ай Вэйвэя. Его отец — выдающийся китайский поэт Ай Цин с конца пятидесятых содержался в ссылке и не мог печататься до реабилитации в 1978 году. Ай Вэйвэй — художник, архитектор, яркий критик китайского правительства. В 1980 году он стал одним из основателей арт-группы «Звезды» (объединение художников в КНР в первые годы после Культурной революции, оппозиционно настроенное по отношению к тогдашним властям КНР).
Работы группы «Звезды» противостояли марксистской идеологии, господствовавшей в те годы. Художники отрицали теорию «искусства ради искусства», распространенную во времена династии Мин и Цин. Когда Ай Вэйвэй провел собственное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения 2008 года, он опубликовал в своем блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, вследствие которой в первые минуты катастрофы разрушились десятки плохо построенных школ. Художник был жестоко избит полицией за то, что попытался выступить на суде в поддержку обличавшего сычуаньскую администрацию правозащитника. Его арест стал частью серии действий китайских властей против антиправительственных демонстрантов. Вэйвэю запретили покидать Китай, его мастерскую в Шанхае по распоряжению властей снесли. И только в 2011 году в связи с политическими репрессиями было объявлено о переезде Вэйвэя в Берлин.
И еще несколько фактов из биографии известного израильского фотографа, апологета правдивой фотожурналистики. Зив Корен — профессиональный фотожурналист с 20-летним опытом, начина свою карьеру военным фотографом в израильской армии. Его кадры, посвященные ужасам войны, произвели впечатление на зрителей. Документальный проект «Louai Mer’i, сержант, возвращающийся домой» (2003) получил множество наград по всему миру. Оставив армию в 1991 г., Зив некоторое время работал фотографом пресс-службы премьер-министра Израиля. Сегодня Корен является независимым фотографом, он читает лекции на семинарах и в университетах по всему миру. Недавно он опубликовал свою 13-ю книгу. Документальные фотопроекты Корена посвящены прежде всего гуманитарным проблемам в Израиле и в мире. Среди них — проект «Биение сердца», подготовленный к 20-летию детского медицинского центра «Шнайдер». За плечами у Корена –выставки по всему миру и множество престижных наград, в том числе «Фотографии года» от World Press Photo и приза от Photo District News.
Адрес Художественного музея: 26 ул. Шабтай Леви, Хайфа
Дополнительную информацию о музее можно получить на hma.org.il или 04-9115997
Для новых репатриантов посещение музея в течение первого года является бесплатным при условии предъявления теудат оле в кассе музея.