Дмитрий Барщевский
«Кинематограф — поразительное занятие, всепоглощающая страсть».
6 июня отмечает свой 70-летний юбилей известный кинорежиссер и продюсер Дмитрий Барщевский — создатель российских киношедевров «Риск», «Московская сага», «Тяжелый песок».
Творец с особым почерком, безукоризненным вкусом, своей жанровой эстетикой. Дмитрий Барщевский удивительно тонкий, интеллектуальный режиссер, его картины всегда отличают необычайная степень достоверности на экране. В полной мере Дмитрия Барщевского можно причислить к той уникальной когорте создателей и основоположников высокого образца сериального жанра. Кинорежиссер чрезвычайно вдумчиво берется за серьезную драматургию, за произведения, во многом сформировавшие вкусы целого поколения людей, и прошедшие испытание временем. В его фильмах с высочайшей долей профессионализма отражены все грани драматических событий ХХ столетия.
«Сегодня не многие захотят так выкладываться, но мы прожили жизнь в старом кино и привыкли работать с максимальной отдачей», — говорит Дмитрий Барщевский. Режиссер необычайно внимателен к деталям, к исторической достоверности, подбору реквизита и костюмов, особенное внимание всегда уделяет работе с актерами и всегда строго следует исторической правде!
Его фильмы посмотрели миллионы человек, они обладают поистине народной любовью и получили широкое международное признание на серьезных кинофорумах, песни из фильмов звучат до сих пор, школьники пишут сочинения о героях созданной им киносаги.
— Какие ценности Вы считаете самыми важными для себя?
Нравственная порука между людьми. Независимо от их социального положения, возраста, конфессии. Взаимопонимание, сострадание. Короче, все то, в чем не перестаёшь испытывать жгучую потребность, не взирая на крутую перемену времен. Точнее: на сильную качку. Прежние «маяки» уходят под воду, другие взлетают на гребень, но есть что-то незыблемое как скала: старые дружбы, милосердие, память.
— Кино для Вас — профессия или образ жизни?
И то, и другое. Кино — та профессия, которая диктует образ жизни. В процессе съемок и монтажа вообще существуешь одновременно в двух мирах, не вполне их разделяя: кажется, что любимые герои «затесались» среди реальных людей. Часто ловишь себя на том, что отвечаешь собеседнику репликой из фильма и только потом осознаешь, что шпаришь по тексту роли. Откровенно сказать, это сладостная путаница. В этот период живешь только фильмом, все остальное приходит в запустение. А в интервалах между картинами — а они бывают немалыми — с головой уходишь в быт, отбиваешься от многообразного идиотизма жизни, и мечтаешь снова погрузиться в выдуманный киномир. Так что кинематограф диктует жизнь «синкопами».
— Чьи успехи Вас вдохновляют больше всего?
В первую очередь, конечно, детей. Теперь уже и внуки подбираются... Потом — близкие друзья — их удачи и победы делают и тебя самого сильнее. Ну и, конечно, свои собственные. Однако, представьте, что я способен радоваться киноуспехам даже далеких, непричастных ко мне людей. Кажется, что если у кого-то получилось, стало быть, в принципе возможно. Это дает перспективу.
— Какая из ваших киноработ особенно дорога и почему?
«Риск» — глоток свободы. «Тяжелый песок» — долг перед памятью. «Московская сага» — наша собственная жизнь и судьба. В этот фильм мы вложили очень многое из истории наших родителей — современников героев романа. Два моих деда были расстреляны, мать жены провела 5 лет в знаменитом АЛЖИРЕ — Акмолинском лагере жен изменников родины. Именно ее рассказы стали эпизодами судьбы Вероники Градовой, вошли в сюжет фильма. Возможно, в какой-то мере это стало толчком к созданию двух документальных картин, которые сделала наша дочь Дарья Виолина: первый по судьбе своей бабушки, второй — о детях репрессированных родителей, детях родившихся при Сталине, за колючей проволокой. Мы и сегодня не оставили этой темы.
— Режиссер профессия авторитарная, согласны ли Вы с этим утверждением?
Да, это так. Профессия не коллегиальная. Хотя самый гениальный режиссер в одиночку не может снять ни одного кадра. Фильм — это всегда команда, «команда, без которой мне не жить». И не снимать. Так что казалось бы, дело коллективное. Однако наступает момент, когда ты должен сказать: «Стоп. Снято». И здесь ты один.
-У Вас много кинематографических наград, в том числе и международных.
-Что для Вас важнее: признание коллег или «народная любовь»?
