Актеру нужна свобода!
Инна Израилевна Штеренгарц является одним из самых опытных кастинг-директоров в стране. Ее стаж работы насчитывает три десятилетия. И секретами покорения актерского рынка Инна Израилевна согласилась поделиться с нами.
— Как вы пришли в профессию?
— Кастинг-директором я стала случайно. Моя специальность по диплому — театровед. Я окончила Ленинградский Театральный институт театра, музыки и кино и несколько лет работала завлитом в театре, а затем на Свердловской киностудии — редактором документального кино. Но у меня не складывались отношения с главным редактором. И я решила поменять работу — уволиться со студии.
На мою беду самый известный режиссер на среднем Урале Ярополк Лапшин остался без ассистента по актерам. А моя сердобольная подруга, режиссер научно-популярного кино, шепнула Лапшину: «Вот есть такая-то, она окончила театроведческий и прекрасно знает актеров».
Я, конечно, их знала, но в историческом аспекте, по преимуществу. Я пыталась отказаться, но подруга спросила меня: «Ты вот сейчас в какие города в командировку ездишь? В Ижевск, Челябинск, Курган, Тюмень (это корпункты на Урале, где я помогала снимать операторам документальные сюжеты для журнала „Советский Урал“). А если будешь ассистентом по актерам, то объездишь весь Советский Союз! А, может, и за границей побываешь». Я на свою беду согласилась. И застряла в этой профессии на всю оставшуюся жизнь.
— И с какими трудностями вы столкнулись на этом пути?
— Самое сложное — это контакт с режиссером. Надо, чтобы мы понимали друг друга, и он не говорил «иди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что». Режиссер должен иметь свою концепцию фильма и представлять своих героев. А если этого нет, то тогда работа становится бессмысленной. Поэтому я стараюсь работать с одним режиссером, с которым мы говорим на одном языке,- с Владимиром Ивановичем Хотиненко. И это взаимопонимание началось с первого дня нашей совместной работы над фильмом «В стреляющей глуши». Мы провели замечательный подбор, и все потому, что он досконально продумал стилистику фильма и знал характеры героев, но с другой стороны, был очень гибким, мобильным и мог вносить изменения.
Вот один яркий пример. Объясняя какая актриса нужна на главную роль, он показал мне картину Петра-Водкина «Петроградская Мадонна». И у меня были на примете актрисы такого плана. Но мне очень хотелось показать ему актрису МДТ Наташу Акимову, которая ярко заявила о себе в спектакле Л. Додина «Братья и Сестры». Внутренне, как мне казалось, она соответствовала образу, но внешние данные несколько не совпадали с портретом. И я подумала: все будет хорошо, если я правильно преподнесу ее кандидатуру. Владимир Иванович сначала всегда просит фотографию. Надо было выбрать нужный, беспроигрышный снимок. Такой был. Не очень-то соответствовал реальному облику актрисы, но был очен близок по настроению к «Петроградской Мадонне». Владимир Иванович после просмотра фотографии согласился встретиться с актрисой, но я понимала, что их беседа в стенах кабинета ничего не даст. Я проиграю. Надо уговорить Хотиненко пойти на спектакль, после чего он не сможет не оценить ее яркий драматический талант- и я уверена — выберет ее.
...Пробы потом, конечно, будут, но снимать он будет ее –Наташу Акимову — Лизку из «Братьев и Сестер».
— Как стать хорошим кастинг — директором? Что для этого нужно?
— Кастинг-директор должен любить актера, смотреть много спектаклей, интересоваться выпускниками театральных вузов, уметь вести диалог с режиссером и внимательно читать сценарий.
— В каких проектах работали? Каким был самым сложным?
— Я думаю, это «Гибель Империи». Там было задействовано пятьсот действующих лиц. Правда, было много помощников. В каждом городе, в котором мы снимали, у нас были представители, которые хорошо знали актерский контингент города. Мы снимали во многих городах. Это был долгий, сложный, но очень интересный проект.
