МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

С 24 августа до начала февраля 2012 г. Неизвестный портрет.

С 24 августа до начала февраля 2012 г. Неизвестный портрет.

Государственный музей А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская»)

Настоящая сенсация выставки — великолепный живописный портрет одной из самых интересных женщин пушкинской эпохи Марии Николаевны Раевской (Волконской). Портрет станет доступным широкому кругу публики впервые почти за 200-летнюю историю бытования в узком кругу владельцев и коллекционеров! Также вы увидите единственную прижизненную миниатюру портрета Пушкина-ребенка (будущий поэт изображен в возрасте 2-3 лет)...

Выставка представляет 170 портретов (живопись, рисунок, миниатюра, скульптура) представителей дворянского и купеческого сословия России XVIII-XIX века, в разное время и при разных обстоятельствах, поступивших в коллекцию музея с пометкой «портрет неизвестного лица», либо с мифологизированной или ошибочной аннотацией. Многие из героев этих живописных произведений навсегда могли остаться «неузнанными», если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.
    Особенность уникальной экспозиции, открываемой на Пречистенке, в том, что большинству из выставленных здесь портретов возвращены имена!
    Как правило, портрет человека писался «для памяти ему близких людей, людей его любящих» (В.Тропинин), размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи – так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную, родовую память, теряли свои «насиженные» места, корни, рассеивались по миру, оседая безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
    Для любого музея приоритетно не столько количество экспонатов, сколько сумма знаний о них – в этом и заключается главный смысл научно-фондовой работы музея. Каждый экспонат в коллекции  должен «заговорить»,  обрести свои «паспортные» данные. Идентифицированный портрет может «рассказать» о себе и о времени несравненно больше, чем его «молчаливый» аналог.
    Возвращение портрету настоящего имени – сродни научному открытию и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Выставка на Пречистенке, представляющая более 110 таких открытий, демонстрирует, таким образом, впечатляющие результаты собирательской, научной и атрибуционной деятельности музея.

Весьма примечательно, что выставка «Неизвестный портрет» является логическим и ярким продолжением одноименной выставки, проходившей на Пречистенке в пору становления московского музея А.С. Пушкина, в 1968-69 гг. Тогда, впервые в музейной практике, широкому кругу публики были представлены не просто портреты, но, по сути, результаты десятилетней научно-исследовательской работы музейных специалистов. Выставка вызвала не только огромный интерес публики, но и волну открытий – в ходе ее работы посетителями были «узнаны» и затем официально атрибутированы 10 (!) из представленных на ней 80 портретов.
    С тех пор прошло 40 с лишним лет. За это время, конечно же, музейная коллекция пополнилась не одной сотней портретов. Продолжает свое активное развитие и работа по атрибуции экспонатов, специалистами музея разработана специальная методика изучения и определения портретов. Экспонаты новой выставки – яркое подтверждение успешного, а порою, и уникального научного поиска. Есть среди них и несколько особо знаменательных и заметных.
    Настоящей сенсацией нынешней выставки обещает стать представление великолепного живописного портрета одной из самых интересных женщин пушкинской эпохи Марии Николаевны Раевской (Волконской).  Портрет станет доступным широкому кругу публики впервые почти за 200-летнюю историю бытования в узком кругу владельцев и коллекционеров.  Написанный в 1824 году незадолго до замужества Марии Раевской с героем войны 1812 года и будущим декабристом Сергеем Волконским, этот портрет (2) имеет огромную историческую и эстетическую ценность. Появление экспоната в коллекции московского музея А.С. Пушкина стало возможным благодаря действенной помощи Департамента культуры Москвы. На открытии выставки этому событию будет уделено особое внимание.
     В контексте открывающейся выставки,  «Портрет М.Н. Раевской» интересен еще и тем, что представляет собой образец безусловной полной атрибуции, когда по совокупности приходят «в согласие» и результаты технико-технологических исследований, и оценки специалистов-экспертов, и происхождение портрета, и надпись на обороте, и биография модели, и внешнее ее сходство с большим рядом достоверных изображений, и мемуарные свидетельства.        
    Но далеко не у всех экспонатов выставки сложилась столь легкая атрибуционная судьба. Одним из сенсационных открытий выставки 68-го года, было представление публике уникального экспоната – единственного известного прижизненного миниатюрного портрета Пушкина-ребенка (на нем будущий поэт изображен в возрасте 2-3 лет), переданным в свое время в музей известным актером Всеволодом Якутом. Споры вокруг портрета и научные поиски,  позволившие окончательно и официально атрибутировать этот портрет, шли не один десяток лет. К этой работе привлекались даже судмедэкспертные институты США. И вот на нынешней выставке этот портрет(1) представляется общественности уже как бесспорная историческая и культурная реликвия.    
    
