МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Фан Фан Тюльпанов

Фан Фан Тюльпанов

Что может связать звездное небо и садовые грядки? Только человеческая увлеченность и тем, и другим. Оказывается, на своем садовом участке одержимый человек может создать целую небесную обсерваторию. Об этом наш разговор с Вячеславом Хондыревым – астрофизиком и цветоводом, окончившим аспирантуру Института космических исследований и награжденным Министерством сельского хозяйства Нидерландов за работы по выведению новых сортов тюльпанов Серебряной медалью.

— Странное сочетание увлечений: небо и земля, звезды и цветы. Это что-то вроде борьбы противоположностей?
— Нет, это как раз единство противоположностей! Хотя действительно, на первый взгляд, кажется, что это диаметрально противоположные категории. «Астра» в переводе с греческого означает «звезда». Цветы внешне похожи на звезды так же, как и звезды похожи на россыпи цветов. Многие звезды имеют цветочные названия, и так же цветы носят астрономические имена. Вот, например, голландские тюльпаны: Орион, Гелиос, Венера, Малая Медведица, Телескоп, Звездные Войны. Вообще тюльпаны – самые космические цветы на Земле. Ни одному цветку, даже розе, не удавалось так влиять на судьбы человечества.

Тюльпаны Вячеслава Хондырева

Тюльпан — цветок-загадка, дважды пытавшийся прорваться в Старый Свет. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского они могли бы попасть в Европу в числе обычных военных трофеев – золота, тканей, оружия, произведений искусства, но застряли на Ближнем Востоке. В Персии тюльпанам поклонялись, высаживая миллионами, ради них устраивались празднества, о них неусыпно заботились целые гаремы. На Востоке культ тюльпана расцветал от года к году. Он многочисленно повторялся в произведениях искусства, чеканке, рукописях. Ему посвящали стихи такие поэты, как Омар Хайям. Позже эту традицию переняла Турция, которая долгое время была главным импортером этих сказочных цветов.
Экспансия же на Запад состоялась только в конце XVI века, когда по всей Европе прокатилась волна тюльпаномании. Монастырские садовники изо всех сил старались повторить роскошь персидских садов. Конечно, это были всего лишь жалкие потуги — сравниться с культом тюльпана на Востоке они не могли.
Ведь тогда цветы в Европе росли сами по себе, никто не знал, как за ними ухаживать, а селекции как науки еще не существовало. Тюльпанами просто любовались, не принимая никаких попыток приспособить их к местному климату. Поэтому выжили только сильные сорта, прочно основавшиеся на завоеванных ими землях.
— Я слышал, что в Голландии в XVII веке настал настоящий тюльпановый бум, превративший страну в Поле чудес, когда закапываются копейки, а урожай приносит миллионы.
— Да, так оно было... и есть. В начале XVII века за одну луковицу нового сорта тюльпана отдавали каменный дом. Тюльпаны стали играть роль денег. Они же и научили Европу и весь мир таким понятиям, как «банковское дело», «фьючерс» и «биржевые спекуляции». Тюльпаны взорвали тогда такое понятие, как «здравый смысл», и стали причиной главного урока для экономики всех стран, совершив самый большой в истории цивилизованного человечества экономический кризис, разрушив обломками спекулятивной пирамиды жизни и судьбы многих тысяч людей.
— Как-то внезапно они вот так взяли и ворвались в жизнь человека. Разве люди не привыкли с древних времен к этим цветам?
— К ним привыкли на Востоке, где они были известны еще тысячу лет назад. Но восточные тюльпаны не могли выжить на Западе. И только построившие свою страну на болотах голландцы смогли приспособить эти хрупкие цветы к условиям сурового европейского климата. Понадобилось почти сто лет, чтобы появились крепкие морозоустойчивые сорта. Ведь первые тюльпаны, сведшие с ума трудолюбивую Голландию, были весьма скромных качеств: тонкий и ломкий стебель, слабые лепестки, блеклые цвета. Что же касается такого важного показателя, как время цветения, то предки современных тюльпанов были настолько привязаны к своему природному циклу, что внезапное цветение тюльпана в непривычные сроки вызывало шок. Например, известен случай, когда одну баронессу казнили за то, что у нее на окне распустились тюльпаны. Цветы увидел кто-то из соглядатаев святой инквизиции, цветочницу обвинили в ведьминском колдовстве и показательно казнили: тюльпаны не могут просто так зацвести в декабре!
— Да, цветы и колдовство – удивительное сочетание...
— Это все из-за особенностей тюльпана. Возьмем ту же легенду о Черном тюльпане.

