МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Не пляжем единым

Не пляжем единым

Текст и фото — Дмитрий Намычкин

Всем знакома Анталья, как главные воздушные ворота средиземноморского побережья Турции. Вспоминается диалог из фильма «Москва слезам не верит», в котором на вопрос: «Где мы с вами могли встречаться? Может быть в Сочи? Вы бывали в Сочи?», героиня отвечает: «В Сочи, кажется, хоть раз отдыхал каждый советский человек». Сегодня она бы вместо Сочи назвала Анталью, вместо советского человека — россиянина.
Но давайте подумаем, много ли наш соотечественник, россиянин видит кроме солнца, моря и шведского стола? В Антальи есть на что посмотреть. А курортный сезон включает в себя не только жаркие месяцы, но и роскошный бархатный сезон — ранью весну и позднюю осень. В это время ласково греет солнце, нет изнуряющей жары, загоняющей всех отдыхающих в море.

Калеичи старый город

Калеичи — в переводе дословно «внутри кале», то есть внутри крепости. Сейчас трудно поверить, что весь город умещался на этом пятачке, окруженном крепостной стеной. Если Анталью считать центром туристической Турции, то центр Антальи — это «Турция в миниатюре». Здесь строения разных исторических периодов от Римского до Османского, это и древние стены, и церкви, и мечети, и хамамы, и одна из самых живописных бухт всего средиземноморского побережья.

Калеичи — в переводе дословно «внутри кале», то есть внутри крепости

Старинный квартал, окружающий порт, был отреставрирован и превращён в туристический центр с многочисленными отелями, ресторанами, магазинами и количеством прогулочного флота, способного посоперничать с турецкой эскадрой времен рассвета османской империи. Только теперь этот флот решает только мирные вопросы. Вот лишь несколько достопримечательностей находящихся в шаговой доступности.

Мечеть Искеле Эта маленькая и, если так можно сказать, симпатичная мечеть расположена на берегу яхтовой гавани, совсем недалеко от воды. Мечеть была построена в конце XIX века из камня, находится у подножия каменных ступеней, ведущих вниз с улицы Мермерли к Старому порту. Под высокими крепостными стенами утопающая в буйной южной зелени мечеть вместе с минаретом кажется совсем миниатюрной. Конструкция опирается на четыре колонны, между которыми из земли бьет родник. По преданию — если загадать желание и бросить монетку в родник — ваши мечты обязательно сбудутся!

Ворота Адриана Ворота или арка Адриана — один из наиболее хорошо сохранившихся в Анталии памятников античности. Римский император Адриан посетил Анталью в 130 г. до н.э. К его приезду жителями Антальи были построены арочные ворота, которые сейчас сохранились на улице Ататюрка. Двухъярусные ворота с тремя арками, четырьмя колоннами и карнизами наверху облицованы мрамором. На карнизах были портреты семьи императора. Сохранились остатки богатого скульптурного убранства карниза и герб императора — с левой стороны.

Башня Хыдырлык На углу улиц Хыдырлык и Хесапчи на возвышении над морем стоит загадочное сооружение — башня Хыдырлык. С нее открывается отличный вид на море и городские окрестности. Это сооружение высотой 14 метров было возведено римлянами во II веке н.э. Поскольку с моря башня видна издалека, возможно она служила ориентиром для мореплавателей. А возможно, она использовалась в качестве маяка или бастиона для защиты города. Не так давно учёные выдвинули гипотезу, что это ни что иное, как мавзолей римского чиновника. На мысль об этом их натолкнула большая каменная глыба находящаяся внутри башни.

Часовая башня (Саат Кулесы) Еще одна башня — Саат Кулеси или Часовая башня, ставшая главной достопримечательностью Анталии, находится на площади Кале Капысы, что в переводе означает «Врата крепости». Квадратная в плане она построена в XIX веке как из необработанных, так и из тёсаных камней и была частью фортификационных сооружений Старого Города. Позже на неё установили часы.

Мечеть Текели Мехмет Паша Позади Часовой башни находится мечеть Текели Мехмет Паша, ставшая в XVIII веке важнейшей османской мечетью мегаполиса. Не известны ни имя архитектора, ни более точная дата возведения мечети. Между тем, базируясь на итогах многолетних испытаний, историки считают, что была она возведена между 1593-1607 годами. Центральный купол мечети, размещённый на высокой опоре, поддерживают 3 полусвода — по одному в восточной, западной и южной частях постройки. Еще 3 купола есть на северной стороне мечети. Внутри мечети и на окнах северной стороны фасада можно увидеть изразцовые панели с надписями, сделанными одним из шрифтов арабской каллиграфии «ta’liq».

