22 мая — отмечаем Николин день
В церковной традиции особо отмечаются два дня памяти святителя Николая Чудотворца, один, так называемый Никола Вешний, Теплый или Летний — 22 мая. Специально для «Фамильных ценностей» Федор Пирвиц, иконописец. Санкт-Петербург
Николай Чудотворец: теплый заступник и скорый помощник
Образ святителя Николая Чудотворца пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимает в сознании народа совершенно исключительное место. Николай Угодник всегда считался «универсальным», всеобщим святым, покровителем всех людей. Каждый верующий может рассказать, как не однажды обращался к Николаю Угоднику и получал помощь: «Попроси Николу, а он Спасу скажет»...
На Руси его так и называли: «Святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Как правило, икона святителя Николая входила в домашний иконостас любого дома, наряду с образами Спасителя и Божией Матери. Зачастую слово «Никола» использовалось для обозначения иконы вообще: «на тибе полатенца — утрися, на тибе Николу — помолися». Физиогномические особенности Николая одинаково узнаваемы как на восточно-, так и на западнохристианских образах. Старинное пособие для иконописцев Палеха описывает его так: «...на вид очень стар, сед, борода невелика, курчава, голова плешива, на плеши мало кудерцев, нос продолгующ, лицом морщиноват».
Наиболее распространен поясной образ Николая Чудотворца с достаточно необычным типом расположения фигур. Ведь обычно святые на иконах предстоят Господу, а здесь в центре Свт. Николай, а обстоят его по левую руку Спаситель с Евангелием, по правую — Богоматери с омофором в руках.
Никола «Липенский». Новгородская икона XIII в. Дерево, темпера Наличие большого количества фигур предстоящих святых и орнаментов обусловлено огромными размерами образа — 184 ×129 см.
Этот тип иконографии связан с событиями Никейского собора, на котором святитель, глава Ликийской митрополии, возмутившись выступлением еретика Ария, дал тому пощечину. За рукоприкладство в присутствии императора отцы лишили Николая архиерейского сана. Когда он в темнице ждал неминуемого попаления бороды, Спаситель и Богоматерь явились ему и вернули знаки святительского достоинства.
Это же событие описывал в XVII веке и протопоп Аввакум, используя свой «фирменный» экспрессивный стиль: «У Николы того и не мое смирение было, да не мог претерпеть: еретика Ария, собаку, по зубам брязнул. Не мог претерпеть хулы на Святую Троицу. Собором стащили с него и чин весь: неправильне-де творишь, архиепископ. Да ему даром дали пестрыя те ризы Христос да Богородица. И опять ево нарядили, а он себе никово не бояся. Ах, за што-то меня в те поры не было! Никола бы вора по щеке, а я бы по другой, блядина сына!» (Стоит отметить, что слово на букву «б» имело в то время несколько другую смысловую окраску, и в значении «заблуждающиеся» встречалось как в богослужебных книгах, так и в Писании.)
НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ
В церковной традиции особо отмечаются два дня памяти святителя: 22 мая (так называемый Никола Вешний, Теплый или Летний) и 19 декабря (Никола Зимний, Холодный). В этот день в «морских» Свято-Никольских храмах — двойной праздник. Ведь столь любимый святой — попечитель всех «по земли путешествующих и по морю плавающих».
Святитель Николай Чудотворец село Холуй, Вторая половина XIX в. 29.5 × 23.3 см
Вплоть до начала ХIХ века Николины дни в русских деревнях считались важнейшими праздничными днями после Пасхи. Феофан Прокопович, известный просветитель ХVIII века, жаловался, что русские люди «память святого Николая выше Господских праздников ставят». Во множестве русских деревень Николины дни отмечались не столько молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины-пиры. Они сопровождались древними обрядами, имевшими еще дохристианское происхождение. По губерниям существовал, например, обычай закалывать в честь Николая Угодника в зимний день его памяти бычка — «микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавали в церковь — «для святого Николы», а остальное съедалось во время общего мужского пиршества. Характерной чертой таких праздников было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер: почему-то принято было считать, что с помощью хмельных напитков человек приближает себя к святителю Николаю, и это нравится Угоднику. В ХIХ в. в деревнях, а также среди ремесленного люда в городах, обычными были такие слова как «николить», т.е. пить, гулять, пьянствовать; «наниколиться» — напиться пьяным, празднуя Николин день.
