Обыкновенный гений и его «Волшебная флейта»
Одна из последних вещей Моцарта — опера «Волшебная флейта». Это самая таинственная опера на свете. Вагнер называл её вершиной оперной мировой музыки. В этой, на первый взгляд, милой сказочке Моцарт с помощью музыки сумел пройти, как Данте, сквозь ад.
Он сумел описать при помощи звуков могильный холод, заглянул в лицо Ангелу Смерти, ощутил явственно на себе его дыхание и ужас пустых глазниц... Вольфганг, что Иаков, боролся с ним, но одолел. В музыке — одолел... Царица Ночь уступила царице Субботе...
Меня сечёт Господня плеть,
И под ярмом горбится плоть.
И ночи не преодолеть,
И ноши не перебороть.
Я причинял беду и боль,
И от меня отпрянул Бог,
И раздавил меня, как моль,
Чтоб я взывать к нему не мог...
Моцарт преодолел и превозмог.
Сопротивление смерти и, в итоге, победа над ней — вот суть этой чудесной и очень страшной оперы.
Все языческие массонские тайные знаки Моцарт развесил на деревах и кустах своего волшебного леса. Временами сумрачного, такого, что заблудишься в трех соснах в три счёта.
Временами освещенного Солнцем или факелами....А на залитой золотыми лучами поляне птицелов с дудочкой, милый Папагено — странный ангел Божий и очень земной человечек. Он ведёт нас за собой, как мальчик из Гаммельна.
Силы тьмы, звери,птицы, змеи,мудрецы, ученики мудрецов — все переплетается причудливой вязью, очень гармоничной. Господь ведёт за собой Моцарта от первой до последней ноты оперы. А Вольфганг внимает ему, и не перестает удивлять Создателя, хотя, вроде бы, ничем удивить Его невозможно....
Есть моменты, когда смертная тоска заполняет собой все — и слишком ясен итог. Это когда Тамино ищет свою Памину, не может найти — и ему поют откуда-то из-под земли голоса. Хор мрачной пещеры.
У Федерико Феллини в последнем фильме «Голоса Луны» есть сцена, когда безумный музыкант играет на флейте пассаж — и жалуется, что когда он его исполняет именно ТАК — начинают двигаться шкафы и сквозь стены являются духи ада.
"Духи ада любят слушать эти царственные звуки"
И это ровно то, что происходит во время сцены с подземным хором.
После этого жить дальше невозможно.
Но гений Моцарта в одну секунду воскрешает вас и возвращает к жизни — и последующий калейдоскоп гениальных мелодий, фейерверк фей, юмора, мальчишества, дуракаваляния — но и какой-то необыкновенной тайны — вновь открывает небеса и проливается на нас свет Жизни. Свет Превечного.
И звенят волшебные колокольцы. И поёт флейта.
И плачет, и смеётся Вольфганг Амадей Моцарт.
Марк Эпельзафт
«Независимый международный интернет-журнал „Кругозор“ www.krugozormagazine.com».