МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Урок Юсова

Урок Юсова

В Москве светает, а в Нью-Йорке — скоро полночь.
Август, 27, вторник. Год 2013.

Сегодня в Москве отпоют и положат в землю великого художника, создавшего мир, в котором побывало огромное количество людей по всему шару — Вадима Юсова. Люди смотрели кино и заучивали имена режиссеров, актеров, но не задумывались, что был еще тот — единственный, без труда которого ничего не было бы видно на белом экране: оператор.

Недреманое око замысла.

В Нью-Йорке горит свеча. И еще в нескольких странах — Польше, Болгарии, Германии — мы перестукиваемся по интернету — скорбят его ученики и коллеги. Знакомая с Юсовым только по фильмам, прекрасная женщина-священник вчера отчитала поминальный молебен по нему в горах в Вудстоке. Обещала, что теперь Юсов будет только ближе, чем был прежде, в земной жизни. Не знаю. Пока — очень сиротливо.

Прощайте, Вадим Иванович.

Я старательно вспоминаю всё услышанное от вас на лекциях и прогулках по Нью-Йорку. И спешу поделиться.

В начале семидесятых студенткой ВГИКа я просияла, впервые увидев Вадима Юсова вблизи — в коридоре четвертого этажа, неподалеку от просмотрового зала. Он, хорошо ощущающий, откуда падает свет, остановился, огляделся, оставил сопровождавшую его свиту, решительно подошел ко мне и церемонно поклонился. Я представилась и смущенно и радостно выпалила, что давно люблю его работы и счастлива видеть — живого и здорового.

Четверть века спустя, в конце девяностых, он прилетел в Нью-Йорк по приглашению Бориса Фрумина — режиссера, выпускника ВГИКа и педагога Нью-Йоркского университета. И все дни его пребывания я наслаждалась созерцанием того, как радовались Вадиму Юсову студенты киношколы Америки, а он — всё так же почтительно кланялся им и благодарил за внимание.

Он прочел несколько насыщенных профессиональных лекций о том, как ставить свет — дальний и ближний, и очень подробно объяснял мелкие ухищрения, на которые шел, чтобы «свет не обжигал лицо». Его засыпали вопросами, ответы — записывали в блокноты и на магнитофон. Терпеливо ждали, когда слова Юсова переведут.

В пору первой встречи Юсов был гостем зван во ВГИК на просмотр дипломных работ, а во время прогулок по Нью-Йорку — профессором, заведующим кафедрой операторского мастерства ВГИКа и впервые расширил свою аудиторию до дипломников кинофакультета Нью-Йоркского университета.

«Великий Ди-Пи», как почтительно называют его в Америке знатоки, он к счастью, был удостоен многих высоких наград России и мира: лауреат Государственной премии — за ленту «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, Ленинской премии — за фильм «Карл Маркс. Молодые годы» Льва Кулиджанова, Народный артист России, лауреат премии «Триумф». Орден «За заслуги перед Отечеством» он получил накануне приезда.

«За всю советскую жизнь», — как объяснил он мне.

— Не могу сказать, что я принимаю награды через силу, — без смущения добавил Юсов. — Нет. Я всё брал с удовольствием. Но больше всего я ценю специальный приз Венецианского фестиваля «За лучшую операторскую работу» в картине «Черный монах» Ивана Дыховичного, потому что в тот год председателем жюри был Серджио Леоне!

И Вадим Иваныч приподнял указательный палец чуть вверх, что было знаком того, что Леоне — мастер, чье мнение дорого Вадиму Юсову.

Венеция — признание миром удивительной точки зрения Юсова.

Что бы Вадим Юсов ни снимал, всегда у него в кадре линия горизонта скругляется по краям, как положено, если проложена она на шаре. Так было с улицами Москвы в картине Г. Данелия «Я шагаю по Москве», во всех бескрайних полях Андрея Тарковского — в «Ивановом детстве», «Рублеве», «Солярисе», но более всего открылось в сценах боев, снятых с птичьего полета в «Они сражались за родину» С. Бондарчука, когда танки медленно поползли по глобусу.

Кадр из фильма А. Тарковского «Иваново детство», оператор В. Юсов

Из фильма А. Тарковского «Солярис», оператор В. Юсов

Это планетарное, планетное видение В.Юсова стало властным стилем художника, и именно его стиль явился связующей основой, объединяющей фильмы таких разных режиссеров, как А.Тарковский, С.Бондарчук, Г.Данелия или Иван Дыховичный. Снятые в разное время невероятно разные картины стали однородным рядом фильмов Вадима Юсова. Любая съемочная площадка, где развиваются события, открывалась ему из поднебесья — будь то остров с маленьким домиком, поднимающийся со дна облученного мыслью пузырящегося океана Солярис, или Русь расхристанная — с птичьего полета российского Икара в «Рублеве», или поле боя в воронках от бомб, похожих на кратеры лунных вулканов, в «Они сражались за Родину».

