МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

БУДДА — каким мы его видим

БУДДА — каким мы его видим

Роман Багдасаров, Дмитрий Жуков

Каждая художественная школа в странах Востока, где распространён буддизм, старалась создать свой образ Будды, чтобы с его помощью увековечить те стороны учения, которые не могут быть выражены словами, но постигаются через созерцание и размышление. Одной из таких загадок является выражение лица Будды на некоторых скульптурах, его знаменитая улыбка. Она соответствует состоянию нирваны, которого он достиг в конце пути. Сознание Будды, его душа, наполнены недоступной и непостижимой для смертных жизнью, только спокойная улыбка продолжает соединять Просветлённого с миром людей.

Голова Будды. Школа Лопбури, Таиланд. XIII-XIV вв. Бронза.

Число жителей России, исповедующих буддизм, значительно выросло за последнее десятилетие, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие из них посещают Южную и Юго-Восточную Азию в качестве паломников. Для них, современных учеников Просветлённого, вехи его жизни связаны с глубоко личными ассоциациями и не нуждаются в постороннем комментировании. Они точно знают, в каких именно изображениях Учителя нуждаются и по какой причине. Человеку же далёкому от буддизма, но симпатизирующему восточную эстетике, подчас бывает сложно выбрать статуэтку или ткань для личной коллекции.
Не претендуя ни на полноту изложения, ни на религиоведческую эрудицию, попробуем дать хотя бы какую-то путеводную нить в том море образов Будды, с которыми можно столкнуться в странах, где традициям буддизма насчитывается не один десяток веков.

Большинство историков признаёт тот факт, что основатель буддизма, Сиддхартха Готама, получивший впоследствии имена Шакьямуни («мудрец из племени шакья») и Будда («пробуждённый»), был реальным человеком. Он родился в Северной Индии в 566 или 563 году до н.э. и прожил 90 лет. Тем не менее, вокруг Будды, которому поклоняются последователи одной из самых распространённых в мире религий, сложился целый комплекс верований и даже пантеон второстепенных божеств, отчего и сам его образ приобрёл мифологическое измерение.

Основу преданий о Будде составляет история его духовного пробуждения (или «просветления»). В индуизме (на базе которого возникло учение Будды) считается, что души могут перерождаться в разных телах, поэтому жизнь Шакьямуни началась задолго до его последнего воплощения. В течение огромных промежутков времени (кальп) он рождался в разных мирах в облике непохожих друг на друга существ, но повсюду достигал совершенства. Непосредственным предшественником Готамы в качестве «Будды в человеческом облике» (Манушибудды), считается Кашьяпа.

Четверо последних из будд: Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни. Двое из них изображены с жестом самадхи (медитация), двое — с жестом бхумиспарша (касания земли) Камбоджийская печать начала XX в. Слоновая кость, резьба, гравировка. Высота 7 см. Государственный музей искусства народов Востока

Но известен и Будда, который придёт в будущем — Майтрейя. По представлениям северных буддистов, каждый новый земной Будда становится отражением или воплощением соответственного небесного Будды (дхьянибудды), который не создан, но производит себе сына, небесного бодхисатву (дхьянибодхисатву) — «существо, стремящееся к просветлению». Небесный Будда Готамы известен под именем Амитабхи, а его небесный бодхисатва — падмапати — «держащий цветок лотоса», или Авалокитешвара, что переводится как «любвеобильный», «милостиво взирающий на людей».

Локешвара. Камбоджа. 1970-е гг. Металл, литье. Высота 35 см. Государственный музей искусства народов Востока

В буддийских текстах можно встретить 108 различных форм, которые принимает Авалокитешвара. Одной из самых популярных в Камбодже является многорукий Авалокитешвара или Локешвара, как привычнее звучит для кампучийцев. В этом обличьи он выполняет функции Творца, каждая пора на коже Локешвары является отдельным космосом, содержащим свою вселенную. Его торс, щиколотки и руки до локтя покрыты изображениями многочисленных сидящих будд. В пучке волос на голове помещена фигурка дхьянибудды Амитабхи, воплощением которого является Локешвара. В восьми руках различные атрибуты: цветок лотоса и коробочка с его семенами, боевой диск, книгу, чётки.

Падмапани и Майтрейя изображаются в бесчисленных статуях и специальных иконах (танках) по всему буддийскому востоку.

Куан-ам тхиен тху, вьетнамский тип Авалокитешвары в образе женщины

Вьетнам. XVIII в. Дерево, резьба, лак, позолота. Высота 70,5 см. Государственный музей искусства народов Востока.