Без сомнения, «народная любовь» — назовем это так. Всякий раз волнующий миг: тебя смотрят миллионы. Это не значит, что все они с тобой согласны, но все равно — смотрят. Иногда случается счастье: узнаю, что в школьных сочинениях среди маршалов Великой Отечественной называют Никиту Градова. Недавно, в день 70-летия Победы в 10-ке самых популярных песен войны значились «Тучи в голубом» написанные для «Московской саги». Лучшего я себе не желаю.
— Вы всю жизнь работаете со своей женой (сценарист Наталья Виолина), это Ваш выбор, случайность, и не осложняет ли совместная работа семейную жизнь?
Семейную жизнь осложняет все — сама жизнь ее осложняет. Кино лишь усугубляет проблему. С глазу на глаз «бьемся насмерть». Но договорились: на съемочной площадке — уважительная терпимость. Каждый из нас имеет право на свой дубль. Потом сражение перемещается в монтажную. А если на самом деле, я просто не встретил сценариста, который так понимал бы меня человечески и творчески. Обладал бы таким даром выразительного слова — для меня единственно точного. А еще существует легенда: Михаила Ромма когда-то спросили: что Вы все время снимаете свою жену Елену Кузьмину, есть ведь и другие хорошие актрисы. Ответ был лаконичен: потому что я её люблю.
— Дружите ли Вы с актерами, с которыми работали?
Дружба, в данном случае, не совсем верное слово. Для меня совершенно очевидно, что в совместной работе возникает не вполне мне понятная, но очень глубокая связь. И что поразительно: с окончанием совместной работы это как бы должно пройти, исчезнуть. Однако этого не случается. Когда мы встречаемся, я чувствую, что эта общность жива. Слышу и в себе и в других, с кем вместе прошел через фильм, эту нерасторжимость, соединенность. Очень глубокое и сильное чувство.
— Каково работать со звездами?
(Соломин, Чурикова, Фрейндлих, Орбакайте, Балуев, Безруков, Удовиченко, Кортнев и др.)
Чем ярче звезда, тем лучше и легче! Истинные звезды не только большие актеры, но и большие люди, мне с ними интересно и просто. Оттого, что всё всерьез.
Теперь с некоторыми из них нас связывает уже долгая дружба и вне профессии. Но начало было положено на съемочной площадке: мне посчастливилось встретить там «больших», значительных людей.
— Кем бы Вы хотели видеть своих внуков — продолжателями династии или нет?
Да, конечно. Наука, медицина, право — это высокая и прекрасная доля. Но кинематограф — поразительное занятие, всепоглощающая страсть. Сегодня кино переживает кризис на фоне бешеного развития всех видов СМИ.
Однако то же было и с театром, когда родился «великий немой».
Все прочили ему погибель. Но театральные залы снова полны. Я убежден, та же судьба ждет и кино в его классическом виде: темный зал, экран, соборность. Я был бы счастлив, если бы мои внуки наследовали этот «недуг».
— Поделитесь Вашими ближайшими творческими планами.
Наша кинокомпания «Риск» работает сейчас над тремя проектами: «Кто вернется — долюбит» (сценарий Натальи Виолиной), «Юдифь» (экранизация повести Леонида Зорина), «Красавица» (авторы сценария Наталья и Дарья Виолины). Но как мы знаем, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах...
Наталья Виолина — жена, бессменный и любимый автор сценариев ко всем фильмам, по словам самого режиссера: «я просто не встретил сценариста, который так понимал бы меня человечески и творчески. Обладал бы таким даром выразительного слова — для меня единственно точного». Кинематографическую династию продолжают дети, дочь Дарья Виолина — креативный продюсер, сценарист, кинодокументалист, ее работы отмечены многими наградами. Сейчас режиссер плодотворно работает над новыми проектами: «Кто вернется — долюбит» (сценарий Натальи Виолиной), «Юдифь» (экранизация повести Леонида Зорина), «Красавица» (авторы сценария Наталья и Дарья Виолины).
