Сыграть Распутина Депардье мечтал последние пятнадцать лет.
Жерар Депардье давно увлечен русской литературой и вообще Россией. Исполнив роли знаменитых французов — Бальзака, Дюма, Дантона — он начал думать о героях русской литературы и истории: братьях Карамазовых, Порфирии Петровиче из «Преступления и наказания», Емельяне Пугачеве и Григории Распутине.
Начало ХХ века, Европа охвачена войной, Российская империя на краю пропасти. Внезапное появление загадочного Григория Распутина в царских покоях вызывает волну негодования при дворе. Сибирский целитель облегчает страдания неизлечимо больного наследника престола, проповедует и творит чудеса. Императрица уверена, что все не случайно и Григорий — божий человек, спаситель, посланный свыше. Ее уверенность разделяют далеко не все. Вокруг «святого беса» плетутся заговоры, его мистическая власть над царской семьей и нежная дружба с императрицей раздражают слишком многих. Россия, монархия и Распутин — в эпицентре приближающейся катастрофы.
«РАСПУТИН СИДИТ У МЕНЯ ВНУТРИ!»
Жерар Депардье о своем герое
Жерар Депардье давно увлечен русской литературой и вообще Россией. Исполнив роли знаменитых французов — Бальзака, Дюма, Дантона — он начал думать о героях русской литературы и истории: братьях Карамазовых, Порфирии Петровиче из «Преступления и наказания», Емельяне Пугачеве и Григории Распутине. Сыграть Распутина Депардье мечтал последние пятнадцать лет. Он буквально бредил этим персонажем и не раз обсуждал его со свои другом, знаменитым французским специалистом по русской истории писателем Анри Труайя. В конце концов, Депардье сформировал свой личный взгляд на личность этого, возможно, самого загадочного персонажа российской истории ХХ века.
Жерар Депардье: «Таким, как Распутин, верят! Я знаю, что говорю, ведь я вырос рядом с таким человеком — моя бабушка была целительницей. Когда перестаешь надеяться на врачей, и даже молитвы уже не помогают, мы идем к тому, кто нас спасет. К такому, как Распутин.
У Распутина был дар — он умел успокоить любую боль и вернуть людям веру. Он был частью России, и к тому же в очень интересное время. Он оказался в самом эпицентре интриг. Но я ни за что не поверю, что сам Распутин думал как-то повлиять на происходящее в политике: свергнуть царя, или наоборот — укрепить монархию. Чушь! Не было в нем этого, он был простым нормальным мужиком, и интриги его не интересовали. К тому же, не забывайте, он был глубоко верующим человеком. И вера ему далась нелегко, он долго шел к ней: слушал старцев, без конца молился...»
В роли Распутина Жерар Депардье оказался невероятно органичен. Привычный имидж актера — его необузданный темперамент, всем известная бескомпромиссность в принятии решений, легендарное «раблезианство» и демонстративная любвеобильность — играли на созданный им экранный образ не хуже, чем приклеенная гримерами борода и русская косоворотка. Впрочем, на одной органике далеко не уедешь. Для того, чтобы превратить Распутина из персонажа исторических анекдотов в полноценную трагическую личность, нужен большой актерский талант. Как раз такой, как у Депардье...
Жерар Депардье: «Образ главного героя в фильме „Распутин“ — это наше общее детище с главным режиссером французской версии фильма и моим большим другом Жозе Дайан. Она — большой мастер. И не случайно во Франции ее по праву называют лучшей в экранизации классической французской литературы.
Я хотел показать Распутина во всех его крайностях. Его же считали настоящим чудовищем. Да и как иначе, ведь он был необуздан, невежественен, порой даже жесток. Хотя жесток он был, в первую очередь, к себе. Я уверен, что Распутин не мог никому причинить боль. Он, наоборот, забирал чужую боль себе. И любил Распутин тоже безрассудно. В этом особенность русской души, русской натуры. И, кстати, как раз в этом смысле я сам чувствую себя русским. И потому я так люблю играть людей, в которых все доведено до крайности...
