Московская школа нового кино (МШНК)
С 19 апреля по 10 мая в кинотеатре «Звезда» раз в неделю пройдут показы и встречи с преподавателями Московской школы нового кино. Дмитрий Мамулия, Пьер Леон, Артур Аристакисян и Николай Хомерики лично представят свои фильмы.
Начало всех показов в 20:00. Стоимость 250 руб.
Кинотеатр «Звезда», Земляной Вал ул., 18/22 (м. Курская)
Осенью 2012 года в Москве открылась киношкола нового типа под художественным руководством Дмитрия Мамулии.
Московская школа нового кино (МШНК) — это школа принципиально нового формата. Она учит не только ремеслу, она учит «зрению». Чтобы сделать стул, нужно сначала иметь идею стула, чтобы сделать копье, нужно сначала иметь идею копья, чтобы сделать фильм, нужно сначала иметь идею фильма. Нельзя учить «делать», не научив «видеть».
Преподают в МШНК как российские, так и зарубежные режиссеры: Пьер Леон, Леос Каракс, Карлос Рейгадас, Питер Гринуэй, Кирилл Серебренников, Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе, Сергей Лозница, Артур Аристакисян. А также известные кинокритики: Андрей Плахов, Олег Аронсон, Зара Абдуллаева, Михаил Ратгауз и др.
Совместно с кинотеатром «Звезда» МШНК предлагает обзорный срез в виде ретроспективы фильмов преподавателей школы. Это французская аскетичная экранизация Достоевского «Идиот» Пьера Леона, культовый и скандальный фильм Артура Аристакисяна «Место на Земле», короткий метр Николая Хомерики, фильмы философа от кино Дмитрия Мамулии «Другое небо» и снятая совместно с Бакурадзе «Москва». Куратор смотра — кинокритик Сергей Дёшин.
После каждого картины будет встреча с режиссерами фильмов и преподавателями МШНК с последующим обсуждением.
Расписание показов и встреч с режиссерами:
19 апреля — «Другое небо» и «Москва» реж. Дмитрий Мамулия, Бакур Бакурадзе
26 апреля — «Идиот» реж. Пьер Леон
3 мая — «Место на Земле» реж. Артур Аристакисян
10 мая — короткий метр Николая Хомерики
Фильмы Дмитрия Мамулии и Бакура Бакурадзе (19 апреля в 20:00)
МОСКВА, реж. Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия, 36 мин., 2007
Псевдодокументальная драма. Несколько дней из жизни киргизской семьи, проживающей в Москве. Нурик работает на стройке разнорабочим. Его старший брат Мансур — безработный. Мать, Мухаббат, пытается помочь сыновьям решить их проблемы.
ДРУГОЕ НЕБО, реж. Дмитрий Мамулия, 86 мин., 2010
Али, бродивший со своими стадами по безлюдным просторам Средней Азии, отправляется в мегаполис на поиски жены- оставившей его много лет назад уехав на заработки. За ним увязывается их девятилетний сын. Али ищет её везде,ищет живую или мёртвую. Чужой и молчаливый, скитается он по лабиринтам незнакомого города. На столь длинные и безнадежные поиски героя обрекает Любовь. Она открывает для него Дантову тайну своего страшного несоответствия. «Любовь» не соответствует жизни.
Он должен пройти путь до конца, чтобы распутать клубок судьбы. И судьба назначает ему непомерную плату. Потом когда путешествие будет закончено, когда путь будет пройден, он снова возвратится на поверхность земли. Но под ним будет лежать уже другая земля и над ним будет другое небо.
Дмитрий Мамулия. Автор литературных, поэтических, философских, культурологических текстов. Автор книг «Dreimal Hesse», «Птица внутри»; призер международных и отечественных фестивалей; лауреат премии российской киноакадемии «Ника».
Родился в 1969 г. в Тбилиси. В 1993 г. окончил философский факультет Тбилисского государственного университета. В 2007 г. окончил режиссерский факультет ВКСР. Преподавал в университете и в Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Публиковался в журналах: «Комментарии», «Обойный гвоздик в гроб московского романтического концептуализма», «Text Only», «Воздух», «Сеанс», «Искусство кино», «Митин журнал». Получил первый приз за киносценарий «Что есть у Анны и что есть у Веры» (к/ст «Адам и Ева», директор Т. Баблуани, 1998).