Символ Анталии — Рифленый Минарет Красивый и по-своему уникальный минарет Йивли был построен в XIII в. рядом с христианской церковью, которую сельджукский султан Алааддина Кейкубад превратил в мечеть. Расположенный в самом сердце города, минарет на протяжении веков является символом Анталии. На территории города нет второго подобного минарета, который можно было бы сравнить с 38-метровым минаретом Йивли. Из-за того, что его конструкция словно «разрезана» кирпичами на отдельные слои и состоит из восьми полуцилиндров, украшенных кирпично-изразцовой мозаикой, минарет получил название «Yivli», что в переводе означает «Рифлёный». В результате такого оригинального архитектурного решения довольно массивная основная часть минарета кажется изящной и лёгкой. Фундамент сооружения — кладка из каменных кубов, в которой встречаются и 2-метровые каменные блоки. На полу минарета выведены бирюзовой и синей красками увидеть слова Аллаха и Мухаммеда. Вход в него расположен с северной стороны основания. 90 ступеней винтовой лестницы, которые освещаются через прорези в стенах минарета, ведут на балкон — «şerefe». По всей вероятности, первоначально лестница насчитывала 99 ступеней, каждая из которых напоминала муэдзину 99 имён Всевышнего. Рядом с минаретом находится мечеть — древнейший образец многокупольных сооружений на территории Анатолии: её венчают шесть полусферических куполов. Сегодня в стенах мечети размещена Галерея изящных искусств, в которой регулярно проходят выставки.

Перге — путешествие во времени, на 3000 лет назад

Перге (Перга) — руины древнего города, расположенные в районе Аксу, входящем в состав города Анталья. Согласно легенде, город был основан прорицателем Калхасом после Троянской войны. Во избежание набегов с моря, город построили в 11 километрах от берега. Город прекрасно сохранился, потому что почти полностью был покрыт (законсервирован) землей. Примерно в VII столетии до нашей эры, город захватили лидды, а позднее на него легло бремя выплаты налогов персам. Однако, в первой половине четвертого века дo н.э., горожане позволили Александру Македонскому в ходе Памфилийской кампании воспользоваться городскими землями и укреплениями, как опорным пунктом, а взамен благодарный император освободил Перге от дани персидскому правителю. По смерти полководца город был включен в земли Пергамского царства, некоторое время им правилa династия Селецидов, затем наступил протекторат римлян. Огромное количество ценнейших памятников архитектуры и культурного наследия Перге оставил именно в период процветания Римской империи. В этой цитадели науки родился, вырос и творил великий математик, ученый и астроном древности, ученик Эвклида — Аполлоний Анатолийский. Он прославился как идеолог естествознания, построивший теорию эпициклов, объяснявшую видимое движение планет вокруг планеты Земля. В огромном труде“Конические сечения”, состоящем из восьми книг, полностью изложена его теория. Как свидетельствует Святой Лука в “Деяниях Апостолов”, на заре христианства, в начале новой эры, Перге сыграл неоценимую роль в распространении догм этой религии. Здесь были основаны первые христианские общины, самые первые в Малой Азии, а жители города слушали проповеди апостола Павла и Варнаввы во время посещения ими Антиохии. Интересно, что во II столетии до н.э, была отчеканена одна из первых монет, изображавшая покровительницу города — богиню Артемиду. Однако природные катаклизмы не пожалели ни сам город, ни его жителей. Река Кестрос (Аксу) сильно обмельчала, местность стала болотистой и потеряла былое плодородие, и торговые корабли перестали заходить в порты Перге. Начался экономический спад, а усилившиеся набеги кочевых арабов на мирное население ускорили полное запустение, и пришедшие сюда племена турков-сельджуков увидели перед собой поселок, а не процветающий торговый центр. Таким образом, в эпоху Византийской империи городок окончательно канул в лету, оставив бесценные памятники древности, в особенности, романского наследия.

Что вы увидите? Что услышите?

