Медник. Редкая профессия
Медник — это одна из древнейших профессий человека связанная с обработкой металлов, и насчитывает тысячелетнюю историю. Название медник происходит от слова медь. Профессиональная направленность медника это — обработка медных сплавов (медь, латунь, бронза) методами слесарной обработки и пайки.
ИСКУССТВО МЕДНИКА
«Мне не раз говорили, что я отношусь к вымирающим видам», — говорит Деннис МакБейн (Dennis McBain), единственный медник, работающий в штате винокурни в Шотландии. Свой трудовой путь Деннис начал более пятидесяти лет назад на винокурне Балвини (Balvenie) – он пошел по стопам своего отца, который также в свое время работал там.
Медник – очень редкая профессия, требующая особых навыков. Это ремесло – одно из пяти уникальных, сохраненных на винокурне Balvenie. Благодаря бережному сохранению этих уникальных навыков шотландский односолодовый виски The Balvenie приобретает свой сложный вкус с характерными медовыми оттенками.
Изначально, когда Деннис МакБейн утроился на винокурню в 1958 году, он работал на производстве солода. Его «профессиональный облик» начал формироваться спустя год, когда он попал в подмастерья к известному в то время в индустрии производства шотландского виски меднику Уилли МакЛакану (Willie McLachan). В шестнадцать лет Деннис начал обучение этой удивительной профессии, которое продлилось шесть лет. После сдачи экзамена, на котором ему предстояло продемонстрировать все приобретенные им профессиональные навыки, он мог начать получать зарплату специалиста – а это, ни много ни мало, на один пенни в час больше, чем прежде. Уилли МакЛакан ушел на пенсию в 1978 году, а «бразды правления» передал своему ученику, и тот, спустя 22 года после прихода на винокурню, стал штатный медником The Balvenie.
Хотя многое в деле, которое выполняет Деннис МакБейн, осталось таким же, как и в былые времена, кое-что за последние полвека все же изменилось. Самые заметные перемены коснулись системы подогрева кубов: когда Денис только начал работать медником, они подогревались углем, сейчас же – паром, что означает значительное уменьшение временных и физических затрат на их техническое обслуживание. Все-таки уголь – это большее количество грязи и абразивных частиц. Кроме того, вплоть до 1972 года, кубы изготавливались непосредственно на винокурне. Так, например, нижняя часть замененного недавно перегонного аппарата для браги под номером два составляла когда-то часть куба, который Деннис сделал целиком и полностью сам более тридцати лет назад. Тот куб имел толстые стенки, был очень прочным, верой и правдой отслужил более сорока лет.
Кубы, которые используются на винокурне Balvenie, уникальны как по размеру, так и по форме. Их уникальная конструкция под названием ‘Balvenie Boil Ball’ позволяет максимально увеличить площадь поверхности аппарата, благодаря чему вкус и аромат спирта в нем становится более сладким и насыщенным.
Задача Денниса – следить за состоянием перегонных кубов — кто как не он заметит, что тот или иной куб пора заменить. В арсенале мастера целый ряд инструментов, которые помогают ему «привести в порядок» медные аппараты. Среди них металлические и деревянные молотки разных размеров, форм и веса, различные паяльники для ковки меди и придания ей определенной формы.
«В голове должно быть четкое представление, как должно выглядеть готовое изделие. Не нужно просто колотить молотком по меди и надеяться, что из этого выйдет то, что надо», — говорит о своей работе Денис МакБейн.
Профессия медника подразумевает, что он регулярно проверяет состояние перегонных кубов, насколько они изношены, не дадут ли течь в ближайшее время – вот тогда их и нужно будет отремонтировать. Когда Деннис обходит помещения, в которых стоят кубы, он обязательно разговаривает с перегонщиками, которые своевременно сообщают ему о возможных проблемах в кубах, если такие есть.
Кроме ремонта и технического обслуживания кубов, Деннис также следит за процессом дистилляции: он имеет огромный опыт работы на винокурне и абсолютно точно знает, что происходит в тот или иной момент в кубе или конденсаторе. Он развил в себе особое чутье, которое позволяет ему точно оценивать, как проходит процесс дистилляции.
«Когда изо дня в день работаешь и совершенствуешь свои профессиональные навыки, развивается некое внутреннее чувство, чутье, подсказывающее тебе, что есть что. Поговорите с другими работниками винокурни – они скажут вам то же самое»
«Конечно же, без науки в нашем деле не обойтись, но то, о чем я говорю, становится постепенно твоей второй натурой, и однажды начинаешь работать, основываясь на интуиции, которая отточена до мастерства, как и все в профессии спустя пятьдесят лет»
Кроме обычных рутинных процедур, которые медник проводит каждый день, есть и те, к которым Деннис прибегает, что называется, при случае. Одна из них носит название «подслащивание куба» на языке медника винокурни Balvenie: до начала основного процесса перегонки первой в куб закладывают горсть мелко нарезанных веточек можжевельника. Как говорит сам Деннис: «Тут нет никакой науки», но он убежден, что это придает в конечном итоге виски особый вкус.
Еще одна процедура носит название «пробка на веревке». Она помогает меднику определить сколько пены накопилось внутри перегонного аппарата для браги. Деннис раскачивает веревку с пробкой на конце, та задевает куб и по тону звука он определяет, много ли пены внутри. Простой, но эффективный метод, который Деннис МакБейн рекомендует всем своим коллегам. И еще одно доказательство того, что традиционное ремесло продолжает жить.
Денис с улыбкой рассказывает об еще одной, неформальной традиции. «В давние времена у мастеров, работавших на винокурне, была так называемая «собака», которая представляла собой свернутый в цилиндр кусок меди, который можно было бы опустить внутрь бочки и зачерпнуть немного виски. Называли такую конструкцию «собака», поскольку медный цилиндр висел на цепи, прям как на поводке, и, конечно же, был лучшим другом человека!».
«Когда управляющего рядом не было, они наполняли этот цилиндр виски, прятали его в штанине – и вот, дома вечером было, что выпить. Это, конечно, немного рискованно, ведь, если тебя поймают, с такой вот «собакой» в штанине, ждёт мгновенное увольнение».
Деннис говорит, что остаться в профессии на все эти долгие годы ему помогли любовь к своему делу и окружающие его на винокурне люди. А еще у него превосходное чувство юмора. Стоит лишь увидеть его рабочие перчатки, на которых написано слово «Menace», что означает «опасность», и понимаешь, что он хранитель настольно ценного и редкого ремесла, что и сам себя не воспринимает всерьез.
Михаил Вебер.
Благодарю пресс-службу William Grant & Sons в России за предоставленные материалы.