Увидев, что миру людей угрожает мрак неведения, Шакьямуни (тогда он ещё был бодхисатвой), то есть «существом, стремящимся к просветлению») принял решение воплотиться в образе человека у благочестивого царя Шуддходаны и царицы Майядевы. Матери Шакьямуни приснилось, будто в её лоно сошёл белый слон, что предвещало рождение великого младенца. Его появление на свет также изображается необычно в буддийском искусстве: Шакьямуни как бы отделяется от бока Майядевы.

Изображение рождения Будды из бока его матери

При этом только что родившийся Готама тут же сделал «семь шагов». Одновременно с его рождением Будды в миру чудесным образом появились его царские атрибуты, «семь драгоценностей» — Дерево просветления, мать его будущей жены, четыре вазы с сокровищами, его белый слон и т.п.

Будда-младенец. Вьетнам. Начало XX века. Дерево, лак, резьба, позолота. Высота 46 см. Государственный музей искусства народов Востока

На своём теле ребёнок имел 32 отличительных знака (лакшана), которые свидетельствовали, что ему суждено стать либо «просветлённым» (буддой), либо идеальным царём (чакравартином). Старец-отшельник Асита, спустившийся с Гималаев, в столицу, где правил Шуддходана, совершил у ног младенца жертвоприношение, а затем трижды обойдя его, поднял на руки и обнаружил 32 лакшана.

Отпечатки ног Будды, на которых изображены колеса чакры, пальцы одинаковой длины

В их число входят, например: изображения колёс с тысячью спиц на подошвах; длинные пальцы рук и ног; их мягкость и нежность; бронзовый цвет лица; каждый волосок на теле заворачивается направо, образуя маленький завиток; родимое пятно между бровей; глубокая синева глаз; пропорции соответствуют симметрии дерева баньян (длина тела равна размаху рук, а размах рук равен высоте); стоя и не нагибаясь может достать и потереть свои колени любой рукой; сорок ровных зубов, растущих без промежутков; кожа настолько гладкая, что на ней не держится пыль; семь выпуклых поверхностей на теле; передняя часть тела подобна львиной и т.д. Тогда-то мальчика и нарекли Сиддхартхой Готамой, его родовым именем, где имя «Сиддхартха» означало «Полностью Достигший Цели». Все признаки, найденные Аситой, впоследствии учитывались скульпторами и художниками.

Колесо чакры с тысячью спиц на ладони Будды

Отец Шакьямуни желал видеть в сыне царя и потому избрал для него удел чакравартина. Шуддходана обеспечил принцу самое лучшее образование и постарался оградить его от тёмной стороны жизни. Готама Шакьямуни жил в собственном дворце, где проводил счастливые, не омрачаемые никакими бедами дни. Его окружали молодые друзья, красивые и здоровые слуги. Готама женился и сам уже готовился стать отцом, когда случилось то, чего больше всего опасался Шуддходана.

Будда Сонг Крыанг. Таиланд, Банкгок. Середина XIX в. Бронза, лак, сусальное золото, литье, гравировка, инкрустация кусочками зеркала. Высота 59 см. Государственный музей искусства народов Востока

Однажды принц выехал на прогулку в город и встретил четырёх людей, которые перевернули его взгляды на мир и надолго лишили покоя. Вначале Готама увидел дряхлого старика и когда спросил, что с ним произошло, то ему ответили, что здесь, якобы, нет ничего страшного: к такому состоянию приходят все люди, независимо от происхождения, ума или красоты. Потом Шакьямуни встретился больной и он узнал, что никто в мире не застрахован от недугов, которые способны превратить жизнь в сущий ад. Третьей неожиданностью оказались похороны: впервые царевич созерцал мёртвое тело, которое покинула душа... Последним перед Готамой предстал изнурённый аскет, ограничивавший себя в одежде, еде, питье и прочих человеческих потребностях.

Четыре сцены из жизни Будды: «Рождение будущего Будды под древом инджин» (вверху слева); «Принц Готама натягивает тетиву» (вверху справа), «Сцена свадьбы» (внизу справа); «Выезда принца Готамы из дворца» (внизу слева). Мьянма, Паган. 1960-е годы. Бамбук, лак, плетение, гравировка. 65x65 см. Государственный музей искусства народов Востока

В глубокой печали возвратился Готама в свой дворец. Первые три встречи показали царевичу изменчивость круговорота бытия (сансары), а поведение аскета заставило задуматься о возможности освобождения от него. Шакьямуни понял, что сделавшись после смерти отца полновластным царём, он будет вынужден навсегда проститься со своей свободой и потому, дождавшись рождения сына, в ту же ночь бежал из дворца, завещав престол наследнику.