Лариса Удовиченко
Юбилей, дата для Дмитрия Юрьевича такая совсем не подходящая, это очередной день рождения, а не рубеж. Рубежи ассоциируются со взрослыми, закостеневшими, забронзовевшими персонами, а Дмитрий совершенно другой — он легкий, летящий, очень мягкий, уютный. С семьей Д. Барщевского мы дружны очень давно, очень хорошо знаю Наташу Виолину (супругу). Очень близко дружим уже больше 30 лет, встречались в домах у друзей, но вместе никогда не работали, и вот настал момент, когда Дмитрий пригласил меня работать в свою картину «Бульварное кольцо», до этого я играла в «Тяжелом песке», где Дмитрий был продюсером. Наташа Виолина меня очень хорошо знает, также как и Дмитрий, и роль была написана для меня. Работать с ним прекрасно, он никогда не давит, но, в то же время деликатно, интимно раскрывает характер роли, рассказывает о мире, атмосфере, окружающей персонаж, не давя на личность, актерскую природу. Великое счастье, когда режиссер не зажимает крылья, а только расправляет их! Все персонажи как маленькие ручейки должны объединяться в большую реку для рождения полноценной картины, которую он выстрадал, выносил и рождает! На съемочной площадке вся семья в помощь, вся семья смотрит в монитор, советует, лучшие кадры и ракурсы, а это очень важно. Я очень рада много лет с ним дружить и буду счастлива новым ролям. Диме желаю прежде всего здоровья и сил, чтобы реализовывать свой талант и дальше!
Юрий Соломин
Искусство по-настоящему ценно, когда идет от сердца, от души. У Дмитрия Барщевского все идет от сердца. Он такой и в творчестве и в семейной жизни. Д. Барщевский — глава большой прекрасной и очень талантливой семьи — единения творческих единомышленников. Наталья Виолина (жена) — потрясающей души человек, талантливая дочь Даша, которая тоже полностью погружена в профессию и ей многое удается.
Познакомились мы с семьей Барщевских — Виолиных в начале 2000 г., в Малом театре, когда Дмитрий с Натальей пришли ко мне с предложением сыграть роль профессора Бориса Градова («Московская сага»), буквально через полчаса мы подружились, и я уверен, что на всю жизнь! У нас оказалось много общих тем, Д. Барщевский очень близкий мне по духу человек, он удивительно чист душой. В самые мои трудные моменты Дмитрий Юрьевич всегда меня поддерживал и очень помогал!
В профессии Дмитрий Юрьевич более полувека. Много занимался кинодокументалистикой. Знаю, что многие картины выношены, выстраданы им, я только теперь понимаю, чего это стоило, чтобы картины вышли на экран, и какой это адский труд.
На съемочной площадке Дмитрию Юрьевичу всегда удается создавать атмосферу удивительной доверительности, как режиссер он никогда не давит, он ненавязчив и очень деликатен. Вспоминаю съемки «Московской саги» в Серебряном Бору, там был специально выстроен дом для съемок, впервые в жизни столкнулся с тем, что график съемок подстраивался под артистов! С киногруппой мы тогда практически сроднились, в этом большая его заслуга.
Дмитрий Юрьевич всегда работает без халтуры, и каждый раз оставляет кусочек своего сердца для КАЖДОГО артиста, КАЖДЫЙ съемочный день. Думаю, что такую теплую домашнюю атмосферу, которую ему удалось создать на площадке, мне не придется больше встретить в кинематографе. Киногруппа Д. Барщевского всегда работает по системе М. С. Щепкина и А. Островского, где сцена — это дом, у Дмитрия Юрьевича съемочная площадка — это дом, дом со своими традициями.
Дмитрию Юрьевичу хочу пожелать бодрости, быть всегда таким же обаятельным, интеллигентным и очень мужественным!
Екатерина Никитина:
С Дмитрием Барщевским я работала на двух кинокартинах: в экранизации трилогии Василия Аксенова «Московская сага» и телеповести «Бульварное кольцо». Я безумно ценю его, люблю и очень уважаю. Дмитрий Юрьевич сыграл важную и значительную роль в становлении меня как актрисы, в формировании моей индивидуальности. Работа с Дмитрием Барщевским — бесценный опыт, а роли, предложенные мне — шикарные, необычайно многогранные и объемные.
Знаю, что его очень любят и актеры и зрители! И я искренне надеюсь на дальнейшую совместную работу!
Биографическая справка
Барщевский Дмитрий Юрьевич,
кинорежиссёр, продюсер, художественный руководитель кинокомпании «РИСК».
Родился 6 июня 1945 г. в Москве.
Окончил ВГИК, Член Союза кинематографистов, Гильдии режиссеров и Гильдии продюсеров
Фильмография 1978 г. — «Это в сердце было моём...» 1980 г. — «Жизнь и любовь Александра Блока». 1982 г. — «Две главы из семейной хроники». 1987 г. — «Риск». 1988 г. — «Риск-2». 2004 г. — «Московская сага» 2008 г. — «Тяжёлый песок» 2014 г. — «Бульварное кольцо»