Мне выпало счастье долго говорить с Вадимом Ивановичем. Мы начали с детства, и он рассказывал мне, пока мы медленно бродили по Гринвич Виледж — заросшему зеленью скверу подле Университета, что родился он в конце двадцатых в семье лесничего под Ленинградом. Детство прошло в тишине, под сенью крон огромных деревьев, которых потом будет много в его картинах, в лучах солнца, которые в гуще леса видны и всегда имеют стройную форму. Тогда я и поняла, что не мудрено, что любой рассказ Юсова начинается и кончается словом во славу света: «Владея возможностью распоряжаться светом, отпущенным Богом, мы становимся тоже Создателями...».

Или: «Трудно соответствовать солнечному свету», — как сказал он студентам. Я слушала его слова и воспринимала шире — вне контекста съемочной площадки, — и соглашалась: трудно.

«Я преклоняюсь перед возможностями света. Учусь постижению световых ситуаций... Световое состояние фильма... Прямой свет обжигает актера», — наставляет студентов Юсов, и на память приходила ассоциация не ожога, а обжига: обжига фарфора в печи. Что тоже справедливо по отношению к актеру, но не это имел в виду Юсов. Хотя сам Мастер, как фундаментальный интуитивист, не всегда знал весь смысловой спектр собственных слов.

Он чудом остался жив в войну — только потому, что жарким летом 1941 папа из Питера привез его в Москву к родственникам на побывку. Так миновала его страшная Ленинградская блокада. Он окончил школу в 1947, а в 1954 — ВГИК — мастерскую оператора Бориса Волчека. С тех пор — на «Мосфильме».

— Все удачно совпало: пенсия и развал кино, — горько улыбнулся Юсов, подводя черту.

Я отказывалась верить и говорила о том, что равных ему не знаю, а потому не понимаю, как он может быть не востребован. Допускала, что молодые кинематографисты просто не могут идти в одной упряжке со старым зубром: не тянут. Сотрудничество Юсова с молодым Иваном Дыховичным, было счастливым исключением: они любили друг друга, как кровные родственники — отец и сын, и Ваня сиял от счастья, когда Юсов приезжал в дом.

Я спрашивала, почему зарубежным коллегам в голову не приходит приглашать Юсова.

— Наверное, я для них «дорогой», — усмехался он сдержанно.

И я понимала, что он прав: по любому из его кадров любой режиссер мира мог прикинуть, сколько стоит работа такого высочайшего уровня, и представить себе нищенскую пенсию советско-российского оператора никто наверняка не мог.

— Хотя, предстоит одна работа в Германии, — невесело говорил Юсов. — Мало интересная... Потому что этот немецкий режиссер намерен снять нечто в стиле Тарковского, и мне предстоит цитировать самого себя двадцатилетней давности.

Так отказывались когда-то приглашать Анну Маньяни. И только в день похорон на площади у ее дома Федерико Феллини в темных очках, прикрывающих заплаканные глаза, признался: «Я хотел, чтобы ходили на Феллини! А снять Маньяни — значило зачеркнуть себя: зритель бы шел на Маньяни!».

— Молодые режиссеры хотят, чтобы шли на них, — сказала я.

— Да режиссеры не принимают даже других режиссеров: только свой мир и только себя, — спокойно откликнулся Юсов. — У операторов это исключено: мы более демократичны в оценке работы своего товарища.

— Режиссер — не профессия, это диагноз, — вспомнила я старую шутку.

— Нет-нет, профессия, — возразил Юсов.

Я говорила, что мне обидно, что все вопросы, которые ему задают в Нью-Йорке студенты и педагоги — только о Тарковском. Но Вадим Иванович внес ясность:

— Судьбой своей я во многом обязан людям, с которыми работал. И, конечно, в первую очередь — Тарковскому. Но Тарковский — это не только я. Это и Рерберг, и Княжинский, и шведский оператор Свен Нуквист (снявший многие шедевры Ингмара Бергмана — А.С.) И все фильмы Андрюши изобразительно самоценны. Значит, Тарковский выбирал тех операторов, которые могут соответствовать его представлениям о пластике именно его фильма. И началось это с меня. У Свена Нуквиста была своя яркая биография до Тарковского, свой почерк, и, тем не менее, когда он стал работать с Тарковским, у него появился новый оттенок, присущий именно фильмам Андрея. В некоторых деталях присутствуют мотивы, которые Андрей вынес из своих первых работ, которые мы делали вместе. Конечно, я не ставлю себя на одну ступень в авторских притязаниях, но мне-то видно... — и Юсов лукаво прищурился.