Однако все эти излишества происходили от большой любви и доверия святому. В книге Бориса Успенского «Филологические разыскания в области славянских древностей» (1982 г.) представлен богатый материал по данной теме, а также собраны народно сложенные молитвы Николаю Угоднику, часто очень трогательные: «Николай, угоднык Божий, помошнык Божий! Ты й у поли, ты у й доми, у пути й у дорози, на небеси и на земли; заступы и сохраны од усякого зла!». Даже в советские времена почти в каждом доме, где жил моряк или любой другой по роду занятий «путь шествующий» человек, обязательно был образ святого Николая. Несмотря на все опасности – зачастую и для жизни – его хранили в семье «под спудом» и доставали каждый вечер, особенно в те дни, когда родные были в пути.
НИКОЛА ЗИМНИЙ
День рождения святителя празднуется зимой, 19 (6 по старому стилю) декабря. С этим праздником связана известная в народе иконография святителя, с которой у меня, как иконописца, связана своя – весьма забавная — история.
Когда я только начинал писать иконы, у меня не было заказчиков. Мой отец был знаком с диаконом Василием Марковым, ключарем кафедрального Казанского собора в Петербурге, и я решил обратиться к нему с просьбой о помощи в продаже написанных образов. Войдя в собор, сначала я внимательно изучил иконную лавку у входа. В основном там были софринские иконные распечатки, но венчал их ряд дорогих рукодельных икон чрезвычайно детализированного «ярославского» письма.
Потом я направился к кабинету отца Василия: пройдя вдоль огромных колонн полированного серого гранита и поднявшись по винтовой чугунной лесенке, я очутился во чреве собора, с его многочисленными закоулками, лесенками, с бегающими туда и сюда свечницами и работницами в темных халатиках. В кабинет к отцу Василию была, как всегда, очередь. Когда очередь дошла до меня, после дежурных расспросов о здоровье отца он посмотрел бегло на мои иконы и вызвал главного «товароведа» собора. «Товароведом» оказалась утонченная дама лет сорока. Взглядом она просканировала поверхность икон, помялась и сказала: «А Вы их уже закончили?», — и я понял, что, на ее вкус, не хватает деталек и узоров в духе «ярославщины» и иконы не возьмут. И тут мне вспомнился эпизод из кинофильма о жизни Моцарта, а точнее его разговор со своим спонсором-маркизом. «Как Вам моя музыка?» — спросил Моцарт. Маркиз поморщился и произнес: «Хорошо, но знаете ли... слишком много нот». «Слишком много нот!?» — воскликнул Моцарт. Так и здесь, но мне показалось, что «нот» у меня было, наоборот, слишком мало...
В самый последний момент «товаровед» сжалилась и проговорила: «Напишите нам в лавку икону Николы Зимнего». — «Как — зимнего?» — удивился я, никогда о таком не слышав. «Ну, в митре. В шапочке, — ответила товаровед. — Его — берут».
Так я узнал об иконографии Николы Зимнего.
Святой Николай Чудотворец. Современная «софринская» икона наиболее распространенного извода
ИЛИ ЖЕ:
«Никола Зимний» Икона «народного письма», деревянная щепа, вторая половина XIX в.
ОХОТА ЗА РЕЛИКВИЯМИ (НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ)
В средние века(в древности?) шла настоящая охота за святынями. Считалось, как бы ты ни достал мощи — они тебя все равно будут спасать. Нам сейчас сложно понять такое отношение ко святыням, но дело обстояло именно так. Христианские государи всеми правдами и неправдами собирали вокруг себя почитаемые реликвии, соревнуясь друг с другом. Так, например, в Можайске хранился почитаемый образ святителя Николая, и чтобы обезопасить святыню от похитителей реликвий, город приблизительно с XIV столетия делается «священным», то есть невъездным для иноверцев (прямо как Арзамас в советское время). Известно, что летом 1593 года в Можайск не пустили под этим предлогом Николая Варкоча, посла немецкого императора, следовавшего в Москву. Можайский тип изображения Николы наиболее известен в виде деревянной скульптуры. Изнуренным татарскими набегами можайцам святитель явил себя с мечом и остенённым собором в руках – с его помощью и предстательством город был спасен. Защитническая функция образа очевидна, я бы назвал его «Никола Протектор».
Скульптурная икона Николай Чудотворец («Никола Можайский»); XVIII в. Вологодский музей-заповедник; 92 x 141 см. резьба по дереву, яичная темпера
НИКОЛА ВЕШНИЙ
Перенесение мощей Николая Угодника празднуют 22 (9 по ст. стилю) мая, этот день в народе называют «Никола Вешний», то есть «Весенний». Иконография перенесения мощей святого в исполнении гениального иконописца Дионисия выглядит так: на фоне синего-синего неба благостно возвышаются зеленые горки, справа — разбеленой желтой охрой символически передан образ града-крепости, куда жители Бари в сопровождении духовенства торжественно переносят раку с мощами Николая Чудотворца.
