МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Михаил Угаров

Михаил Угаров

«Чехов по-прежнему остается самым таинственным русским писателем своего времени»
1 июля начался съемочный период фильма «Братья Ч». Экранизацией пьесы Елены Греминой дебютирует в большом кино Михаил Угаров, драматург и театральный режиссер. Съемки проходят в селе Никольское-Вяземское, в котором расположен филиал музея Л.Н. Толстого «Ясная поляна». Портал «ПрофиСинема» расспросил режиссера — дебютанта, почему и сегодня персона Антона Павловича Чехова является актуальной.

Кинопробы для фильма «Братья Ч», режиссер Михаил Угаров

Для кинематографического дебюта Вы выбрали театральную пьесу «Братья Ч». Она, конечно, переработана Еленой Греминой в сценарий, но, тем не менее, несет в себе драматургическую основу. Почему именно эта пьеса? Чем Вам близок этот материал?

Михаил Угаров:

Это была инициатива студии «Пассажир», продюсера Лизы Антоновой, она предложила мне этот материал для дебюта в кино. Я эту пьесу не ставил никогда в театре и сразу стал думать об этой истории именно как о кино. И мне кажется, в ней есть особая атмосфера, что-то важное, не высказываемое словами, воздух, который именно в кино и возможно передать.

«Сейчас школа пытается готовить успешных, конкурентоспособных людей, а мы им Чехова с его восхищением просвещенностью, деликатностью, культом частной жизни. Ни для сегодняшнего общества в целом, ни для родителей и, соответственно, детей это не актуально», — заявил корреспонденту «Нового Региона» учитель одной из челябинских школ. Вы готовитесь к съемкам фильма о самом Чехове — неактуальной, по версии педагога, персоне.

Михаил Угаров:

Мой комментарий может быть очень кратким — так мыслить — это идиотизм! В школе по-прежнему преподают и пьесы, и рассказы. Преподавали и продолжают преподавать, увы, плохо. Школьная программа создает образ Чехова непохожего на реального человека, а на некоего господина в пенсне, деликатного в последней степени. Такой Антон Павлович был, скорей, мечтой советской интеллигенции об идеальном человеке. В школьную программу не входят его письма, в которых он резко, порой даже желчно оценивает ситуации, людей.

Недавно Борис Акунин опубликовал эссе о Чехове. И тезисами об антисемитизме и махровом мужском шовинизме писателя вызвал бурную дискуссию. Многим захотелось защитить светлого гения русской литературы.

Михаил Угаров:

Я прочитал почти все, что было написано Антоном Павловичем и не нашел никакого антисемитизма. Он ведь из Таганрога, где была большая еврейская община, уважаемая и богатая. Не стоит цепляться к каким-то выражениям, вырванным из контекста, из долгой истории взаимоотношений. К идейному антисемитизму это отношения не имеет. А что касается «махрового мужского шовинизма», то, на мой взгляд, все совсем наоборот — Чехов боялся женщин до смерти. Ненависти не было, но был страх, описанный во многих рассказах. Обычно причиной подобного отношения становится властная мать, но у Чехова она не была такой, а наоборот — тихой и забитой. Его взаимоотношения с женщинами — для меня вопрос серьезный. Откуда этот страх взялся — понять сложно.

Может быть, Ваш фильм даст ответ на этот вопрос?

Михаил Угаров:

Мы сейчас по договоренности с продюсером снимаем еще и фильм о фильме, но не совсем традиционный. В нем будут размышления, споры участников проекта на тему «Кто же такой Чехов?». Мы будем пытаться найти ответ на этот вопрос. Несмотря на многочисленные научные труды, книги, Чехов по-прежнему остается самым таинственным русским писателем своего времени. Его современники — Толстой и Горький ясны, как открытая книга, как дети малые — нараспашку. Что же Чехов прятал от всего мира? На мой взгляд, свое детство сына лавочника. Его угнетало социальное положение семьи. Ему хотелось другой жизни. Меня поразило одно письмо, в котором Чехов пишет о том, что он пользуется проститутками, но ему хочется, чтобы проститутка была в шелковой рубашке. Он хотел того, что никак не сочетается в этих социальных условиях, и это его угнетало.

Чехов по Вашей версии стремился стать аристократом?

Михаил Угаров:

Так он им и стал. Только аристократом, помнящим всю свою жизнь о том, что он им не был по рождению. И понимающим сколько ему пришлось преодолеть внешних обстоятельств. Внутренние свои комплексы он пытался глубоко упрятать, но до конца свою детскую социальную травму так и не победил.

Когда мы говорили с автором пьесы «Братья Ч» Еленой Греминой о персонажах, я призналась, что Антон своим желанием держать все под контролем, постоянным давлением на братьев не вызвал у меня положительных эмоций, в отличие от Николая, которому хочется сочувствовать.

Михаил Угаров:

Да, Антон был жестким. Но его можно понять. В нашем фильме Антон Чехов — молодой двадцатипятилетний парень и начинающий литератор, своим талантом и трудом уже содержал не себя, а свою семью. Степень его ответственности, его мотивированности в столь молодые годы вызывает только уважение. И сочувствие, потому что братья пользовались его деньгами, но были чаще неблагодарными по отношению к Антону. Семейка ведь ему досталась тяжелая — один брат любил погуливать, другой — выпивать. И оба братья, к тому же, не слишком любили трудиться. Они знали, что Антон работает и не откажет в помощи.