Произнести, что он уличил Нуквиста в откровенных заимствованиях, ему было неловко, но я проговорила, что для меня — как для зрителя — это очевидно.

Юсов согласно кивнул.

— Когда мы встретились, у меня уже было несколько фильмов, а Андрюша только окончил ВГИК. И он не был семи пядей во лбу! Это был хорошо думающий молодой человек, имеющий замысел, но реализация этого замысла не была только его авторством: многие люди принимали участие. Прежде всего, хорошие художники — Женя Черняев и Ипполит Новодережкин — опытные кинематографисты, хорошо формулирующие в оформительском плане идею, замысел. Это для Андрюши была большая школа. Запрос — да, был его, а мы тянулись к этому запросу, старались ему соответствовать. Я вспоминаю об этой работе, как о прекрасном прошлом.

Он помолчал, и, тщательно подобрав главное доказательство их феноменального взаимопонимания, проникновенно добавил:

— Андрей никогда не смотрел в камеру. Только отснятый материал и только — на экране. Расхождений, как правило, у нас с ним не было...

Так Юсов материализовал идею Тарковского: дал ему в руку плотный предмет — кусок пленки, который можно было приклеить к другому куску. Тоже снятому Юсовым.

Что же такое было в этом кадре Юсова/Тарковского?

Я старательно подбирала слова, очерчивая Вадиму Ивановичу границы суверенного открытия, сделанного им в соавторстве с Андреем. Получалось, что оставаясь в границах двух вечных типов конфликта — внутреннего «Я и Я» и внешнего «Я и среда», — Тарковский вынес на экран принципиально новую среду, в которой обитают его герои. При всей её ирреальности («Солярис», «Сталкер») среда Тарковского всегда конкретна и имеет одну особенность: она фатально враждебна всем обитателям: живому Герою и неживым предметам.

Герой всегда обречен пребывать в данной среде, но безгранично свободен в выборе поступков внутри фатальности. Таким одномоментным наличием фатальности и свободы выбора и обусловлено жанровое тяготение картин Тарковского к трагедии. И эту философскую дихотомию воссоздал, точнее — создал — Вадим Юсов.

В картине «Иваново детство», где два героя — Ребенок и Война, Юсов рисует лицо войны с проникновенностью импрессиониста. Авторы исследуют проблему «жизнь и уничтожение жизни» (что вовсе не то же, что жизнь и смерть, потому что уничтожение юного Ивана войной не совпадает с моментом его биологической смерти). Весь фильм Война, как живая тварь, съедает, убивает Душу ребенка, и только в конце картины из скупого фотодокумента мы узнаём, как было убито тело.

Истребление Души — вот предмет исследования картины.

Вадим Юсов снимает душу ребенка — еще живую, и процесс ее умирания. Потому так прекрасен обугленный полузатопленный лес на болоте. Потому такая беспощадно смелая, небывалая эстетизация ужаса. Ибо это прекрасное гибнет по воле людей. А душа — все тянется к лучику света у дальнего колодца, где мама вечно вытаскивает ведро воды. И скоро отлетать душе. И либо проваливаться на дно колодца, в котором днем живут звезды, либо — подниматься к той самой звезде.

Именно камера Вадима Юсова, взлетая и опускаясь, задает амплитуду пространственных возможностей Души, чтобы хоть в снах, но вывести ее за рамки страшной земной войны.

Вот уже более сорока лет мир диву дается, выясняя, как это сделано...

Средой обитания другого героя Тарковского/Юсова — Андрея Рублева — стала Русь XV века — на исходе трехвекового татаро-монгольского ига. Страну раздирают княжеские междоусобицы, голод и мор. В это страшное время в безвоздушной атмосфере Рублев вырастает в художника. Так конфликт «Я и среда» уточняется до «Художник и Россия». И свобода выбора художника внутри убийственной, удушающей ситуации в стране, прорывается цветом и загадочной многослойной композицией «Троицы» — трех чаш, вписанных одна в другую.