Тюльпаны Вячеслава Хондырева

У тюльпанов очень расшатанная наследственность, в их хромосомах закодирована информация об огромном количестве признаков, которые не проявляются фенотипически, то есть внешне. И при скрещивании, допустим, белых цветов получаются семена, из которых потом вырастают тюльпаны самых разнообразных расцветок, включая черные. Так что никогда не знаешь, что получишь на выходе. Например, я скрещивал голландские тюльпаны с дикими сортами из Казахстана, пыльцу которых мне доставлял на самолете знакомый летчик. И только через 20 лет удалось вывести что-то стоящее.
На самом деле это только в романе Дюма был выведен безукоризненно чёрный цветок, в реальной жизни мы имеем только приближенный к этому цвет. В итоге вот уже 400 лет голландцы выводят черные сорта, которые с каждым новым поколением цветоводов становятся все более совершенными по чистоте цвета. Черный на донце тюльпанов нередко бывает абсолютно черного цвета, но вот на внешней поверхности лепестка не обходится без коричневого или фиолетового оттенков. С каждым разом появляются все лучшие и лучшие сорта черных тюльпанов, и всякий раз кажется, что до идеала недалеко. Распространить глубоко черный цвет донца на все лепестки – это задача селекционеров будущего.
— Само название «Чёрный тюльпан» как-то печально звучит. Вспоминаются события на Кавказе.
— Это вы про вертолет? Да, у нас черный цвет – это символ траура. Другое дело на Востоке, где траурным считается как раз белый. А в Голландии черный тюльпан – это просто вековая мечта.

Черный тюльпан Вячеслава Хондырева

Однажды я шел в гости к своей знакомой. Одетый в белоснежный костюм, я через весь город ехал на метро с ослепительно черным букетом тюльпанов. Люди провожали меня недоуменными взглядами, восхищенными, но с некоторой долей сочувствия: надо же, наверное, у человека горе. А я ехал на праздник! Мой букет поверг в шок всех гостей и в первую очередь хозяйку. Но это уже был шок радостный: они знали о моих трудах над этим сортом и принялись с удивлением рассматривать, ощупывать и гладить цветы, отталкивая друг друга. Но, конечно же, не знали о том, с каким трудом они были выращены.
В ту осень в Москве стояли очень сильные морозы, но снега не было. Только мороз и пронизывающий ветер. Я накрыл грядку огромным куском толстого целлофана, чтобы тюльпаны не вымерзли и уцелели до весны. Только в конце ноября пошел долгожданный снег, укутывая грядки спасительным снежным слоем. Но для грядки с черными тюльпанами это было трагедией – снег стал придавливать целлофан все плотнее и плотнее к земле. Под такой тяжестью к весне не выжило бы ни одного цветка. Что было делать? На дворе глубокая ночь, воет ледяной ветер, и нет никакой возможности позвать кого-либо на помощь. А одному сдвинуть такое огромное целлофановое полотнище невозможно. Вокруг вихрем носится снежная метель, забивая снегом лицо и глаза. И тут вдруг целлофан сдвинулся! Я направил фонарик на грядку и обомлел: мой пёс Эрик схватил зубами целлофановый край и тоже тащит его в нужном направлении! Собака сама догадалась, что мне требуется срочная помощь, и бросилась на выручку. Так были спасены мои черные тюльпаны.
— А сколько сортов тюльпанов появилось благодаря вам?
— На сегодняшний день двадцать. Вообще работа цветовода посвящена только трем вещам: удивить коллег по цеху, удивить обывателя и удивить самого себя. То, что вызовет волну благородной зависти у селекционера, оставит равнодушным обычного покупателя. И наоборот: покупатель, падающий в обморок радости с букетом, выращенным для ширпотреба, вызовет брезгливую мину на лице специалиста.
Выводя новые виды тюльпанов, я столкнулся с таким разнообразием соцветий, где тюльпан теряет уже свой привычный образ и становится похож на что угодно, только не на самого себя. Вообще тюльпаны, как ни одно другое растение, больше всего подвержены конвергенции. Так, методами селекции выводились сорта тюльпанов, имитирующих лилии, пионы, розы, маки, цикламены, птичьи перья и даже мороженое. Сейчас в моду входят капустоцветные тюльпаны, у которых бутоны похожи на кочан капусты.

