МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Картина Ильи Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие» (1898–1917)

Картина Ильи Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие» (1898–1917)

Первый спустя почти столетие показ картины в ее окончательном варианте....
Картина будет экспонироваться до конца работы выставки «Избранники Клио. Перед судом истории» в Государственном историческом музее
(Красная площадь,1, Новый выставочный зал) — до 24 октября.

«Гайдамаки на Умани готовят оружие» (1898–1917)Картина была написана в 1898 году под впечатлением поэтического мифа о народном восстании «Колиивщина» в поэме Т.Г.Шевченко «Гайдамаки». Первоначальный замысел претерпел со временем значительные изменения. В 1917 году Репин полностью переписал картину, которая экспонировалась на 46-й передвижной выставке в Петрограде и Москве в 1917 году, а затем на выставке «Общины художников» осенью того же года.
Сюжет связан с главой поэмы  «Гонта на Умани». Благодаря переписке Репина с собирателем украинских древностей, историком казачества Д.И.Яворницким (1855 – 1940) известны некоторые детали работы художника. Сюжетом  картины послужил момент обретения восставшими «освященных ножей». 18 июня 1768 года, когда соединенное войско предводителя гайдамаков запорожского казака Максима Железняка и старшего сотника крестьянина Ивана Гонты явилось пред Уманью, произошла раздача «свячених ножив».
Так называли особые ножи повстанцев, окропленные святой водой духовным пастырем восставших архимандритом Мелхиседеком, которые были тайно привезены на возах, прикрытых рыбой. На переднем плане изображены главные герои Колиивщины.  Вместе с тем, замысел в позднем, окончательном варианте 1917 года перерастает иллюстративную задачу, обретая общеисторическое значение, особенно волновавшее художника в связи с событиями в России. Тема присутствовавшего с обеих сторон жестокого насилия, предательства, провокаций, варварской борьбы со злом, оборачивающейся мучениями вчерашних «героев», преступивших общечеловеческие, христианские нормы, показана художником практически без исторических реалий XVIII века.
Исторический музей хранит это произведение с 1945 года, когда картина поступила из собрания Музея Революции СССР. Неудовлетворительная сохранность полотна, связанная с пренебрежением Репиным классической технологии при внесении столь обширных изменений при переработке картины в 1917 году, вызывала необходимость реставрации. Во время исследований и реставрации картины были выявлены два слоя авторской живописи. Не случайно в литературе, посвященной творчеству И. Репина, бытовало мнение о существовании двух картин, одна из которых оказалась в Швеции, а вторая осталась в России.   
Таким образом, совместными усилиями Исторического музея и специалистов Государственного НИИ Реставрации  это редкое произведение исторической живописи XIX века  введено в культурный контекст.

05 октября 2011 г.
Комментарии