Для меня Распутин — безусловно, великий человек. Посмотрите хотя бы, как он умер. Сначала его пытались зарезать, но он выжил. Потом Юсупов и его подельники всыпали в него лошадиную дозу яду. Они стреляли ему в голову, а он открыл глаза и даже повел рукой. Тогда они в панике повезли и бросили его в прорубь. Доказано, что умер Распутин не от яда и не от пуль. Он захлебнулся, утонул. Представляете, сколько в нем от природы было силы?
Распутин сидит у меня внутри уже лет пятнадцать, и я должен был, просто обязан был выпустить его наружу!..»
«НИКАКИХ РЕНТГЕНОВСКИХ СНИМКОВ!»
Подробности создания образа Распутина — от режиссера Ираклия Квирикадзе
Ираклий Квирикадзе: «Наш фильм не является официальной биографией Распутина, так как никто из серьезных исследователей не дал ответа, кем же был этот человек. Мы тоже ставим в конце фильма вопрос. Вышедший из сибирских лесов крестьянин быстро оказался в кругу самых приближенных людей царя Николая II и вскоре уже вершил судьбы всех главных фигур российского двора и правительства. Все беды империи — проигранная война с немцами, революционные взрывы — приписывались Распутину. Царица носила на груди медальон с его портретом, считала его святым, в то время как другие считали его исчадием ада.
Наш Распутин — это таинственная личность. Именно эту таинственность очень реалистично играет Жерар Депардье. Никаких рентгеновских снимков! Созданный им образ многогранен и многолик. Думаю, именно таким и был Распутин до своего последнего дня, когда его заманили в Юсуповский дворец и убили Феликс Юсупов, великий князь и компания заговорщиков.
Жерар Депардье сыграл Григория Распутина вне всяких похвал! Зритель будет наслаждаться взглядом актера, точнее, взглядом мифического любовника всех женщин первого десятилетия прошлого века.
Конечно, главный успех картины — работа Депардье. Но вот вопрос: где найти его русский голос, что бы звучал он не как дубляж? Нашли. Этим голосом оказался голос Сергея Гармаша.
Депардье, говорящий голосом Гармаша, — это отдельное достижение! Гармаш нашел много своих красок, раскрашивая образ Распутина, созданный Депардье. То же можно сказать о Марине Нееловой, которая озвучивала Фанни Ардан, сыгравшую царицу Александру...»
«Я ПРОБРАЛСЯ В ДЕПАРДЬЕ»
Сергей Гармаш об озвучании роли Распутина
Сергей Гармаш: «Я пытался приблизиться к Депардье, пробраться в его облик, в его пластику. Жерар Депардье, безусловно, большой актер, и поскольку он просто очень здорово играет, озвучивать его мне было крайне интересно. И сложно. К счастью, правда, у меня был помощник — борода (Смеется). Очень удобная штука, когда речь идет о попадании в артикуляцию. Итак, я должен был сделать своё озвучание органичным. Для этого все, что Депардье сыграл в кадре, я должен был сыграть за кадром по-русски. Вот, в принципе, и все...»
КАК УСТРОИТЬ ГОСПИТАЛЬ В ТРОННОМ ЗАЛЕ...
и другие любопытные подробности съемок
от исполнительного продюсера фильма «Распутин»
Владимира Хабалова
Владимир Хабалов: «В кино всегда так, зиму снимаем летом, а лето — зимой. За две недели до начала съемок зимних сцен фильма „Распутин“ в Санкт-Петербурге растаял весь снег. Но мы снимали „заснеженный Петербург“, и администрация Петропавловской крепости разрешила нам засыпать все внутренние дворы музея искусственным снегом.
В сцене убийства Распутина во дворе Юсуповского дворца, разворачивающейся морозной декабрьской ночью, всё-таки можно увидеть настоящий снег — это администрация дворца каким-то чудом сохранила для нас остатки мартовского снега. Мы смешали его с искусственным. И потом Жерар Депардье мужественно, дубль за дублем, падал в эту кашу.