Первоначально, взорам путешественников открывается вид на потрясающий амфитеатр, здесь одновременно могли наслаждаться различными зрелищами более 11000 посетителей. По своему устройству, чудо римских архитекторов IIстолетия н.э, состоит, более чем, из 40 рядов, в каждом из которых 23 верхних и 19 нижних мест. Сцена располагается на высоком пьедестале (25 метров), украшенная барельефами и фризами, частично перенесенными в археологические музеи. Среди причудливых рельефов встречаются изображения бога театральных искусств Кестроса и бога виноделия Диониса.

Кстати неподалеку всего в 15 минутах езды на машине находится еще один амфитеатр. Поражающий своей величественностью и сохранностью это амфитеатр в Аспендосе. Самая главная его загадка, не разгаданная до сих пор, это уникальная акустика. Внизу на сцене попробуйте что-нибудь прошептать, ваш секрет будет услышан на всех рядах. Пойте, и ваш голос наполнится новыми, необычными красками, вбирающими в себя тысячелетний опыт. Здесь все продумано до мелочей. Тысячи зрителей никогда не вызывали столпотворения. Специальные проходы рассчитаны так, чтобы зрители после представления стройными рядами могли спокойно покинуть амфитеатр, всего за несколько минут.

Но а о тех, кто выступал здесь, можно написать целую книгу...

Перге славен гигантским Стадионом

Сам город Перге славен еще и гигантским Стадионом, имеющим такую же вместимость, как и Амфитеатр — 12 тыс. зрителей. Ширина его — более 30, длина более 230 метров. Примечательно, что Амфитеатр и стадион находятся рядом, напротив друг друга. Здесь тоже построена уникальная система проходов. Они расположены в нескольких арках, подпирающих по периметру его ряды, а в остальных — велась бойкая торговля, чему свидетельствуют выгравированные имена некоторых хозяев и сортов товара, сохранившееся до наших дней. По остаткам двенадцатиметровых стен города можно себе представить мощную защиту от набегов разбойных племен. Они были сооружены еще в эллинистические времена. В город попадаешь через Римские (Южные) ворота, позади — еще более древние ворота, со сторожевыми башнями, служившими помимо опорных пунктов, еще и украшениями укреплений. Некогда, в былые времена, во внутренней части стен и ворот были устроены ниши, со стоявшими в них статуями богов, императоров, героев и основателей Перге.

Также очень хорошо сохранилась городская площадь, или, как ее еще называют, агора. В те времена здесь находился политический, культурный и социальный центр, а ее территория составляла более 70 м2. Она была застроена бессчётными колоннами (в духе своего времени), края заполонили торговые лавки и магазинчики, полы которых (как и самой агоры) покрывала мозаика с правильными геометрическими мотивами. В центральной части площади сохранились развалины круглой постройки, обратите внимание на табличку — «Агора». Это рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами).

На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Агора являлась административным и экономическим центром города. Здесь есть любопытные сооружения, предназначение которых сначала трудно определить. Они слишком малы и не приспособлены для жилья. По хорошо сохранившимся фундаментам древних сооружений становится понятно, что когда-то здесь находились маленькие торговые лавки. На сохранившихся стенах торговых помещений агоры сохранились «рекламные надписи»

«рекламные надписи»

Время пощадило огромное сооружение городской бани (IIстолетие н.э), которая славилась на всю Памфилию своей мощью и богатством отделки мрамором и рельефами. Прекрасно сохранились галечные полы, а в глубине термы можно рассмотреть сохранившиеся остатки системы дренажа. Потрясающая своей красотой колоннада, окружающая дорогу, с протекавшим здесь некогда каналом — это остатки древнего проспекта Аркадиан. В самом конце — монументальный источник Нимфайеон.

проспект Аркадиан

Где остановиться

Кстати, останавливаться в бархатный сезон имеет смысл в самых лучших гостиницах, потому что именно в это время роскошь может недорого стоить. Например, Rixos Downtown 5*, Анталья. Здесь прекрасный вид на море, огромный городской парк, просторные номера с современным дизайном, где даже в душевую кабину попадает солнечный свет и фантастически вкусный ресторан. И еще один важный момент: в пяти минутах ходьбы — крупнейший археологический музей мира, рядом трамвайная остановка: 7 минут езды на симпатичном трамвае и вы — в центре старого города. Rixos Downtown — это очень редкое сочетание фешенебельного городского отеля на берегу моря.

01 марта 2017 г.
Комментарии