— Что вы можете посоветовать актерам? Как сделать так, чтобы кастинг прошел удачно?
— Самое главное — это свобода. Актер должен приходить на кастинги открытым и не зажатым. И только тогда он сможет полностью проявить себя. Хотя, точных ответов и нет. Если актер талантлив, и он подходит на роль, то его берут. Но бывают и исключения.
Я расскажу вам, как Лиза Арзамасова была утверждена на роль Евы в фильме «Поп». Нашей героине было 16 лет. На кастинг приглашались молодые актрисы, недавние выпускницы и студентки театральных вузов. На кастинге я всегда внимательно прислушиваюсь ко всем советам, даже если поначалу они и кажутся невозможными для претворения в жизнь. Лизу Арзамасову тогда многие знали по «Папиным дочкам». Ей не было еще и 13-ти. Кроме того наша героиня — еврейка. И, казалось, она совершенно не походила нам ни по характеру, ни по возрастным данным. Но мне так упоенно расхваливала ее как очень эмоциональную, непосредственную и абсолютно своеобразную индивидуальность одна очень уважаемая и опытная кастинг — директор, что я поверила ей. И, к счастью, я не смотрела «Папиных дочек».
Я вызвала девочку на кастинг, и выяснилось после общения с ней, что она не по годам серьезная и мудрая, и что ей доступны взрослые чувства: она так проникновенно и естественно, с большим драматизмом прочитала стихи Игоря Северянина о разбитой любви, что сомнений не оставалось: она — настоящая драматическая актриса. Я показала отснятый на кастинге диск с претендентками на роль Евы, а потом сказала: — «А теперь — сюрприз!» — и включила диск с кастингом Лизы...
Хотя на пробы были допущены пять претенденток, Владимир Иванович уже на просмотре дисков кастинга понял, что будет снимать Лизу! Она и снималась. А роль адаптировали под нее!
— Как должно быть оформлено резюме?
— Резюме, фотографии — этого недостаточно. По бумажкам трудно судить об актере. Пусть приглашают на спектакли, курсовые и дипломные работы, на премьеры фильмов с их участием. Мне очень многое дают походы в театр на экзамены в театральные ВУЗы и просмотры фильмов.
— Какие нужны фотографии?
— Нужно понять, что портфолио драматического актера — это не фотографии для модельного агентства. Чтобы получились удачные снимки надо вступить в контакт с фотографом. Хорошо, когда это твой друг или знакомый. Фотосессия — это, прежде всего, наблюдение фотографа за актером, где модель сможет проявить себя в разных ситуациях, реагируя на них непосредственно, забыв о фотографе, и предстать перед ним таким, какой он есть. Фотографии в ролях не нужны, и снимки должны обновляться как можно чаще, чтобы не вводить в заблуждение кастинг — директоров.
— Какие самые большие проблемы у российского кино?
...Их очень много! Я скажу о той, которая непосредственно имеет отношение ко мне профессионально. Очень много актеров... Ходят они по коридорам «Мосфильма» с протянутой рукой, ищут работу. Мало, очень мало неповторимых индивидуальностей, а еще меньше крупных личностей. Недостаточно мужественных мужчин, а с другой стороны — и аристократов нет. Недавно моя подруга, кастинг — директор, искала актерский типаж аристократа 25 лет, перевернув весь «актерский рынок», еле-еле нашла одного. Конкурентов у него не было.
— А какие самые интересные актеры на рынке?
Очень скрупулезно, детально проделывая все малейшие движения души героя, создает экранный образ Евгений Миронов. Я была свидетелем этого на «Мусульманине», а спустя 15 лет — на «Достоевском». Очень интересный актер с своеобразными внешними и внутренними данными — Дмитрий Лысенков. Я проводила с ним несколько актерских проб, поработать нам пока не удалось. Но я уверена в нем: много лет наблюдала за его актерской карьерой, начиная со студенческих лет. Из актрис — очарована Чулпан Хаматовой: она прекрасна. И очень люблю Нину Усатову.
http://trubnikova.com/