Да, терпение Антона Павловича к своим родным пример для многих.

Михаил Угаров:

Чехов ко многому в жизни относился скептически, но только не к таланту. Антон Павлович считал, что талант — превыше всего, и если его брату Николаю дан талант художника, то тот не имеет право столь легкомысленно обращаться с собственным даром. Талант надо отрабатывать, был убежден Чехов, и потому тратить время на пьянство — преступление. Николай же предпочитал легкомысленнее относиться и к себе, и к жизни.

Снимать истории прошлых веков сложнее, чем современные. В первую очередь потому, что сегодня лица уже другие. Вы смогли найти актеров, в глазах которых, упрощенно говоря, не светились современные гаджеты и современные проблемы?

Михаил Угаров: Вы знаете, актеры есть. Чудесные, молодые, стремящиеся к познанию человека. Мы много репетируем, рассуждаем. Они читают и Чехова, и все, что о нем написано. Съемки начинаются первого июля. Надеюсь, что им и мне поможет и само место съемок.

Для съемок выбрана одна из усадеб Толстых в Тульской области Никольское-Вяземское, почему? Вам знакома эта усадьба? И как Вы планируете «вписать» в это пространство семью Чеховых?

Михаил Угаров:

Природа является одним из действующих лиц фильма, и места эти, нереально красивые и выразительные, дают такую возможность. Это «писательский треугольник» России — рядом еще и Ясная поляна, и Спасское-Лутовиново- усадьба Тургенева, рукой подать до Бежина луга, до Орловщины — бунинских мест... Да и Мелихово, усадьба, впоследствии купленная самим Чеховым, недалеко... Но природа будет у нас далека от благостности, она может быть и агрессивной, «злой», как говорит наш оператор Алишер (Хамиходжаев).

Для какого зрителя Вы делаете свое кино, который ходит на Ваши спектакли в театр? Или для другой более широкой публики? Каким вы этого зрителя видите? Хотели бы, чтобы Ваш фильм показали на европейских фестивалях? Будет ли он понятен европейской аудитории?

Михаил Угаров:

Мне кажется, эта история понятна всем — это же семейная драма, это выбор между заботой о близких и собственными интересами, который делает любой человек. Человеку, чтоб состояться, нужно чем-то жертвовать. Это, прежде всего, кино для нашей страны, для зрителя с нашей ментальностью. Но эксперты нам объяснили, что у фильма есть и потенциал для европейской аудитории, учитывая, что Чехов — это мировая, а не только национальная классика.

Михаил Угаров

драматург, сценарист, режиссер

Родился в 1956 году в Архангельске. Окончил Литературный институт им. Горького (отделение драматургии). Живет в Москве.

Автор пьес: «Голуби», «Кухня ведьм», «Правописание по Гроту», «Газета „Русский инвалид“ за 18 июля», «Оборванец», «Зеленые щеки апреля», «Облом off» и других, поставленных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ижевске, Челябинске, Перми, Вильнюсе, Берлине, Монреале, Варшаве, Хельсинки и других городах.

Художественный руководитель Московского Театра.doc, председатель художественного совета Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

Награды

Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» за спектакли «Облом-off» (ЦДР) и «Жизнь удалась» (Театр.doc).

Лауреат телевизионной премии ТЭФИ за сериал «Петербургские тайны» (1996 г.)

Лауреат премии за лучшую прозу года — «Разбор вещей» («Дружба народов», 1996 г.)

Лауреат премии фестиваля «Новая драма» за лучшую пьесу 2002 года («Облом-off»)

Лауреат телевизионной премии «Золотой носорог» за многосерийный фильм «Черчилль»

Проза

«Разбор вещей» («Дружба народов», 1996 г.)

«Море. Сосны» («Новый мир», 2010 г.)

Автор сценариев (кино)

«Рагин», режиссер К. Серебренников, 2004 г.

«Трудник» (в рукописи)

Соавтор сценариев телевизионных сериалов

«Петербургские тайны», «Дневник убийцы», «Северный сфинкс», «Савва Морозов».

Режиссерские работы (театр)

«Облом-off», Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

«Потрясенная Татьяна», фестиваль «Новая драма».

«Война молдаван за картонную коробку» Александра Родионова, Театр.doc.

«Трансфер» Максима Курочкина, Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

«Количество» Кэрил Черчилл, МХТ им. Чехова.

«Люди древнейших профессий» Данилы Привалова, театр «Школа современной пьесы».

«Сентябрь.doc», тексты из Интернета собраны Еленой Греминой, Театр.doc.

«Три действия по четырем картинам» Вячеслава Дурненкова, театр «Практика».

«Газета „Русский инвалид“ за 18 июля...» театр «Et Cetera».

«Far Fway» Кэрил Черчилл, Театр «Практика»

«Синий слесарь» Михаила Дурненкова, Театр.doc

«Жизнь удалась» Павла Пряжко, Театр.doc

«Час восемнадцать» Елены Греминой, Театр.doc

«Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина, Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.

Режиссерские работы (ТВ)

«Любовь на районе», телесериал (ТНТ, 2009 год)

«Черчилль» телесериал (Россия, 2010 год)

16 июля 2013 г.
Комментарии