Трейлер фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв», оператор В. Юсов

Ни для кого не было секретом в кругу профессионалов, что в сценарии «Страсти по Андрею», написанном двумя Андреями — Тарковским и Кончаловским — был очень непрозрачный намек на созвучие судеб. Но коль скоро фильм снимался о Рублеве, то в кадре следовало разместить «вещ-доки» эпохи. От 1400 года документального сохранилось немного: вода, земля, небо, несколько храмов той поры и несколько икон Рублева. Из этого нехитрого скарба Юсов соткал тонкую ауру пространства и времени, в котором обжился герой. Крупными грубыми мазками в прологе он набросал эскиз «хроники 15-го века»: полет мужика на воздушном шаре. И этот точно найденный эстетический аскетизм, нарочито нищенская скупость выразительных средств создали атмосферу документа эпохи и сделали весь фильм экспозицией к последнему — цветному — явлению «Троицы».

Так весь беспросветный мрак средневековья Руси понадобился им — Юсову/Тарковскому — для того, чтобы свет иконы вспыхнул и воссиял яснее и ярче на черном фоне. И тогда вся скрупулезно выстроенная среда осыпалась, как шелуха, чтобы еще раз обнажить нехитрую истину: смысл в жизни художника имеют только произведения: у кого иконы, у кого — фильмы.

У Юсова блестели глаза, когда он вспоминал «Рублева».

— А какие актеры! Ролан Быков — сплошное очарование: он сам придумывал тексты, работал над ними, и удивлял нас абсолютным перевоплощением в человека другого времени. Коля Бурляев — он же мальчик был, не актер. Но какое это было самоотверженное существо в «Рублеве»! Несмотря на все метаморфозы, которые происходят с ним в жизни теперь, я стараюсь сохранять к нему то тепло, которое родилось еще в «Ивановом детстве». А Николай Гринько! Скромнейший, тонкого актерского чутья человек. А Толя Солоницын — как он хотел сниматься! Мы с Андреем еще обсуждали — до какой степени он — Рублев. Но победило его огромное желание сниматься. Это главное, когда человек чего-то в жизни хочет — это и побеждает. Ведь не зря в искусстве говорят: «труд, труд и труд».

— Божий дар еще необходим, — кроме труда, — добавила я.

— А что Божий дар без труда, без тренинга? Нужна страсть, чтобы это не стало каторгой, — возразил Юсов.

— Когда вы решили стать оператором, чего вы хотели?

— Да я в операторы пошел от недомыслия: я не знал тогда, что такое кино. Куда в те времена рвались все мальчишки? Либо в авиацию, либо в кино: мы же с экрана все подвиги увидели. Я знал, что такое быть на сцене: я в школе играл Обломова и у меня язык прилипал к небу! А самая лучшая роль, которую я сыграл, была роль Медведя: я надел на себя шкуру и играл так, что никто и не знал, что это — Вадик. И у меня так хорошо получилось, что когда раздавали детям подарки, то Медведю дать забыли: он же настоящий! И я так плакал... Так что в актеры я не рискнул, режиссером показалось очень ответственно, а вот оператором — это было ближе. И еще — главное: у отца был до войны фотоаппарат... И он давал мне его.

— Вы можете сказать молодому оператору, что главное в этом мастерстве? Открыть тайну ремесла...

— Быть порядочным человеком и стараться меньше нарушать библейские заповеди, — не мешкая ответил Юсов. — Владеть профессией, а дальше... Мне кажется, что если человек старается в искусстве делать что-то прекрасное, то он и сам — в жизни — должен быть прекрасен. Так, правда, не бывает. Но я продолжаю думать, что так должно быть. Я-то сам человек весьма непоследовательный, не цельный и неправильный, но желание быть лучше у меня есть.

Незабываем постановочным кадром осталась в памяти сцена в Вашингтон Сквер: нам неожиданно загородил дорогу безобразный панк. Тощий, в наколках, в драных джинсах и рваной кожанке. Из всех карманов свисали у него блестящие металические цепи, металические серьги торчали по всему лицу — в ушах, носу, на губе, на бровях. Шерсть дыбом стояла на макушке, смазанная каким-то клеем, и крашенная клочьями в синее и зеленое. Он широко расставил ноги на тротуаре, не позволяя нам пройти. Был белый день, но людей вокруг особо не было. Вадим Иваныч не испугался, но остановился и собрался. Я шагнула чуть вперед, как положено поводырю со знанием языка. Парень, старательно подбирая слова, заговорил...

Мне стыдно, что я не запомнила все. Я остановила его жестом после первых двух фраз, чтобы снять напряжение в бойцовской стойке Юсова, и перевела:

— Он просит передать вам, что вы — гений, и что для него это великое счастье видеть и слышать вас.