Выполнив долг перед обществом, Шакьямуни начал изучать доступные тогда практики работы над собой. Он становился послушником то одного, то другого отшельника, прилежно исполняя их наставления. Высшей ценностью в глазах аскетов считалось умерщвление плоти. Они состязались друг с другом в умении не чувствовать, не видеть, не слышать. Частым явлением была смерть от самоистязаний. Будда быстро постиг приёмы аскезы, перебрал множество учителей, но так и не нашёл способа освободиться от изменчивости бытия. Зато он пришёл к твёрдому убеждению, что изнурение плоти не приближает к истине. Существует традиционное изображение Готамы Будды в виде истощенного аскета в лохмотьях, предающегося медитации, в стиле Гандхары, I-IV вв., ярко демонстрирующего влияние греческого искусства.

Готама Будда в виде аскета, стиль Гандхары, влияние греческого искусства

Согласно преданию, к дереву, под которым сидел Готама, подошла девушка, и предложила ему в чаше еды. Он принял чашу, искупался в реке и поел. Это была его единственная трапеза за 49 дней аскезы. Тогда он пустил чашу по течению реки со словами: «Если я сегодня смогу стать Буддой, пусть эта чаша поплывет против течения реки, если же нет — вниз по течению». Чаша доплыла до середины реки, а потом, подобно резвому скакуну понеслась вверх по течению, скрывшись из глаз. Так Готама осознал ложность пути аскезы.

Шаг за шагом Будда нащупывал собственный путь, названный им потом «срединным» и, в итоге, уединился в глухом лесу под Урувилвой.
Чтобы добиться просветления Будда решил сесть у подножия смоковницы, получившей в дальнейшем название дерева бодхи и не вставать, пока не получит желаемого. Здесь он вступил в битву с демоном Марой и его полчищами, препятствующими людям познать истину. Не смотря на их ухищрения, Шакьямуни достиг состояния просветлённости и действительно стал Буддой, «Пробуждённым». Это произошло на 49-й день подвига в возрасте 35 лет. В таиландском стиле Лопбури и индийском Гандхара распространено его изображение с жестом«бхумиспарша», когда правая рука, положенная ладонью на колено, касается пальцами земли.

Будда Марависай (Победитель Мары) с мудрой «бхумиспарша». Таиланд, Бангкок. Середина XIX в. Бронза, лак, сусальное золото, литьё, гравировка, инкрустация кусочками зеркала. Высота 64 см. Государственный музей искусства народов Востока

Жест (мудра) бхумиспарша напоминает о том моменте, когда в ответ на вопрос Мары, чем Будда может подтвердить, что находится в состоянии просветлённости, Готама призвал в свидетели саму Землю, породившую всех существ, обитающих на ней. Мудра бхумиспарша символизирует окончательную победу над Марой.

Суть «срединного пути», открытого Буддой состояла в том, что никакое внешнее механическое действие, каким бы успешным или благородным оно ни казалось, не может освободить человека от закона причин и следствий (кармы), ведущего ко всё новым и новым перерождениям в разных мирах. Начало пробуждения лежит в сознательном отношении к происходящему, которое с одной стороны избавляет от привязанности к чувственным вещам, а с другой — не зависит от самоумерщвления. Последнее даже напротив, ввергает человека в ещё более тяжкие искушения. Как говорил сам Будда, его путь «рождает понимание, открывает глаза». Чтобы следовать по нему, нужно избегать крайностей, быть бдительным и осторожным, задумываться над всеми сторонами собственной жизни, неустанно работая над собой, согласно методам, которые Будда передал затем своим ученикам.

Но прежде чем приступить к проповеди своего учения (дхармы), Будда долго колебался: смогут ли люди правильно понять его, захотят ли следовать по пути спасения? Согласно Винае (своду правил поведения буддийского монаха), Будда четыре недели оставался у дерева бодхи, где размышлял о Цепи Причинности. Один из моментов этого раздумья отражает сюжет, где Будда запечатлён сидящим на свернувшемся кольцами огромном семиголовом змее Наге, а тот распустил над ним капюшон (напоминающий капюшон кобры), чтобы оградить Просветлённого от бури и дождя. Здесь руки Готамы сложены в мудру дхьяна, которая символизирует сосредоточенное размышление. По легенде, к сомневающемуся Будде спустился сам бог Брахма, один из трех богов индуистского пантеона (тримурти), создатель вселенных, и стал уговаривать его начать проповедь своего учения. Оно длилось столько же дней, сколько подвиг, приведший к просветлению.

