Андрей Кочетков
Андрей Кочетков: «Желая быть на виду, некоторые театры „выжигают“ душу из литературы, приставляя к ней свои убогие „современные“ костыли»
Актёр, режиссёр Андрей Кочетков — фигура не медийная, хотя ему есть, чем гордиться. Десятки ролей в театре, фильмах и сериалах. Эффектность, красивость, развлекательность, скандальность — это не про его театр
Автор: Дина Радбель
В своём театре «ЯХОНТОВ-ТЕАТРЪ» он включается в сложный педагогический процесс работы с исполнителями и самим собой. У Андрея Кочеткова есть особый дар — по-новому открывать открытое. И тема его поисков — любовь, добро, радость, удивление миру. В любой роли он строит композицию так, чтобы сразу рассказать о главном — ради чего стоит жить, он от роли идет к себе и при этом использует только самые высокие слова, которыми владели Достоевский, Шекспир, Лев Толстой, Чехов...
Андрей, давайте начнем разговор с последних событий, изменявших вашу жизнь. Я имею в виду вами созданный «ЯХОНТОВ-ТЕАТРЪ», соответственно, в честь Владимира Николаевича Яхонтова — актера, мастера художественного слова, создателя жанра «театр одного актера». Напрашивается вопрос: вы его преемник?
Владимир Николаевич Яхонтов, ученик Станиславского и Евгения Вахтангова, начинал свою сценическую жизнь у Вс. Мейерхольда, творчеством которого был очарован и мечтал о сотрудничестве с ним. Суть актера драматического, психологического, была заложена в него, как говорится, «с пеленок». А потому я никогда не воспринимал Яхонтова, как актера-чтеца, выступающего с эстрады. Для меня он актер Театра, Театра своего пространства, камерного, названного им Театром «Современник». Интересно, что актриса Клавдия Пугачева, знающая В.Н.Яхонтова, в своей книге вспоминала о том, что он мечтал о переходе от своего «театра одного актера „к „театру двух актеров“, более многогранному. Театру актера и актрисы.
Я, может быть, могу назвать себя преемником Яхонтова в том отношении, что меня занимает, в первую очередь, русская классическая литература, многоликая, с ее преемственностью от Пушкина к Гоголю, от Гоголя к Достоевскому, от Достоевского к Хармсу... Их переплетение, неожиданное проникновение друг в друга и явное нежелание «расставаться»друг с другом, даже на протяжении многих десятилетий, для меня очевидно. У них единое сердце, единая душа, единая боль... Это объединение авторов в одной композиции спектакля, их перемешивание, называемое Яхонтовым монтажом, было формой, найденного им «моноспектакля». Монологичность моих спектаклей также от Яхонтова. Мой герой — даже в текстах разных авторов — единен и его проблемы близки, родственны, для них всех. И, конечно, «камерность» высказывания, доверительное и близкое к зрителю, даже непосредственной близостью исполнителя к ним, тоже от него.
На ваш взгляд, востребованы ли сегодня камерные литературные театры? Как они соотносятся с бешеным ритмом современности? Да и способен ли молодой зритель воспринимать текстовые пьесы?
Камерный театр, занимающийся «высокой»литературой, на мой взгляд, сметен сегодня как театром «большим», императорским, так и театром маленького формата, который в поисках заработка и успеха у зрителя, занимается «низкими»текстами, или, переиначивая знаменитую литературу и драматургию, выцарапывает из нее «изюминки», как из булки, способные вызвать хоть какой-либо интерес к их «продукции». Желая быть на виду, они, как правило, «выжигают»душу из литературы, приставляя к ней свои убогие «современные»костыли. Молодой зритель, даже не слишком загруженный культурой прошлого, способен воспринимать и открывать для себя неоткрытое, при условии, если ему удастся с ним встретиться.