Тюльпаны Вячеслава Хондырева

— Так еще существует и мода на разные виды тюльпанов?
— Конечно! Людям приедается однообразие, так что цветоводы обречены на все новые и новые подвиги, новые эксперименты. Ведь работа по селекции новых сортов – это как работа артиста: кроме признания среди коллег необходима популярность твоих творений у народа. Это здоровое тщеславие, когда стараешься не сам прославиться, а прославить свои цветы.
В разное время существовала разная мода на тюльпаны. В 80-х годах пользовались популярностью тюльпаны с каймой, в середине 90-х — бахромчатые, сейчас в моде зеленые цветы. Хотя в России выросло уже несколько поколений, уверенных, что тюльпаны бывают только красного цвета.
— А когда тюльпаны попали в Россию?
— Они появились в России одновременно со всей Европой. Помните сказку Аксакова «Аленький цветочек»? Аленьким он был не от слова «алый». Тюркское название тюльпана происходит от слова «лал», «лалето». Так что купец своей младшей дочке привез как раз тюльпан. Не сам цветок – очень нежный, он не выдержал бы такого длительного путешествия. Купец привез луковицу того удивительного цветка, который рос на острове под охраной чудища. Так что торговец просто украл эту луковицу.
Кстати, традиция воровать луковицы в чужих садах, ставшая нормой для голландских садоводов, распространилась потом по всему миру. Это некая круговая порука, всеми осуждаемый, но трепетно оберегаемый обряд цветоводов, сплачивающий их в некую тайную ложу. На выставках потом появляются совершенно неожиданные сорта цветов – результат такого вот «опыления».
— А вы тоже участвуете в международных выставках?
— Скажу больше – я единственный за всю историю иностранец, включенный в состав жюри по тюльпанам конкурса «Флориада». Голландцы очень ревниво и трепетно относятся к появлению незваных гостей в области тюльпановодства. Но мне удалось разбить эту тепличную стену, в результате чего жюри неожиданно для себя приобрело статус международного.
— Так просто подошли и попросили: «Возьмите меня»?
— Нет, этому предшествовала любопытная история, случившаяся при подготовке к выставке «Флориада'92», которая один раз в десять лет проводится в Голландии. На этой выставке представители разных стран возводят свои «творческие уголки», посвященные какой-либо теме. Потом эти сооружения, как правило, остаются и становятся частью городского пейзажа.