Дионисий и сыновья. Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Ферапонтово, роспись Собора Рождества Богородицы, 1502 г.
Это очень красивая сцена, но стоит все же заметить, что, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари трудно описать в агиографическом стиле — как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение, рейдерский налет. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег латинян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей. Поэтому перевоз мощей святителя Николая из ликийских Мир в апулийский Бари в 1087 году и католиками, и православными был признан достохвальным деянием.
КРАЖА МОЩЕЙ: КАК ВСЁ БЫЛО
Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (Миры — ныне город Дембре на юге Турции) в XI веке тоже была неспокойной. Область Ликия подвергалась разорительным набегам турков-сельджуков. Жителям Мир то и дело приходилось скрываться в горной части области. Бари был очень крупным итальянским портовым городом, Венеция — полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святителя Николая как покровителя мореплавателей. В Антиохии (сейчас это западная Сирия) были проблемы с поставками зерна, и хлеб доставляли тогда по морю из областей Апулия и Калабрия.
И вот в 1087 году баряне везут хлеб в Антиохию. Там они продали зерно, а на обратном пути заехали в Миры. Жителей в городе немного: большинство из них под угрозой нападения сельджуков убежало в горы. В храме святителя Николая оставались всего четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня.
Надо заметить, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки, не имеют отношения к Николаю Угоднику. К моменту прибытия похитителей его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой, а не в нише с гробницей.
Храмовый пол из камня и смальты
Итак, баряне разбили мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и встал ногами(!) прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи расчленили, по частям подняли наверх, и, обернув в священнические одежды, отнесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что местные жители вернутся в город и воспрепятствуют «священному грабежу».
Через несколько лет после первого похищения теперь уже венецианцы высадились в Мирах с целью забрать святые мощи. И опять все повторяется. В храме снова было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы перевернули храм вверх дном. Начали пытать одного из монахов, и тот показал, где покоятся остатки останков святителя. Так как подлинных мощей Николая Чудотворца было мало (баряне забрали, говоря языком арифметики, примерно четыре пятых), венецианцы добавили к ним посторонний череп, а также женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. В течение последующих девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, частицы мощей широко дарились, и, поскольку в ней был череп и много других останков, Венеция утверждала, что именно она обладает подлинными мощами Чудотворца Николая. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.
Святитель Николай Московская икона третьей четверти XVI в. 28 × 22,3 см
НЕ САНТА-КЛАУС
А в Бари никому мощи не раздавали. Построили храм святителя Николая и хранили их там под спудом. Сама гробница не открывалась вплоть до 1950-х годов. Как сообщает главный российский «николаевед» А.В. Бугаевский, вскрытие гробницы в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Но так уж случилось, что Луиджи Мартино, итальянский антрополог, исследовавший мощи, прожил довольно длинную жизнь. В молодости он исследовал мощи святителя Николая в Бари, а когда уже был очень пожилым человеком, исследовал его мощи уже в Венеции. И вот тогда, уже в 1992 году, он точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков Угодника, которых не хватает в Бари. Так были разрешены почти тысячелетние споры о подлинности части мощей святителя Николая в Венеции.
Современная наука дала ответы и на другие вопросы. Например, подтвердила то, что иконы верно передают облик святителя Николая, и этот облик не имеет ничего общего с привычным плакатным обликом красноносого веселого Санта-Клауса в белых кудряшках — героя Рождественских распродаж.
Внешность святого реконструирована по черепу. По строению скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средне-высокий рост и смуглая кожа. Череп с высоким лбом, и носом, стремящимся к орлиному. Переносица сломана.
Точно измерен рост святого — 167 сантиметров. Кроме того, исследования мощей показали, что архиепископ вел строго постнический образ жизни: питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в в тесной и сырой тюрьме — например, позвоночным артритом (из жития известно, что во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане святой был брошен в темницу). Почил святитель Николай в возрасте между 70 и 80 годами.
Свт. Николай Чудотворец с житием Синай, первая половина XIII в.
Итак, следуя народной этимологии, все разнообразие икон святителя Николая можно очень условно свести к трем типам: Никола Вешний, Никола Зимний, Никола Можайский. Перенесение мощей святителя, как правило, изображалось на одном из житийных клейм — небольших композиций, окаймлявших главный образ Святителя — в «шапочке» или без.
Специально для «Фамильных ценностей» Федор Пирвиц, иконописец. Санкт-Петербург
По материалам исследований Р.Б. Багдасарова, А.В. Бугаевского и Б.А. Успенского