Автор фильмов «Москва» (2007) и «Другое небо»(2010). Призер множества кинофестивалей (Малый хрустальный глобус, Особое упоминание жюри, и Приз экуменического жюри на 45-м кинофестивале в Карловых Варах; Специальный приз жюри, Приз за лучший дебют и Премия FIPRESCI на кинофестивале в Котбусе; Гранпри на кинофестивале в Батуми; Диплом гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале КИНОТАВР и др.).
Бакур Бакурадзе. В 1998-м году закончил мастерскую Марлена Хуциева (ВГИК). С 2005 года руководит студией по производству документальных и телевизионных фильмов «Лимон». В 2007-м году снял короткометражный фильм «Москва» (совместно с Дмитрием Мамулия). Фильм участвовал в различных международных фестивалях и получил один из главных призов в конкурсе короткометражных фильмов на фестивале «Кинотавр». Первый полнометражный фильм Бакура Бакурадзе «Шультес» был показан в рамках программы «Quinzaine des Realisateurs» на кинофестивале в Каннах. Фильм получил главный приз на фестивале «Кинотавр» (2008 год) и гран-при Киевского международного кинофестиваля «Молодость». В 2011 году вышла вторая полнометражная работа режиссера «Охотник». Фильм участвовал в программе «Особый взгляд» на кинофестивале в Каннах. На фестивале «Кинотавр» фильм получил призы за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль; стал обладателем Гран-при на фестивалях в Сплите и в Минске; продолжает путешествовать по кинофестивалям Европы, Азии и Америки.
ИДИОТ, реж. Пьер Леон, 2008 (26 апреля в 20:00)
Камерная экранизация романа Достоевского. Настасья Филипповна и четверо мужчин. Один их них — ее покровитель, который хочет избавиться от нее, выдав замуж по расчету. Другой — тот, которому ее пообещали взамен за хорошее приданое. Есть еще и третий — ее воздыхатель, маргинальный, богатый и мрачный. И последний, четвертый — идиот, который безумно любит и решает «спасти» ее. Все четверо встречаются у Настасьи Филипповны по случаю празднования ее дня рождения. Никто не сможет решить за нее, какой будет развязка. Она сама выберет свою погибель.
«По словам кинокритика Вадима Рутковского, „Идиот“ — самое интимное, практически домашнее прочтение романа. Леон словно не обращает внимания на экзальтацию оригинала, снимает „тихую“ версию — но достоевские страсти не становятся менее сильными, даже спрятанные под шелковым флером салонного вечера»
Пьер Леон. Родился в Москве. В 1975-м году переехал в Париж. Учился в университете на литературном отделении, но недоучился и сбежал в кино. Снимался в фильмах Жана-Клода Бьетта, Луи Скореки, Анны Бенайем, Жана-Поля Сиверак, Жана-Шарля Фитусси, Сержа Бозона, Бертрана Бонелло, а также во многих короткометражных лентах молодых режиссёров, выпускников школы La Femis. Работал с выдающимися французскими актёрами — Жанной Балибар, Сильви Тестю и другими. Не раз снимал картины по мотивам произведении русских классиков: «Дядя Ваня» Чехова, «Подросток» и «Идиот» Достоевского. Не раз участвовал в отборочной комиссииLa Femis.
C 93-го года занимается критикой, пишет главным образом для журнала «Трафик», но писал также для «Вертиго», для «Синема», для «Сеанса», и тд. С 2004-го года, член Редакционного совета журнала «Трафик». Написал эссе о творчестве Жана-Клода Бьетта (публикация намечена на весну 2013-го года в издательстве «Каприччи»).
Переводил на французский язык — поэзию Цветаевой и Блока, прозу братьев Вайнеров.
Первый свой фильм снял в 1981-м году (фильм утерян). Первая полная ретроспектива фильмов Пьера Леона была организована музеем «Жё де Пом» в Париже, в 2007-м году. Вторая ретроспектива была организована в 2010-м году Лиссабонской синематекой.
