МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Картина Кандинского  Впечатление 3. Концерт

Картина Кандинского Впечатление 3. Концерт

Галерея Ленбаххауз (Мюнхен) – выставка «Кандинский и «Синий всадник» в Москве
Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина

Василий Кандинский (1866-1944) Впечатление 3. Концерт. 1911

Василий Кандинский
Впечатление 3. Концерт. 1911

Картина была написана вскоре после посещения новогоднего концерта в Мюнхене, состоявшегося 2 января 1911 года и посвященного музыке известного австрийского композитора, представителя нововенской школы – Арнольда Шенберга. Кандинский был на концерте  вместе с Марком и другими членами «Нового художественного общества Мюнхена» и услышал несколько произведений Шенберга: два струнных квартета (ор.7 и ор.10) и три пьесы для фортепиано (ор.11). Живописец был впечатлен смелыми музыкальными новациями композитора, изобретателя додекафонии, метода композиции на основе 12 соотнесенных друг с другом тонов, и обнаружил близость собственным стремлениям. В своем первом письме Шенбергу Кандинский писал: «Независимое следование собственной судьбе, самостоятельная жизнь отдельных голосов в Ваших композициях – это именно то, что я пытаюсь найти в живописных формах». Шенберг горячо откликнулся: «И меня чрезвычайно радует, когда художник, творящий в другом искусстве, ощущает связь со мной». Художник пригласил композитора участвовать в альманахе «Синий всадник» и впоследствии их связывала многолетняя дружба.  
Под впечатлением от концерта Кандинский создал эту картину и, пронумеровал ее, вставил в ряд других своих «импрессий». Главная его цель заключалась в передаче прямого впечатления от концерта, попытке перевода акустического музыкального ощущения на визуальный язык живописи, нахождения ему цветового эквивалента.
Желтый и черный цвета, подчеркнутые белым, доминируют в картине. Под динамичным черным цветом в центре – желтый цвет, который разворачивается расплывающимся широким пятном, заполнив все поле картины, и немного захватывая яркие цветные участки и линейные арабески слева. Черная область – это схематическое представление рояля, цветные формы слева обрамленные черным, – слушатели  на концерте. Но главное значение в картине имеет желтый цвет звука, напоминающий концертный холл и делающий картину звучащей как симфония. В книге. В книге «О духовном в искусстве» Кандинский сопоставляет  звук и цвет, проводит аналогии между оттенками красок и звучанием определенных инструментов: желтый цвет ассоциируется у него  со звуком трубы или фанфар, оранжевый – это альт или «альтовый голос», красный – труба или  барабан, фиолетовый  — фагот, синий – виолончель (на которой он сам играл), контрабас или орган, а зеленый – спокойные, растянутые средние тона скрипки. Картины Кандинского часто вызывают музыкальные ассоциации. В них есть скрытая полифония. Кандинский также увлекался использованием такого явления, как синтезия, аналогией между музыкой и живописью. Музыка «наименее материальное искусство». Оно не нуждается в изображении явлений природы. Оно использует звуки «для выражения душевной жизни... и для создания своеобразной жизни музыки тонов». Художник же, обращаясь к музыке, стараемся перевести ее на язык живописи. В конечном итоге, мы приходим к объединению сил различных видов искусства», — писал Кандинский.
 Художественные  устремления Шенберга и Кандинского во многом близки. Шенберг и Кандинский одновременно работали над синтетическими театральными произведениями – «Счастливая рука» и «Желтый звук», объединяющими слово, музыку, движение и живопись. 

05 октября 2011 г.
Комментарии