Будда под деревом бодхи

В итоге Будда принял решение проповедывать дхарму. Он увидел в людях нечто, что позволяет им надеяться на спасение от колеса сансары, Будда поверил в их способность постигнуть дхарму во всей полноте, так же как это удалось ему.

В отличие от индусских жрецов (брахманов), Будда учил, что спасение доступно не только для членов высших варн (каст), но и для любого способного следовать по срединному пути. Происхождение, пол или возраст не играют решительной роли. Все внешние условия важны лишь, поскольку они осознаются человеком. В итоге, однако, последователь Будды должен был осознать всю свою жизнь как единое целое, не теряя связи ни с какой её частью и ничего не упустив из вида. Он должен был увидеть её такой, какова она на самом деле, а не представляется воображению или другим людям. Такой предельный для человеческой психики опыт и называется состоянием пробуждённости. Совокупность духовных практик, с помощью которых происходит «пробуждение» обозначалась одним словом матрика. Неслучайно популярный фантастический фильм, где герои борются со сном, охватившим человечество в будущем, называется очень похоже — «Матрица» (мейтрикс по-английски).

Свою первую проповедь Будда произнёс в парке Ришипатана близ Бенареса для пяти своих бывших товарищей-аскетов, которые стали его первыми учениками. Монахи сначала не хотели разговаривать с ним, считая, что Будда проявил слабость, отказавшись от аскезы. Но понемногу они склонились к нему и стали слушать. Эта Бенаресская проповедь, получившая свое название по месту, где Будда впервые сформулировал основы своего учения, стала называться «первым поворотом колеса учения».

В зависимости от состояния и способностей слушателей, Шакьямуни проповедывал разные по сложности (но единые по сути) дхармы. Считается, что он совершил «три поворота колеса учения», проповедуя «малый» и «большой пути спасения» (хинаяну и махаяну). Постепенно его последователи составили многочисленную сангху (буддийскую общину), которая распространилась в странах Индии, Тибета, в Средней и Юго-восточной Азии, Китае, Японии.

Ананда, один из наиболее почитаемых учеников Будды. Вьетнам. Конец XIX в. Дерево, лак, резьба, позолота. Высота 59 см. Государственный музей искусства народов Востока

Почти сорок четыре года учительствовал Будда. На восьмидесятом году жизни, когда уже телесная слабость давала о себе знать, Будда пришел со своими учениками в местечко Кушинагар, недалеко от современной границы Индии с Непалом. Здесь, попробовав угощение бедного кузнеца Чунды, Будда оставил свое земное воплощение, достигнув Махапаринирваны — высшего состояния нирваны, бесконечного покоя и счастья. Само понятие «нирвана», буквально означает «угасание, прекращение». Об этом высшем для человека состоянии невозможно сказать почти ничего определённого, кроме того, что оно полностью противоположно страданиям сансары и означает устранение всех кармических связей, которые привязывают душу человека к колесу перерождений. Буддисты считают, что нирваны можно достичь и при жизни, но полностью она доступна лишь после смерти.

Будда нат бан. Вьетнам. XVIII в. Дерево, лак, резьба, позолота. Высота 55 см. Государственный музей искусства народов Востока

Во всех странах, где распространилась сангха, изображения Будды имеют свои местные особенности, хотя есть много общих черт, по которым всегда можно определить, что перед нами Просветлённый. Кроме перечисленных 32 лакшанов (иногда их насчитывают 80), такими чертами являются асаны (позы), в которых изображён Будда, и мудры, в которые сложены его руки. Существует не менее 40 их сочетаний.

Кроме мудр бхумиспарша и дхьяна, основными являются: варада — обещание дара или милости (опущенная рука обращена ладонью вперёд); абхайя — «защита», «покровительство страждущим», где вперёд обращена ладонь, поднятая на уровень плеча (она придаётся стоящим фигурам); дхармачакра — «вращение колеса учения (или закона)», где обе руки подняты на уровень груди с большим и указательными пальцами, соединёнными в форме кольца, причём правая ладонь отвёрнута от себя, а левая к себе; намаскар символизирует преданность и молитву; тарпана — почтение; ваджра (или ваджраханкара) — высшая и вечная, запястья перекрещены на груди, в одной руке ваджра (скипетр прочности и неуничтожимости), в другой — колокольчик; кшепана — кропление амритой (напитком бессмертия), два указательных пальца опущены в священную вазу с амритой.

Мудры:

а) дхьяна
б) дхармачакра
в) бхумиспарша
г) намаскар
д) варада
е) абхайя
ж) тарпана
з) ваджра (ваджраханкара)
и) кшепана

23 апреля 2011 г.
Комментарии