МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Самарканд далекий и близкий

Самарканд далекий и близкий

Мечеть Самарканда — Биби-ханым — самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире.

Биби-Ханым

Соборную мечеть Самарканда (Биби-Ханым) начали строить в 801 г.х. (1399), после обогатившего государство Тимура похода в Индию. По-видимому, эмир придавал исключительное значение этой мечети: он сам следил за работами, всячески поощрял огромную армию рабочих и мастеров скорее завершить постройку. Мечеть строилась меньше пяти лет, и в 806 г.х.(1404). она была уже закончена. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира.

Мечеть Биби-ханым — самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. Размеры ее, по данным раскопок, составляли около 100х140 метров. Для сравнения — мечеть султана Хасана в Каире, тоже построенная в VII в.х. (XIV в.), имеет размер 60х120 метров, а мечеть Джума в Исфагане к VII в.х. (XIV в.) имела размеры 115х125 метров. Если обратиться к Западной Европе, то почти совпадающий, по времени постройки, готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-Ханым.

В своем первоначальном виде мечеть представляла гигантское сооружение, состоявшее из многих построек. Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минарета не сохранились. Только на северо-западной стороне до 2003 года, когда был восстановлен комплекс, одиноко высился полуразрушенный минарет; угрожавшая падением верхняя часть которого была разобрана в 1314 г.х. (1897). Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн, которая не сохранилась.

На восточной стороне обширного внутреннего двора, имеющего форму прямоугольника (62х83 метра), находится главный пештак высотой 33,15 метра. Против него — большое здание главной мечети; ее общая высота от земли до наивысшей сохранившейся точки составляет 36,65 метра. По северной и южной сторонам поставлены одно против другого купольные здания малых мечетей.
 
Двор был вымощен мраморными плитами и керамической мозаикой. Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1291 г.х. (1875) на середину двора.

Стены мечети покрыты сеткой крупных ромбовидных фигур и куфических надписей, выложенных по терракотовому фону кирпичной кладки синими, голубыми и белыми изразцами. Голубой цвет преобладает в узорной кладке стен, он звучит в украшении пештаков и безраздельно господствует в изразцах большого бирюзового купола, как бы слившегося с небом.

Архитектура мечети обращена к массе людей, заполняющих в дни богослужений двор и площадь перед зданием. Доминирующие в узоре на стенах мечети цитаты из Корана и окружающие их орнаменты хорошо видны на большом расстоянии. Пилоны и арки пештаков украшены тонкими узорами расписной майолики и резной мозаики, то вкрапленных среди крупных геометрических мотивов и надписей, то заполняющих отдельные панно и тимпаны, то расположенных в виде цепочки звезд на фоне неглазурованного кирпича. Стены и своды внутри мечети убраны позолоченными рельефными бумажными розетками, сделанными из прессованной бумаги и прикрепленными к штукатурке маленькими гвоздиками.

«Купол был бы единственным,— писал о мечети Биби-Ханым современник Шарафаддин Иезди,— если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный путь не оказался ей парой».

Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии Тимуридов. По свидетельству испанского посла при дворе Тимура, первой была похоронена мать Биби-Ханым, любимой жены Тимура. Сведения о погребенной самой Биби-Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, но народное предание считает ее покоящейя в мавзолее.

Огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным, и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В Х в.х. (XVII в.) состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Землетрясением 1314 г.х. (1897) была разрушена значительная часть отделанного мрамором портала главного входа. От монументального, целостного по своей композиции сооружения остались лишь руины.

В 1387 г.х. (1968) были начаты работы по консервации и сохранению комплекса построек Биби-Ханым, которые так и не были закончены. Вплоть до распада Союза Самарканд встречал гостей руинами. Став независимым, Узбекистан форсировал затянувшиеся работы, и к началу туристического сезона 1423 г.х. (2003) реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение.

Мавзолей Тимура Гур-Эмир

Фамильная гробница Тамерлана и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части Самарканда в 806 г.х. (1404). Установлено, что на месте мавзолеев в VII в.х. (XIV в.) были воздвигнуты медресе и ханака внука эмира Мухаммед Султана, объединенные двором. От них до наших дней сохранился лишь украшенный керамической мозаикой входной пештак, построенный, согласно надписи, Мухаммед ибн Махмудом Исфахани. Из состава зданий комплекса Мухаммад Султана явствует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Строительство мавзолея, начатое в 805 г.х. (1403), было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, любимого внука и прямого наследника Тимура. Волей деда медресе был преобразован в мавзолей. В переводе с таджикского Гур-Эмир означает «могила царя». Мавзолей стал семейным склепом династии Тимуридов. Там погребены Тимур, его сыновья Шахрух и Мираншах, его внуки Улугбек и Мухаммад Султан. Чести быть погребенным на территории мавзолея удостоился также учитель Тимура Мир Саид Барака.

В архитектуре здания доминирует огромный ребристый купол (диаметр 15 метров, высота 12,5 метров), нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет восьмигранник, сейчас почти скрытый множеством позднейших пристроек; к северу обращен небольшой пештак. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, которые выделяют его прекрасную ребристую форму. На барабане выложены восхваления Аллаху.

Стены восьмигранника украшены белыми и бирюзовыми изразцами на фоне неглазуроваиного кирпича. Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звездное небо. Могилы находится внизу, в склепе под мавзолеем. Во время правления Улугбека на могиле Тимура была установлена надгробная плита из темно-зелёного нефрита. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце Китайских императоров и как трон Кабек Хана (потомка Чингизхана).

Во время правления Улугбека был сделан дверной проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей. Замечательным украшением мавзолея является резная двустворчатая дверь. Богатейший узор исполнен на ее поверхности в два плана. По мелкому кружевному растительному орнаменту, как по фону, размещен более крупный рисунок, изображающий стройную вазу, из которой поднимается вверх стилизованный куст, завершенный букетом цветов. Детали узора инкрустированы разноцветным деревом, костью и металлом.

По контрасту с этой роскошью холоден и суров крестообразный в плане склеп, покрытый почти плоским плафоном.

В годы безверия и попрания святынь экспедицией под руководством известного «охотника за черепами» советского археолога и скульптора М.М. Герасимова гробница Тимура была вскрыта. Это событие произошло 26 джумаада 1360 г.х. (22 июня 1941), в день нападения Германии на Советский Союз. Советские археологи не прислушались к местным легендам, предупреждавшим о том, что вскроющий гробницу великого завоевателя навлечет большую войну на свою страну. Пользуясь черепом Тимура, М.М.Герасимов воспроизвел его облик, а затем вернул череп в мавзолей. Возвращение Тимура в Самарканд совпало с поворотом в войне – началом Сталинградской битвы.

Реставрационные работы внутри мавзолея были начаты в 1386 г.х. (1967), наружные купола и глазурь были реставрированы до этого, в 1370-х г.х. (1950-х).

Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хамэйуна (Хумаюна) в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые правили Северной Индией.

Источник: Umma inform

23 января 2012 г.
Комментарии