МЕСТО НА ЗЕМЛЕ, реж. Артур Аристакисян, 2001 (3 мая в 20:00)
Фильм Артура Аристакисяна, спасенный Фондом «Новое кино» и лично Александром Элиасбергом. От режиссера культового фильма «Ладони», награжденного многочисленными международными призами. «Предполагаю, что этот фильм может стать одним из самых болевых нашего, украшенного ложной свободой, времени», — Ю.Норштейн.
«Место на земле» — фильм о хипповской коммуне, вожак которой одержим идеей дарить любовь-секс нищим, калекам, изгоям. Негодование по поводу этого фильма достигло апогея на фестивале в Выборге, где жюри демонстративно покинуло конкурсный просмотр. Входящие в жюри «классики» упрекали Артура в том, что его картина «физиологически невыносима». А невыносим в этом фильме дискомфорт, который испытывает «элитарный» зритель, вынужденный судорожно соображать: что он думает и как ему отнестись к тому, что происходит на экране? Чем больше высокоинтеллектуальных клише и душевной экзальтации хранится во внутреннем портфельчике сноба, называемом «художественным восприятием», тем в большее смятение он впадает, глядя на то, что показывает на экране Аристакисян», — «От киноавангарда к видеоарту».
Есть что-то очень первобытное в этом фильме... Его темперамент огромен, язык необычен, в нем странно сочетаются грубейшая проза постперестроечного бедлама с нежнейшим, почти кукольным, гриффитовским каким-то языком. Эту картину невозможно заранее предсказать, до такой степени она творчески несуетна, оригинальна и для нашего и для мирового кино», — Петр Шепотинник.
Участник МКФ в Канне в 2001 году. Приз «Свободы» за лучший игровой дебют на МКФ в Карловых-Варах. Приз за лучшую режиссуру на МКФ в Эквадоре.
Артур Аристакисян. Кинорежиссёр, сценарист, оператор. Родился в 1961.
Окончил ВГИК, факультет «Режиссура документального кино. Автор фильмов „Ладони“ и „Место на земле“, получивших многочисленные премии на международных фестивалях. Создал лабораторию „Школа притч“ (ВГИК). Награды и премии: Кинопремия „Ника“, Приз им. Вольфганга Штаудте на Форуме молодого кино Берлинского кинофестиваля, кинофестивалей в Карловых варах, Копенгагене, Сан-Франциско, Мюнхене, Таормине, „Беллария“ (Италия), участник „Двухнедельника режиссеров“ на Каннском кинофестивале.
Короткий метр Николая Хомерики (10 мая в 20:00)
ВДВОЕМ, Франция-Россия, 30 мин., 2005
Кирилл живет с матерью. Хроника последних дней, проведенных вместе. Второй приз Каннского кинофестиваля студенческой программы Синефондасьон.
ШТОРМ, Франция-Россия, 10 мин., 2004
Двое на берегу ждут своего погибшего отца и мужа.
ТЕЗКА, Россия, 20 мин., 2002
Притча об одиночестве и страхе смерти. Главный приз фестиваля Святая Анна.
Николай Хомерики. Родился в 1975 в Москве. Его фильмы «977» и «Сказка про темноту» были номинантами на премию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В 2000 году закончил ВКСиР (мастерскую В. И. Хотиненко, П. К. Финн, В. А. Фенченко). Первой работой Николая Хомерики стал трёхминутный этюд «Капля», который получил приз кинофестиваля в Сопоте, жюри которого возглавлял Кшиштов Занусси. В 2001 году получил грант МИД Франции на обучение. 2005 году окончил в Париже аспирантуру режиссёрского факультета государственной киношколы La Fémis В конце учёбы Филипп Гаррель пригласил его работать ассистентом на фильме «Постоянные любовники», который получил серебряного льва на Венецианском кинофестивале. Первым самостоятельным не короткометражным фильмом Николая стал «977». Эта картина была конкурсантом премии «Особый взгляд». Следующий фильм — был «Сказка про темноту» в конкурсной программе Кинотавра и Каннского кинофестиваля. Последний фильм Хомерики «Сердца бумеранг» был в конкурсе ММКФ.