Юсов расплылся в мягкой улыбке и церемонно поклонился юноше.

Так же, как мне когда-то, когда я объяснялась ему в любви.

Потом было самое драгоценное, что невозможно описать: мы уехали в Метрополитэн Музей. Юсов попросил отвести его к голландцам — малым и большим, и там, с озаренным лицом, благоговейно встал перед полотнами...

Перечислять их нет смысла. Я старалась не мешать, так как что-то непостижимое творилось на моих глазах: он всматривался в картины придирчиво, выискивая ему одному известные детали, отступал, приближался снова, заглядывал слева и справа. Оборачивался и пояснял — в одном случае он был изумлен размерами — ему казалось, что это полотно — со сценой охоты, должно быть гигантским, а оно — вот... Такое крошечное. В другом — он думал, что события развиваются днем, а — оказывается! — дело было вечером — и Юсов указывал на признак сумерек: огоньки в окнах дальних домиков, которые на репродукциях не были видны.

А уж когда дошли до «Кружевницы» Вермеера, время остановилось.

Вадим Иванович стоял у небольшого полотна и глаза его блестели восхищением и радостью узнавания — так узнают близких родственников, которых давно не видели.

— Вот, — обернулся он ко мне и пригласил причаститься его тайн. — Вот мои учителя. Я учился у них ставить свет. Видите, в чем чудо? Все освещено, но в разной степени. И главное — нет источника света. То, что нет искусственного освещения — я понимаю, но естественное — откуда? Это всегда окно, но оно не всегда показано, и нужно найти — по лучу — предполагаемое место — в крыше или на стене... И задача живописца и его натуры удивительным образом совпадает: кружевница сама ищет самое светлое место в келье, и словно специально указывает мне — вот, смотри, здесь кончик этого луча. А я должен найти другой... Ее дело — не заслонять этот мягко ниспадающий свет.

А дальше — Юсов описал каждую складку ее платья и ткани. Как их коснулся свет. И объяснил, что следовать путем луча принято сверху вниз — ниспадать по лучу, а в случае с Вермеером задача стоит «от обратного»: из нижней точки, куда упал свет, подняться вверх и нащупать источник света.

И всё восхищался, что задача художника, стоящего перед холстом, совпадает с задачей героини, живущей на холсте: обоим одинаково важен этот луч и этот свет. И внимание их обоих одинаково сфокусировано в одной — общей — точке — на кончиках пальцев кружевницы.

Этот Урок Юсова я уже не забуду.

Кинематографист до мозга костей, он, как ребенок, гулял по Централ- парку Манхэттена, и узнавал картинки, кадрики. Зажмуривался, припоминая, как это выглядело на экране, потом присаживался, искал угол и точку, находил — и выкрикивал, словно в «Угадайке» названия фильмов, что открывались ему за каждым новым ракурсом.

Из парка мы вышли на Пятую авеню — подле Музея Гуггенхайма. Устали и прислонились к широкому парапету, обрамляющему парк.

— Дайте я сниму вас на память, — предложила я.

— Давайте, — удивился и обрадовался Юсов.

Я поставила его, выбрав, как мне казалось, хорошую точку.

Он чуть иронично наблюдал за моими стараниями. Я щелкнула.

— А теперь давайте я вам покажу, как надо, — азартно забрал он у меня фотоаппарат. — Становитесь на мое место.

Я встала. Юсов, сгибая болящее колено, опустился пониже, и щелкнул.

Это был пленочный аппарат.

— Проявите — посмотрите потом, в чем разница. Тут это не просто, — он указал на высотные дома Пятой авеню. — Но всегда нужно стараться вытащить небо. Или втащить.

Вадим Юсов и Александра Свиридова. Манхэттен, Нью-Йорк

На нас оглядывались — так возбужденно искали мы небо меж домов — присаживались, озирались. Неожиданно один прохожий понял смысл наших ужимок, шагнул к нам и сказал:

— Давайте я вас сниму.

Мы передали ему камеру. Про небо говорить не стали, и он снял нас на фоне деревьев. Потом Юсов улетел, а я отнесла пленку в проявку, и получила на руки НЕБО в районе Централ-парка. Увидела теплый свет на своей щеке, который не обжигает, а лежит мягко, как поцелуй Бога. И запомнила, что это оно и есть: кадр работы Юсова.

Так мы теперь там и стоим: небо — над Манхэттеном, солнце — в небе, любимый Юсов со стареньким фотоаппаратом, и я.

Светлая-светлая память...

Александра Свиридова, Нью-Йорк

05 сентября 2013 г.
Комментарии