Сбежал от смога в Цюрих
От гари и дикой жары я надумал сбежать в Цюрих. «Одурел — отреагировали друзья, покрутив у виска, — раз уж в Швейцарию, то почему в миллионный город, а не в горы?». Идея эта родилась в моей разгоряченной голове не на пустом месте.
Во-первых, альпийский горный воздух — он и в Цюрихе альпийский, а не московский. Во-вторых, лететь быстро и приятно. И в-третьих, именно в Цюрихе есть все, чего на данный момент требовали моя душа, голова и легкие. Как говорит реклама, не все йогурты одинаково полезны. Так и не все мегаполисы одинаковы вредны.
В Цюрихе есть поля и реки, горы и озера. Правда, горы не очень высокие, лыжникам здесь делать нечего, зато любителям скандинавской ходьбы — раздолье. Культурные впечатления поджидают тебя на каждом шагу. Город, буквально, напичкан галереями (более 100) и музеями (более 50). Старый город — уже сам по себе музей, ведь ему 2000 лет!
Пляжных «маячков» около тридцати, если не ошибаюсь. К вашим услугам и река Лиммат, пересекающая исторический центр города, и река Зиль, впадающая в Лиммат, и чистейшее Цюрихское озеро. Для местных жителей купание — ежедневный ритуал. Клерки запросто успевают пройти процедуру «омовения» во время обеденного перерыва. А уж после работы сам Бог велел.
Но о водных удовольствиях — чуть позже. Давайте сначала взлетим и приземлимся. Цюрих. Здание аэропорта Клотен. Пара переходов до платформы. Сел в поезд и, буквально, через несколько минут очутился на центральном вокзале Цюриха (Hauptbahnhof Zurich). Да, еще один важный момент. На работе мне купили «вездеход» Swiss Pass, чем полностью освободили меня от хлопот с билетами. И это касается не только всех видов наземного транспорта, но и подземного, водного и, можно сказать, воздушного (фуникулеры и канатная дорога между Адлисвилем и Фельзенегом), по нему же вас пропустят, практически, в любой музей. Честно говоря, в трамваях и метро — билеты никто ни разу не проверил. Но альпийское спокойствие того стоит. Цены на Swiss Pass находятся в прямой зависимости от времени, класса и количества услуг. Но учтите, если вы хотите ездить первым классом, то от второго он мало, чем отличается. Да, есть сиденья в вагоне одиночные. Мягкие. Есть и диваны. В первом — народу меньше и все при пиджаках. Во втором — сплошная молодежь. Кстати, седовласые — все в первом.... Вся информация по ценам на www.swisstravelsystem.ch.
Около вокзала он тоже не случайно, это же он создатель железнодорожной сети Швейцарии в том образцовом виде, которым швейцарцы гордятся и по сей день. Вокруг — кольцо трамвайных остановок. Как оказалось, основным средством передвижения является трамвай, 13 линий которого сетью опутывают весь город. Транспорт ходит точно по расписанию, вывешенному на каждой остановке. Здесь же (в случае отсутствия Swiss Pass) автомат выдает билеты до нужного пункта. Можно точно все рассчитать, чтобы не ждать ни секунды. Мне нужен был трамвай N3. Вот и он, услужливо выбрасывающий подножку к тротуару, чтобы не оступиться. До остановки Albisriederplatz, где я приглядел гостиницу — 15 минут езды. Это не самая симпатичная часть города. Зато в гостинице есть роскошная зона фитнеса (бассейн, несколько саун, тренажерный зал). Вход и выход (туда и оттуда) — через турникеты. Но прежде твою кисть окольцуют номерной ленточкой, как в турецком отеле, с магнитиком, открывающим турникет. Зачем такой жесткий порядок — не понятно. Больше ни в одной гостинице Швейцарии я с подобным не встречался. Может быть, это как раз и связано с месторасположением отеля. Чужие здесь ходят.
