МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

5 — 24 февраля. “FLY TO BAKU”

5 — 24 февраля. “FLY TO BAKU”





В Мультимедиа Арт Музее
Ул. Остоженка, 16

Фонд Гейдара Алиева представляет выставку современного азербайджанского искусства FLY TO BAKU в Мультимедиа Арт Музее, Москва. 107 работ 21 художника трех поколений дают зрителям уникальную возможность познакомиться с современной арт-сценой Азербайджана. В экспозицию, которая ранее была показана в Лондоне, Париже и Берлине, включены работы, созданные в самых разнообразных медиа — живопись, скульптура, инсталляция, видео-арт, перформанс и фотография. Большинство произведений были созданы специально для выставки.

Орхан Гусейнов. Ручная работа. 2011. Оргстекло. Первый экземпляр. Тираж 3 экземпляра + 1 авторский вариант

Работы, включенные в выставку FLY TO BAKU, отражают одновременно и тысячелетнюю историю Азербайджана и фундаментальные перемены, произошедшие с бывшей советской республикой после обретения независимости в 1991 году. Для многих художников архаическая культура Азербайджана с мощным декоративным, орнаментальным началом становится отправной точкой для постоянных экспериментов. Так, например, скульптор по образованию Фаиг Ахмед использует разнообразные традиционные орнаменты, проверяя их жизнеспособность в современных формах и материалах: алюминий, пластик и т.д. Ахмед подвергает бесконечным вариациям восточный ковер, открывая в знакомом предмете быта пластический ресурс и живую художественную энергию.
Как орнаментальный модуль, регулярно повторяющуюся форму использует Алтый Садыхадзе плавный, почти антропоморфный объем, который одинаково эффектно присутствует в его скульптуре, живописи и графике. На графических листах этот объем формирует архитектурные элементы магического образа Баку, существующего скорее в воображении художника, чем в реальности. Точно так же живопись Аиды Махмудовой представляет зрителю нежный таинственный город, вызывая в памяти акварельные, сделанные «для себя», этюды русских художников 1930-х гг. Другой орнаментальной природой обладают работы Лейлы Алиевой, которые отсылают скорее к средневековой миниатюре, имеющей характер избыточности восточного декора. И если Фаиг Ахмед стремится разложить плотную структуру орнамента на более простые, часто геометрические формы, то Алиева наоборот усиливает декоративность и сознательно делает насыщенными рисунки, связанные как с сугубо личными, интимными переживаниями, так и, например, со сказочными сюжетами. Художники современного Азербайджана, искусство которого традиционно сильно прикладной сферой и особым вниманием к ручному труду, ответственной работе с материалом, по-своему продолжают эту важную для национальной культуры линию и как, например, Рашад Аликперов или Эльяр Алимирзоев создают формально безупречные инсталляции и объекты, поражающие даже самого искушенного профессионального зрителя. Выставка FLY TO BAKU с убедительностью демонстрирует, что живопись остается одним из базовых художественных средств и формы ее «жизни» совершенно различны, а ресурс для современной культуры постоянно увеличивается. Перенимая лучшее от классической школы станковой живописи, Тора Агабекова, Нияз Наджафов, Фарид Расулов делают живопись эффективным средством для анализа актуальных процессов, происходящих не только в реальности, но и в сознании современного человека. В то же время Орхан Гусейнов, Фахрия Мамедова, Али Гасанов используют самые новые медиа (видео, видеоинсталляции, фотография), предпринимая попытку описать современное социальное и экономическое пространство, определить в нем место конкретного человека.

Тонко чувствуя не только собственную традицию, но и мировой контекст (с 2007 года Азербайджан регулярно участвует в Венецианской биеннале современного искусства), азербайджанские художники, представленные на выставке FLY TO BAKU в МАММ, оказываются живой осью «восток-запад», снимают географические и ментальные и прочие барьеры, открывают возможности для самого широкого культурного диалога, в том числе и с российским зрителем.

24 января 2013 г.
Комментарии