5 июня — 22 июля «Василий Ермилов. 1894 — 1968»
5 июня — 22 июля. В Мультимедиа Арт Музее, Москва По адресу: ул. Остоженка, д. 16
МАММ совместно с галереей «Проун» представляет выставку выдающегося авангардиста, лидера харьковского авангарда Василия Ермилова. Впервые в Москве в одной экспозиции соберутся лучшие произведения художника: живопись, графика, скульптура, дизайн, книжная иллюстрация.
Василий Ермилов (1894-1968) был одним из ведущих художников-конструктивистов Украины, а западные искусствоведы называют его «одним из лучших дизайнеров своего поколения». Его работы находятся в музеях и частных коллекциях в России, Украине, США, Великобритании, Германии и Франции, продаются на международных аукционах. Творчество Ермилова — синтез разных художественных течений, среди которых экспрессионизм, кубизм, футуризм, неопримитивизм. Искусство Ермилова лаконично, так что его можно назвать одним из предшественников минимализма и концептуализма. В арсенале художника — два-три локальных цвета, два-три геометрических элемента, две-три материальные фактуры (жесть, дерево, гудрон). Искусной техникой полирования, шлифования, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречным пропорциональным порядком он добивался в своих работах высокого композиционно-ритмического эффекта. В работах Ермилова видна любовь к образам украинского народного искусства, к ручному ремеслу, которое он возводил в ранг искусства, к тщательности в обработке поверхностей, к гармоничной ясности.
Выставка представляет несколько тематических разделов:
Скульптурные объекты
Наиболее крупные скульптурные работы (например, Агитационно-рекламная установка-трибуна для юбилейной выставки к 10-летию Октябрьской революции, 1927) сохранились лишь в виде эскизов и старых фотографий. Рисунок скульптурной композиции «Три русские революции» сам выглядит как законченное произведение искусства. Особое место занимает проект памятника «Монумент ленинской эпохи» (1960-е), рабочий макет которого представлен на выставке.
Живопись
Среди экспонатов — несколько вариаций «Гитары» (1919), «Мандолина», множество графических мужских и женских портретов, примеры скульптурной живописи: рельефы и объемные композиции. С 1922 Василий Ермилов создавал серии ярких контррельефов и «живописных объектов» из различных сортов дерева и листов металла, таких как схематичный «Портрет художника А. Почтенного». Среди экспериментов в сфере фотомонтажа примечателен рельеф «На пляже (утро, вечер)» (1935), совмещающий живопись, фотографию и рельеф.
Промграфика
Не менее интересной является работа художника в области плакатного и рекламного искусства, ставшего одним из символов русского и украинского авангарда. У Ермилова это агитационные плакаты, эскизы упаковок папирос, оформление флакона одеколона «Виктория» и создание логотипа Харьковской парфюмерно-косметической фабрики (1944).
Дизайн
Дизайнерские эскизы Ермилова (для харьковского Дома пионеров, 1934–1935) — самодостаточные живописные абстракции, красочно-декоративные и, несмотря на скромный масштаб, монументальные. В решении интерьеров он удачно использовал сочетание различных цветов, пластику простых геометрических объемов.
Книжная иллюстрация
Оформление многочисленных книг и журналов построено на использовании различных полиграфических элементов, полос, кругов, фотомонтажа. Он создал новый «ермиловский» монументальный шрифт, который стал прорывом полиграфическом дизайне. Яркий пример — оформление поэтических сборников Велимира Хлебникова, с которым Ермилов дружил и создавал стиль многих его книг, среди которых «Ладомир» (1920). Творчество Василия Ермилова при всей яркой оригинальности, остается открытым для диалогов с произведениями других мастеров. Его пластические открытия, творческие устремления и позиции, философские взгляды существовали в контексте национального и общеевропейского художественного процесса первой трети ХХ века, который создавал единое пространство искусства авангарда.
Василий Ермилов: «Поскольку в своей творческой деятельности моя основная работа — это архитектура малых форм и в основном довоенного периода, я также много времени как художник-конструктор отдавал экспериментальной работе, а также графике и педагогической работе. Повышая свои знания в области живописи и рисунка, я стараюсь использовать великое наследие прошлого искусства всех времен и народов; анализирую и познавая законы образного мышления я прихожу к убеждению, что культурный багаж советского художника еще очень мал и не дает великого искусства, свойственного многим эпохам прошлого».