С 25 октября по 6 ноября. ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ «ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА»
Впервые «Автопортрет» великого художника эпохи Возрождения Джованни Беллини (1500 г., Музей Капитолия, Рим) – в диалоге с грандиозным видеопроектом группы AES+F “Allegoria Sacra” в рамках 4-й Московской Биеннале Современного Искусства и Года Италии в России.
МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) – ул. Остоженка, 16
Данная выставка — пример интервенции классического искусства в пространство музея современного искусства. Группа AES+F “Allegoria Sacra” завершает трилогию, построенную на диалоге современного и классического искусства. Первая часть трилогии AES+F, под названием «Последнее восстание», стала сенсацией на 52-й Венецианской Биеннале 2007 года. Она отсылала к творчеству великого живописца XVII века Караваджо. Вторая часть – «Пир Трималхиона» с успехом показанная в Венеции двумя годами позже, интерпретировала главу из романа великого древнеримского поэта Петрония Арбитра «Сатирикон». Демонстрация «Автопортрета» Беллини в непосредственной близости с заключительной частью трилогии, вдохновленной самой загадочной картиной «Священная аллегория», станет кульминационным моментом проекта.
По версии исследователей, в знаменитой «Священной аллегории» Беллини изобразил Чистилище на берегу Стикса или Леты, где души умерших ждут решения, куда они будут направлены высшим судом – на небеса или в ад. Художники AES+F создали свою версию «Allegoria Sacra», в которой метафорой Чистилища становится международный аэропорт, а персонажи Беллини – Святой Себастьян, кентавр, сарацин-мусульманин, предполагаемы апостол Петр с мечом – оживают в образах случайных пассажиров, ожидающих рейсов.
Атмосфера неясности, хрупкости и тревоги в произведениях Джованни Беллини созвучна нашему времени, а его визуально-философские ребусы до сих пор задают исследователям и зрителям вопросы, на которые каждое новое поколение ищет ответы. Размышление на эти темы – залог выживания человеческой цивилизации. Гегель сказал: «История учить только тому, что она ничему не учит», однако реальность, в которой мы живем, наполнена историческими и новыми мифами, а поиск ценностей, необходимых для выживания сегодня и прогнозирования будущего, — живой динамичный процесс.
Творчество Джованни Беллини (1430-1516) превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный Флоренции и Риму, его живописный стиль сформировал «венецианскую школу живописи», двое из его учеников – Джорджоне и Тициан – стали величайшими мастерами Высокого Возрождения. Помимо классически упорядоченных алтарных картин Беллини оставил после себя некоторое количество портретов, которые предшествовали расцвету этого жанра в живописи XVI века.
“Allegoria Sacra” как нельзя лучше доказывает, что даже самое актуальное произведение искусства появляется только, опираясь на глубокий исторический фундамент. И в начале XXI века шедевр Беллини, выставленный в одном зале с футуристическим мультимедийным проектом, становится частью современного культурного контекста.