МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

По 18 октября. История Москвы в художественном гобелене

По 18 октября. История Москвы в художественном гобелене

Музейное объединение «Музей Москвы»
Зубовский бульвар, 2 (вход с ул. Остоженка)
ст.м.«Парк культуры»

Выставка «История Москвы в художественном гобелене» впервые представляет перед зрителем те самые редкие «жемчужины» ручного ткачества — полотна художниц Наталии Павловны Озерной и Ольги Леонидовны Толстиковой, коллег «по цеху», но работающих в двух совершенно разных стилистических направлениях.

Ковер — шпалера — гобелен — очень древние предметы декоративно — прикладного искусства, имеющие утилитарное назначение и изготовленные на специальном ткацком станке. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. В гробницах фараонов было найдено несколько фрагментов одежды, выполненных в этой технике. Писатели античного времени довольно часто упоминают о превосходных ассирийских и вавилонских предметах ручного ткачества с вытканным рисунком. Древнейшими артефактами ручного ткачества, дошедшими до наших дней, являются коптские ткани из египетских захоронений III-XII веков. В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще — лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные — утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. Они применяли все известные в то время техники: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ, набойку, резерваж. Известно, что искусство ручного ткачества было завезено в Европу с Востока в период крестовых походов. Сюжетами первых европейских шпалер были библейские и исторические. Термин «гобелен» появился в 17 веке во Франции от имени владельца ткацкой фабрики. В словаре Брокгауза и Эфрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все прочие — называть шпалерами. Если вы употребите термин «гобелен» во Франции, вас не поймут. В Европе это искусство называется таписсерией.
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Ле Корбюзье, Анри Матисс, Хуан Миро, Жан Люрса и др. И сегодня таписсерии украшают европейские дворцы: недавно по заказу королевы Дании была выполнена серия гобеленов, посвященная тысячелетию датского королевства «От викингов до наших дней».
В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на пять лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Материалы и красители привозились из-за границы. Большую роль в становлении мануфактуры сыграли французские мастера. В 1720 году под их руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве, по сей день хранящаяся в Эрмитаже. Известно, что лучшие гобелены делали те мастера, которые сочетали в себе таланты и художника, и ткача. Кроме того, это искусство требует колоссального терпения и опыта. По сути, хороший ткач — это живописец-творец, использующий вместо красок шелковые нити. Сегодня под термином «гобелен» понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль.

В наше время таким мастером ручного ткачества является Озерная Наталия Павловна. Вот уже более 30 лет она отдает гобелену свои силы, талант, опыт и мастерство. Окончив Московское Высшее художественно-промышленное училище (б. Строганова), отделение художественного текстиля, до перестройки она много лет работала художником в мастерских комбината прикладного искусства. Можно сказать, что на долгом творческом пути ей пришлось пройти все этапы шпалерного искусства — от пейзажных романтических гобеленов, натюрмортов, портретов до разработки сюжетов исторического характера. Не идя на поводу у нашего прагматичного времени, она самостоятельно выбирает тему, создает эскизы, выполняет композиции в трудоемкой технике ручного ткачества, продолжая развивать традиционную ветвь мирового сюжетного гобелена.
Озерная Наталия Павловна — одна из немногих современных художников ручного ткачества, работающих в жанре исторического гобелена.

Таким образом, художница вывела искусство гобелена из сугубо домашнего обихода на уровень большого искусства, используя в сюжетах исторические темы: (А.В. Суворов, адмирал Федор Ушаков, Андрей Рублев и Даниил Черный, фельдмаршал Кутузов, первопечатник Иван Федоров, князья Иван Калита и Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, композитор Свиридов, и др.). Это не только уникальные украшения для интерьера, но и сугубо авторские произведения.

Озерная Н. П. — член Московского союза художников, Творческого союза профессиональных художников, Международного художественного фонда. участница многочисленных выставок с 1972 года и основной экспонент благотворительных выставок «Благословенно воинство». Работы художницы находятся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее Храма Христа Спасителя, в Александровском художественном музее, Союзе художников России и частных коллекциях. Озерная Н.П. является Почётным членом Академии гуманитарных нayк, а также Действительным членом Православной русской академии наук и культур (ПРА).

Отличительная особенность современного гобелена — эстетически активная роль самого текстильного материала, многообразие техник ткачества. Рукотворность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена придают ему сильный эмоциональный акцент в интерьере. «Гобелен для меня — часть мироздания, заключенная в рамки произведения, но не ограниченная ими, развивающаяся и продолжающаяся в пространстве. В ходе работы он растет так же естественно и свободно, как растение» — говорит Ольга Толстикова, член Московского Союза Художников, автор экспонируемой в Музее Москвы коллекции гобеленов. Своё творческое кредо она формулирует так: «Насыщенность и глубина цвета за счет фактуры ткачества. Сила его выявляется только при контрастном сопоставлении цветов. Важно найти предельно простое, лаконичное, „плакатно краткое“ решение, увеличивающее яркость локального цвета, не ослабляя его энергию нюансами, оттенками и светотенью». И действительно, главное выразительное средство созданных ею образов Москвы — доведенный до предельного напряжения цвет. Темы ее работ — «Москва военная», «Москва Старая» и «Москва современная». Художница использует ярко-желтые, красные, черные цвета. За создание серии гобеленов в 1998-2001 гг. Ольга Толстикова была награждена серебряной медалью Российской Академии Художеств. Ее работы хранятся в Музее текстиля в Италии, в Музее современного искусства в Москве, в художественном фонде Союза художников России. Организаторы надеются, что выставка будет способствовать возрождению и популяризации этого поистине удивительного вида декоративно-прикладного искусства.

Галина Мягкова

25 июля 2013 г.
Комментарии