Чтобы изучить город, я снова вернулся на ЖД вокзал. Он и стал моей отправной точкой. Решил сначала погрузиться в старину, побродить по старым улочкам, посмотреть на дом, в котором Ленин любил не только Крупскую, но и Россию. Но перед этим решил искупаться. Отправили меня почему-то в женскую купальню на набережную Штадтхауске, куда мужчин, естественно, не пускают (вместо озерной купальни Энге, где можно всем). Оценил сооружение сверху. С набережной. Деревянная постройка, вроде как старинная, с претензией на экологическую чистоту. Хотя, какая претензия, когда действительно сплошная экология. Кто-то говорил, что с тротуаров улиц Цюриха можно пить воду из луж. Не знаю. Но говорят, что из воды Цюрихского озера действительно можно варить суп. Что касается женской купальни, узнал, что внутри для дам есть все и даже больше. И соки-воды, и массаж от чернокожего, и полотенца с купальниками на прокат, и женские романы.... из библиотеки. Сам же, чтобы освежиться и оценить объект, нырнул поблизости, и увидел, что некоторые леди экономят на прокате купальников.
От вокзала идет улица Bahnhofstrasse. Именно на ней и прилегающих улицах можно полностью отовариваться перед отъездом. Причем, учтите, чем ближе вокзал, тем дешевле товар. Но это не имеет никакого отношения к качеству. Впрочем, Bahnhofstrasse примечательна еще и блошиным рынком, который работает по субботам на площади Burkliplatz, в конце улицы.
Прямо около вокзала находится Швейцарский национальный музей. Столетнее здание, с витиеватой архитектурой, с башнями — напоминает замок. Знаменитая коллекция музея представляет собой культурную историю от «доисторических» времен до современности и является «обязательной» для всех швейцарских и иностранных гостей. Может быть, поэтому я обошел замок и заглянул в романтический внутренний двор, который является частью экспозиций, но музейную дверь не открыл. Извините, обязаловку со школы не люблю.
В городе все связано с водой. Цюрих стоит на берегу озера, а реки делят его на части. С правой стороны реки Лиммат — Старый город, с левой — индустриальный район. Главной улочкой Старого города является Niederdorfstrasse. Постройкам — по три-четыре века: дома, арки, ограды, живописные скульптурные композиции с питьевыми фонтанчиками (в городе 1200 фонтанов, воду из которых можно пить!), многочисленные кафе вперемежку с антикварными лавочками и бутиками. В уличном лабиринте легко разобраться.
Забавный факт: никто не знает, сколько ему лет. Впервые собор «задокументирован» в 857 г., когда король Людовик Немецкий подарил его своим дочерям. То есть взял и подарил, хотя он ему юридически не принадлежал. Еще любопытный факт: первый пастор Собора после Реформации, Лео Иуде, был другом швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, и это он переводил Библию на швейцарский диалект. На башне собора, прозванного «Толстый Пётр», бьют часы с самым большим в Европе циферблатом — диаметром 8,7 м. Минутная стрелка — 4 метра! Вплоть до 1911 года башня использовалась в качестве сигнальной башни при пожаре. Если подняться, можно увидеть весь город.
Если спросить о главной достопримечательности Цюриха, вас оправят в церковь Фраумюнстер.
Дело тут не только в древности бывшего монастыря. Сокровищница Фраумюнстера — витражи, которые подарил Цюриху Марк Шагал. Ему на тот момент стукнуло 83 года. Шагалу доверили украсить своими работами самую важную — алтарную часть церкви. Но, прежде чем приступить к работе, он долго размышлял — как органично вписать библейскую историю в заданные пропорции (1м в ширину, 10 — в длину). И Шагал придумал «руководство по просмотру» — «путеводитель по пяти окнам», в которых можно прочитать историю. Это окно Пророка, окно Моисея, окно Иакова, окно Сиона и, наконец, окно Христа. И еще Шагал через 7 лет (в девяносто) написал «Сотворение мира» — картину, помещенную в «розетку» на стене церкви.
Самые зеленые зоны города — парки Плацшпиц и Цюриххорн, улица ремесел Шипфе и холм Линденхоф (липовый двор, бывший некогда таможенным пунктом, основанным римлянами). На самом деле из любой точки города за минут десять можно дойти до леса. В естественном лесу Зильвальд бегают косули и зайцы, сам видел (небегающих их можно рассмотреть в Музее зайцев и кроликов --Hasenmuseum). Можно погулять и по тропикам. В павильоне зоопарка «Масоала», где растет единственный в Швейцарии настоящий тропический лес. Ну, и сам город — как сад: все балконы Цюриха украшены не только флагами страны, но и «национальным цветком» — геранью.