В результате все сцены, связанные с родиной Распутина — утонувшем в снегах сибирским селом Покровское — было решено снимать в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Увы, к моменту съемок стало тепло даже в Архангельске, снег сменился дождем. Тем не менее, в гардеробных «Мосфильма» отыскали 450 тулупов и валенок, чтобы одеть в них артистов массовых сцен, изображавших сибиряков.
Один их эпизодов фильма разворачивался в госпитале, где за ранеными ухаживали императрица с дочерями. Для съемок госпиталя был выбран Тронный зал Екатерининского дворца в Царском селе. Мы отыскали и установили в зале 200 железных кроватей. За одну ночь покрасили их специальной краской и к каждой ножке приклеили войлок, чтобы не повредить уникальный паркет.
На что еще стоит обратить внимание, так это на реквизит. Дело в том, что весь реквизит, задействованный в фильме — портсигары, подсвечники, часы, письменные приборы — это подлинные вещи начала ХХ века. Каждый из этих предметов наш художник Вера Зелинская отыскали в антикварных магазинах и у частных коллекционеров».
«ПРОСТО НАДО ЛЮБИТЬ РОССИЮ...»
О фильме «Распутин» рассказывает продюсер Арно Фрилле (Франция) Арно Фрилле: «Многие коллеги считают, будто снимать в России очень сложно, не думаю так. Надо просто любить ее и знать русский менталитет. Мои предки покинули Россию в 20-х годах прошлого века. В Париже они снимали фильмы по русской классике. Моя бабушка многие годы работала с русским кино — делала французские титры для советских картин. И меня с детства воспитывали на русской литературе, я много раз бывал в Советском Союзе, последние 20 лет работаю в России. Давно хотел снимать здесь кино. Поэтому „Распутин“ — для меня очень важный проект. „Распутин“ — это размышления о человеческой душе с ее противоречиями и безумием. Что нового мы привнесли своим фильмом в „канонический“ рассказ о сибирском старце? Ну, хотя бы то, что мы ввели в повествование о Распутине элементы триллера, полицейского расследования. Мы пытались понять, почему столь многие желали Распутину гибели? И как Распутин смог оказаться в центре международных заговоров и интриг, в которых ничего не понимал? Для этого мы использовали новые факты о возможной причастности к убийству Распутина британских спецслужб. В отличие от русских, западный зритель меньше знает о Распутине. В своей работе мы хотели показать силу, сомнения, слабости нашего героя. В фильме нет героизации Распутина, но, несмотря на это, он вызывает симпатию».
«ЭТО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ФИЛЬМЫ!»
Продюсер Юлия Матяш (Россия) о русской и французской версиях «Распутина»
Изначально «Распутин» создавался как совместный российско-французский телепроект с бюджетом в 6 миллионов евро. Часть расходов взяла на себя французская сторона, часть — ВГТРК.
Снимали полноценное зрелищное кино. Съемки шли под Архангельском, в Петербурге и в Царском Селе. Для съемочной группы открыли залы Екатерининского и Александровского дворцов. Герой Депардье Распутин умирал там же, где и его прототип — в подвале Юсуповского дворца.
К работе были привлечены великолепные актеры. Кроме Депардье, в «Распутине» снималась легенда французского кино Фанни Ардан (царица Александра) и самые яркие звезды российского экрана: Владимир Машков (Николай II), Ирина Алферова (княгиня Юсупова), Анна Михалкова (фрейлина Вырубова), Филипп Янковский (князь Феликс Юсупов), Данила Козловский (великий князь Дмитрий), Константин Хабенский (секретарь Распутина).
