Живая скульптура Ли Хунбо
Что может быть проще китайского фонарика существующего не одну тысячу лет, а кто в детстве не вырезал снежинку из сложенной бумаги? Но только дизайнеру и книжному редактору Ли Хунбо (Li Hongbo) пришла мысль трансформировать древнекитайское искусство в «жидкий металл» из фильма «Терминатор», возможно открыв тем самым новый вид искусства — живую скульптуру.
Ли Хунбо родился в городе Сыпин, провинция Цзилинь, в 1974. В настоящее время живет и работает в Пекине. Его привязанность к бумаге и изготовлению из неё инсталляций сродни маниакальному устремлению, настолько не мыслит Ли своё творчество без удивительных скульптур, в основе которых лежит структура китайского фонарика.
«Работая с бумагой, вы никогда не можете предсказать, чем она станет в конце концов». Что же такого в китайском фонарике, что так понравилось дизайнеру и книжному редактору? Подобные конструкции в Китае используют для украшения улиц и фасадов домой в ходе различных праздничных действий.
«Я понял, что это действительно очень простая конструкция, тем не менее, гибкость её с точки зрения формы и свойств является удивительной».
Взяв за основу устройство несущей конструкции круглого китайского фонаря, Ли разработал подвижные скульптуры, которые можно деформировать и раздвигать по своему усмотрению. «Я люблю его (китайский фонарь) и постоянно изучаю его возможности» говорит художник.
Это традиционное ремесло по изготовлению раздвижных круглых китайских фонарей действительно удивительно, особенно учитывая, что вся конструкция сделана исключительно из бумаги.
Особые надрезы позволяют внешне единый бумажный массив одним движением руки превратить в ажурный шар китайского фонарика. Подобный приём с надрезами так же используют при изготовлении раздвижных гирлянд.
Но Ли Хунбо достиг в этом ремесле особых высот. Вместе со своим ассистентом он сформировал блоки из 30 000 листов бумаги, склеенных «гармошкой», после чего специальной пилой он вырезал из этих заготовок необходимые ему изображения. И это были уже не китайские фонарики, а скульптурные изображения людей.
Трансформируя фигуры, он показывает тем самым подвижность и немонолитность на уровне клеток и молекул каждого природного объекта, будь то дерево или даже камень.
Увлечение китайскими фонариками сослужило добрую службу Ли Хунбо. Его удивительные инсталляции, единичные или масштабные, привлекли внимание и теперь феноменом китайского фонарика заинтересовались и другие художники, экспериментирующие с его раздвижной конструкцией.
Дмитрий Намычкин (для «Фамильных ценностей»)