Попав на набережную, сажусь на прогулочный кораблик по Цюрихскому озеру. Вход — по тому же Swiss Pass. Здесь же можно замечательно пообедать. Заказывать рекомендую местную рыбку, в том числе — окуньков. На аперитив — шасла (chasselas). Дальше этого советовать не буду. Меню не адресная книга. Можно и ошибиться, но местная рыба — это всегда точное попадание, и ее вкус отличаться будет только от способа подачи, особенно хороша — с миндалем.
Виды через стекло (ресторанный зал закрытый) теряют свою живую привлекательность. А на берегах Цюрихского озера — дома миллионеров, миллиардеров, замки, башни и привезенный целый Китайский город... Тоже, наверное, любопытная штука, но с корабля не слез, в Швейцарии мне не до Китая.
Правда, в дневное время. Пожалуй, это самое яркое впечатление. Потому что то, что я увидел, по нашим меркам, — абсурд. Бывший промышленный квартал превратился в самый модный район Цюриха. Притом, что специально здесь ничего не перестраивалось. Представьте, что здание московского АЗЛК и тому подобные архитектурные шедевры, вдруг, назовут самыми престижными и дорогими в Москве. Именно, вдруг. Какие-то умные швейцарцы придумали весь этот пиар, и та городская часть, которая должна была быть демонтирована, в одно утро проснулась знаменитой... Хотя в каком-то смысле что-то подобное уже происходит на наших «Винзаводе» и «Гараже», но это локальные очаги культуры, а в Цюрихе — окультурился весь район с фабриками, домами и складами. В чем фишка? В огромном помещении литейного цеха, занимающего первый этаж здания, расположились кафе и магазины, а промышленное оборудование так и осталось висеть сверху. По железным (родным) лестницам можно подняться в жилые квартиры! Причем, эти квартиры очень дорогие, элитные. Цены на такое жилье превышают в 5 -10 раз стоимость квартир в центре старого Цюриха. Логики нет никакой. Работает слово «модно».
Над литейным цехом живут анонимно. Никто не знает имен хозяев, только номера на почтовых ящиках. Как объяснил мне усатый швейцарец за чашкой пива, в литейном живут инкогнито. Я не сразу понял. Он объяснил, как мог, дословно: «Тебя — никто, и ты — никого». Эта промышленная когда-то часть города — нынче место странное, мало зеленое, холодное для глаз. Нам, которым заводские пейзажи внушают ужас, трудно понять швейцарские прихоти. Так, в бывшем судостроительном заводе обосновался культурный центр с большим Цюрихским театром, рестораном и джаз-клубом. Рядом, в квартале Левенброль-Ареаль, где раньше варили пиво — открылись галереи.
Но главное — что все перемешалось: галереи, театры, жилые помещения, магазины. Из галереи можно попасть в квартиру, из квартиры в театр или вообще заночевать в контейнере.
Только здесь, кстати, разрешено строительство высоток (в Цюрихе дома только низкорослые), причем, с применением каких — то засекреченных инноваций: нано- материалы, «не отражающие зеркала, непрозрачные стекла и особый, плавающий фундамент.».. На обратном пути я еще раз выкупался. В городской купальне на реке. Вода бирюзовая. Дно видно. И рыб. Ощущение сказочное. Течение такое сильное, что пришлось держаться за поручни. А на том берегу, что напротив, — скромные «панельные дома». Как наши в Перово или Выхино. Но низкорослые. Говорят, что сюда раньше ссылали больных тифом. И дома эти — бараки. Но теперь они, пережив капитальный ремонт, обрели не только новую жизнь, но и новые цены, благодаря близости к Модному району.
Если в Цюрихе, вдруг, вам станет скучно, можно со Swiss Pass сесть на любой поезд, и в том числе — панорамный «Золотой перевал» и объездить всю туристическую Швейцарию — Люцерн, Интерлакен, Веве, Цвайзименне... Или на панорамном «Шоколадном поезде» отправиться из Монтре в Грюйер с посещением шоколадной и сырной фабрик. Или махните в Лозанну — в Олимпийский Музей.... Было бы желание.
Может быть, и можно было сэкономить пару евро, выбрав менее затратное направление. Но, как говорят после некачественного отдыха, потерянное здоровье и время на сэкономленные деньги не купишь...