Тюльпаны Вячеслава Хондырева

Мы готовили тогда в Голландии проект «Русский сад» в чеховском стиле. К нам подошел представитель большой комиссии специалистов и спросил: «Каковы характерные особенности русского сада в современной России и в чем заключается концепция проекта для этой выставки?» Я на минуту задумался. Да никаких особенностей! Современные, а речь шла о начале 90-х, дачные садовые участки – это неухоженные огороды с заборами из спинок от кроватей. С концепцией еще хуже: стиль намечался а-ля рюс — это тогда было безумно модно в Европе. Тогда я выпалил экспромтом: «Вот у японцев есть сад 15 камней. Но по русской давней традиции, уходящей корнями в глубину веков, мы делаем сад 15 берез!»
Ошеломленный иностранный гость потихоньку ретировался. А минут через пять ко мне подходит коллега с каменным лицом и говорит: «А ты березы считал?» «Березы? А зачем их считать: сколько было, столько и посадили». — «А ты посчитай. Их ровно пятнадцать». Как тут не поверить в мистику и русское авось?
Надо отметить, что голландцы, как и мы, тоже любят розыгрыши. Позже, когда наш «сад 15 берез» был готов к показу, мы устроили прием для руководства выставки и знакомых специалистов. Увидев накрытые столы, на которых возвышались толстопузые самовары, голландцы решили, что мы открываем выставку большим русским чаепитием, и очень удивились: ну хоть раз русские обойдутся без алкоголя! И только когда гости поднесли расписные под хохлому чашки ко рту, то поняли, как их жестоко обманули: в одном самоваре была водка, в другом – коньяк. Атмосфера официоза сразу разрядилась: мы начали обсуждать не только профессиональные вопросы, но и просто разговаривать «за жизнь».
На этой же выставке меня пригласили в «Испытательный сад», где растения впервые показываются специалистам, занимающимся регистрацией новых сортов. Побродив по аллеям, я заметил несколько десятков растений, пораженных вирусной болезнью тюльпанов – пестролепестностью. Это когда по лепестку пробегают мраморные прожилки другого цвета. Конечно, есть сорта, специально выведенные с такой окраской. Но эти точно были заражены. Я подошел к директору сада и рассказал о том, что увидел. На его лице появилось нескрываемое удивление: «Этого не может быть! Чтобы такие тонкости мог заметить русский? Пойдемте посмотрим!» Я подвел его к пораженным цветам – к одной грядке, к другой. И вдруг услышал громкий смех за спиной: смеялась вся экспертная комиссия. «Что за ерунда?» — пронеслось в голове. Оказалось, что я указал именно на те цветы, которые они час назад отбраковали. Даже пометки рядом поставили, но с другой стороны, поэтому я их не мог видеть.
Благодаря уже завязавшимся дружеским отношениям мне дали каталог всех сортов тюльпанов, принимающих участие в выставке. Он уже был готов к печати, поэтому ничего секретного в себе не содержал. Но так приятно было держать в руках святая святых – я единственный, кто раньше всех прочтет его!
Вечером, усевшись в гостиничном номере, я стал внимательно просматривать список. Буквально на первых же страницах столкнулся с неправильно написанным голландским названием сорта тюльпанов. Таких ошибок оказалось несколько, включая и просто грамматические ошибки в названиях сортов. На следующий день я был у куратора выставки. Выслушав меня, он тут же вызвал специалистов. Вместе проштудировав весь каталог от корки до корки, мы выявили все неточности, и каталог вышел как и полагается такому солидному документу – без права на ошибку.
Такое тесное сотрудничество с тюльпанным жюри и стало решающим фактором в том, что меня, единственного иностранца за всю истории голландских выставок, взяли в его состав. А еще я оказался единственным русским, пробившимся в «Международный регистр названий тюльпанов «Королевской ассоциации производителей луковичных цветов» (Classificated List and International Register of Tulip Names) и зарегистрировавшим в нем несколько сортов. Позже голландцы просили продать им луковицы моих новинок, чтобы зарегистрировать их под своими, голландскими, именами. Такая практика весьма распространена при регистрации новых сортов тюльпанов. Голландцы практически никого не пускают на цветочный рынок. Но все же мои сорта Golden Field, Ljudmila Zagamulova, Red Chameleon, «White Peak и Astrologer были зарегистрированы.
— И тут не обошлось без космического названия тюльпана?
— Это же естественно: у меня два увлечения в жизни – цветы и звезды. Однажды меня спросили: «Какая у вас профессия?» Я ответил: «Самая древняя». И под двусмысленный смех напомнил окружающим, что Адам был садовником, ухаживающим за райским садом. Я уверен, что садоводство, да и вообще тяга людей к цветам, — это интуитивная или осознанная попытка воссоздать потерянный райский сад, вернуть гармонию и красоту мира.

Автор: Сергей Логвинов.

02 марта 2011 г.
Комментарии