ПОРТРЕТ  МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ РАЕВСКОЙ  1824

ПОРТРЕТ
МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ РАЕВСКОЙ
1824 г.
Неизвестный художник первой половины XIX века
Холст, масло. 71,5 х 60,5
На обороте надпись тушью: «Раевская Марiя  Николаевна/писан 1824-го года»

Поступил в ГМП от частного коллекционера (Санкт-Петербург). Портрет приобретен для Государственного музея А.С. Пушкина Департаментом культуры города Москвы в 2011 г.

Подлинность предмета подтверждена экспертными заключениями Государственного Русского музея (С-Петербург) и Государственной Третьяковской галереи (Москва).   
     
     Мария Николаевна Раевская  (1805-1863) – представитель одной из самых славных, передовых и просвещенных фамилий России. Она — дочь знаменитого генерала, героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского, правнучка (по материнской линии) М.В. Ломоносова. В конце октября 1824 года (год создания портрета) в Киеве, где был размещен штаб кавалерийского корпуса под командованием Н.Н. Раевского, состоялась ее помолвка, а 11 января 1825 года свадьба с генералом-майором князем Сергеем Григорьевичем Волконским (1788-1865), впоследствии декабристом. За участие в восстании на Сенатской площади С.Г. Волконский был приговорен к 20-ти годам каторжных работ и сослан в Сибирь. Молодая княгиня последовала за ним в «добровольное изгнание», в тяжелых испытаниях разделив участь мужа. Ее лирический образ и гражданский подвиг воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины». М.Н. Раевская – автор «Записок», в которых она рассказала о встречах с А.С. Пушкиным.         
      А.С. Пушкин познакомился с большой и дружной семьей Раевских еще юношей в Петербурге в 1817 году, позже встречался с ними в Киеве, Кишиневе и Одессе.  М.Н. Раевская стала серьезным  любовным  увлечением молодого и пылкого поэта. С ее именем связаны строки А.С. Пушкина в «Евгении Онегине», посвящение поэмы «Полтава», стихотворные шедевры.
      Известно немало портретов М.Н. Раевской-Волконской. Они хранятся в лучших музейных собраниях страны – Государственном Эрмитаже и Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном историческом музее (Москва). В данном живописном ряду портрет М.Н. Раевской из собрания  Государственного музея А.С. Пушкина один из лучших. Исторические обстоятельства, место и год его создания (накануне замужества М.Н. Раевской в октябре 1824 г.), а также высокий профессиональный уровень его исполнения  позволяют не без оснований надеяться на  открытие имени автора полотна.      
     Приобретение данного портрета в коллекцию Государственного музея А.С. Пушкина имеет первостепенное значение для пополнения московской изобразительной пушкинианы и для культурной жизни Москвы в целом.  Впервые почти за 200-летнюю историю  бытования в узком кругу владельцев и коллекционеров, находясь в экспозиции музея, портрет станет доступным   всем ценителям искусства и почитателям гения А.С. Пушкина.
         Особое значение имеет то обстоятельство, что изображение дочери легендарного  героя Бородинского сражения Н.Н. Раевского и жены С.Г. Волконского, получившего чин полковника и орден Владимира 3-й степени за заслуги в военной кампании 1812-1815 гг., будет введен в научный оборот и представлен широкой общественности накануне 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

27 августа 2011 г.
Комментарии