Масштаб съемок и блестящий актерский состав в какой-то момент привели создателей телефильма к мысли о необходимости создания его киноверсии для проката в России. Российским создателям хотелось пристальнее рассмотреть самого Распутина, в образе которого они увидели, как в зеркале, отражение России — с ее крайностями, необузданностью, мистицизмом и жертвенностью. Юлия Матяш: «Мне говорят: „Но мы уже видели французскую версию фильма, зачем нам смотреть русскую?“ Я отвечаю: „Затем, что „Распутин“ наш и „Raspoutine“ французский — это совершенно разные фильмы». Вроде бы сцены практически те же, но история у нас рассказана абсолютно другая, и смыслы у нас тоже другие. Всем известно, что режиссер нашего фильма — Ираклий Михайлович Квирикадзе — непревзойденный рассказчик. Вот и создавая российскую версию «Распутина», он рассказал историю так, как это умеет только он! И эта история оказалась весьма отличной от французской.
Квирикадзе виртуозно выстроил новый фильм, вылепил нового героя, расставил неожиданные акценты, изменил ритм повествования и настроение картины. Потом он привел на фильм замечательного композитора Энри Лолашвили. С его музыкой «Распутин» задышал и ожил, получив еще большую глубину.
Сергей Гармаш и Марина Неелова, озвучившие Жерара Депардье и Фанни Ардан, создали удивительно органичные и глубокие образы Распутина и царицы. Как всегда мощная игра Владимира Машкова, просто гениальное перевоплощение Филиппа Янковского, сыгравшего Феликса Юсупова, великолепные Ксения Раппопорт, Анна Михалкова, Константин Хабенскиий, Ирина Алферова... Мне сложно остановиться, хочется назвать всех. В фильме такой звездный состав, что голова идет кругом. И конечно, насладиться игрой наших актеров в полной мере удастся только в русской версии фильма...»
И ВСЁ ЗАДВИГАЛОСЬ...
Ираклий Квирикадзе о пост-продакшене фильма «Распутин»
У Ираклия Квирикадзе есть тайный список фильмов — российских, грузинских, французских, немецких — среди которых немало успешных в прокате картин и даже победителей международных фестивалей. До того, как их перемонтировал Квирикадзе, фильмы эти не имели шансов ни на прокат, ни на фестивальные рецензии... Впрочем, фильм «Распутин» в этот тайный список не входит. Эту картину Квирикадзе считает одной из лучших своих режиссерских работ.
Ираклий Квирикадзе: «Почти год с разной степенью активности шла моя работа над проектом „Распутин“. Из телевизионной ленты нужно было сделать кинофильм. К счастью, размах съемок тут был совсем не телевизионный: здесь и лучшие дворцы Петербурга, Царского Села, и поезда, автомобили, соответствующие своему времени. В картине отсутствовала скудность и приблизительность. Поэтому „переработка“ телефильма в качественное кино было занятие хоть и не простым, но увлекательным.
Когда, приехав в Москву, я показывал продюсеру Юлии Матяш — идеологу этого проекта — смонтированный мною вариант, то смотрел не на экран, а на радостный глаз продюсера. Зажегся свет, и Юля сказала: «Странно вроде бы: эпизоды те же, но почему все так задвигалось!»
От быстрого ритма фильма родились проблемы: французская музыка, подходившая для медленного зрелища, стала отставать. Нужна была новая музыка, другая по духу. Так в нашей команде появился композитор Эрни Лолашвили, который прославился фильмом «Ликвидация» и призом в Каннах за картину «Робинзонада, или мой английский дедушка». Он написал музыку, похожую на голливудскую времен «Большого стиля».
Про поиски русского голоса для Депардье я уже говорил выше. Уверен, приход в нашу команду Сергея Гармаша стал важнейшим событием для фильма. Так что теперь я часто шучу: «Распутина» сделали монтаж, Матяш, Гармаш и музыка Лолашвили...»
ЕЩЕ НЕМНОГО МУЗЫКИ...
Музыкант и поэт Диана Арбенина о «потенциале тайны» Григория Распутина
Диана Арбенина написала акустическую песню «Демоны» в апреле 2012 года. И когда создатели фильма «Распутин» предложили артистке поработать над саундтреком, Диана поняла, что «Демоны» — именно та песня, которая невероятно ярко и точно отражает суть этой истории. Игнорировать это мистическое совпадение было совершенно невозможно: совместно с Евгением Ступкой была сделана электрическая аранжировка «Демонов», покорившая создателей фильма «Распутин». Песня, которую Диана писала не специально для кино, как это происходило обычно, вошла в официальный саундртрек к фильму. 15 июля состоялась премьера видеоклипа на песню (режиссёр Влад Опельянц), в который вошли эпизоды из фильма.
Диана Арбенина: «Григорий Распутин — это магнетическая личность, которая интересна всем и всегда. Просто в какой-то момент интерес чуть стихает, а потом вновь обостряется. Помните, как недавно все вдруг побежали пересматривать Хичкока? Вот и с Распутиным сейчас происходит то же самое. О нем говорят, думают. Почему так? Потому что каждый из нас приходит в этот мир неизвестно откуда, и каждый имеет при этом свой потенциал тайны. А у Распутина потенциал тайны был просто запредельным!
Он лечил цесаревича, гипнотизировал императрицу — как ему это удавалось? Никто не знает. Но все об этом рассказывают вот уже сто лет. Такой потенциал у истории вряд ли возник бы на пустом месте.
А дьявол Распутин или ангел? Мне кажется, мы тут все не без греха...»
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ — «РАСПУТИН — ЭТО БРЕНД...»
Продюсер Юлия Матяш об актуальности фильма «Распутин»
Юлия Матяш: «Распутин — это один из самых распознаваемых исторических брендов (что важно для кино), и не только в нашей стране, но и в мире. Это мифический персонаж, возможно, самый противоречивый и загадочный в мировой истории. С одной стороны, чуть ли не канонизированный святой, с другой — символ безудержного разврата и бессовестного обмана. Этакий Дракула при дворе. Все, что с ним связано, окутано тайной, которая вряд ли будет когда-нибудь до конца раскрыта. Жизнь отца Григория — уникальный поединок добра со злом, вот только нет ответа на вопрос: кто в этой битве победил...»
Фильм «РАСПУТИН» стал фильмом Закрытия на 35 Московском Международном кинофестивале.
На экранах кинотеатров картина с 7 ноября 2013 года.
Телеканал РОССИЯ представляет историческую драму «РАСПУТИН»
Страна: Россия, Франция
Производство: ВГТРК/ B-TWEEN
Слоган: «Дар или проклятие»
Автор сценария и режиссер российской версии: Ираклий Квирикадзе
В ролях: Жерар Депардье (Григорий Распутин), Владимир Машков (Царь Николай II), Фанни Ардан (Царица Александра), Филипп Янковский (Феликс Юсупов), Анна Михалкова (Анна Вырубова), Ирина Алферова (Зинаида Юсупова), Данила Козловский (Великий Князь Дмитрий), Юрий Колокольников (Освальд Рейнер), Ксения Раппопорт (Мария Головина), Константин Хабенский (Арон Симанович), Юлия Снигирь (Дора), Александр Рязанцев (Виликий Князь Николай Николаевич), Наталия Швец (Ирина Юсупова), Леонид Мозговой (брат Макарий), Игорь Сергеев (Владимир Пуришкевич).
Голоса русского озвучания: Сергей Гармаш (Григорий Распутин) и Марина Неелова (Царица Александра).
Закадровый текст читает Сергей Шакуров.
Продюсер Франция: Арно Фрилле
Продюсер Россия: Юлия Матяш
Оператор: Эннио Гварньери
Композитор: Энри Лолашвили
Художники: Вера Зелинская, Ян Мерсье, Игорь Коцарев
Монтаж российской версии: Ираклий Квирикадзе
Жанр: Историческая драма
Премьера (РФ): 7 ноября 2013 г., «WDSSPR»
Возраст: 12+
Хронометраж: 97 мин. / 01:37
ВГТРК, 2013