МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Мерная икона — для тебя, лично

Мерная икона — для тебя, лично

Специально для «ФЦ» иконописец Федор Пирвиц

«Девочки, Андрюшка мой что-то капризничает, что делать? Может, мерную икону ему заказать?» — такие забавные разговоры встречаются на некоторых женских форумах, где общаются молодые мамы. Перед тем, как подробно рассказать, что же такое мерная икона, сначала вспомним азы иконоведения.

Икона в доме

Икона — неотъемлемая часть православной традиции, без нее трудно представить православный храм, но также и дом верующего человека. Вот уже тысячу лет существует в России традиция иконопочитания и иконописания, за это время создано множество замечательных икон, уж не говоря о произведениях всем известных Андрея Рублева и Дионисия. В настоящее время церковные традиции возрождаются, и есть немало искусных мастеров, создающих иконописные образы в соответствии с древними канонами. Они пишут иконы не только для храмов, но и для домашнего употребления. Сегодня все больше людей хотят приобрести икону для себя и для своего дома. Однако современный человек не всегда понимает, зачем нужны иконы в доме, какие они бывают, для каких случаев предназначаются, что конкретно на них изображается и вообще, как с ними обращаются.

Мерная икона святой благоверный князь Глеб. Написана в 2008. Размер 54 X 27 см

Общеизвестно, что икона — это не только предмет для украшения интерьера, но и священный образ, он освящает дом, несет благословение семье и каждому ее члену. В древности было так: рождался человек или умирал, вступал в брак или принимал монашеский постриг, отправлялся в дальний путь или начинал какое-либо дело — его сопровождал священный образ: икона Спасителя, Богородицы или какого-то святого. В каждом доме — от простой крестьянской избы до царского дворца — всегда были иконы. Их передавали из рода в род, из поколения в поколение, с ними были связаны семейные предания и традиции.

Как правило, иконы размещались в красном углу — обычно это восточная, самая светлая сторона горницы, так как издревле христиане молились лицом на восток, откуда восходит солнце, потому что Христа именовали «солнцем правды», принесшим свет спасения. Православные храмы до сих пор строят алтарем на восток. Угол назывался красным, от славянского слова «красивый», «украшенный». Само же название «горница», которым именовалась главная комната в доме, происходит от слова «горний» — вышний, небесный. Именно в горнице ставили иконы, и это символизировало, что в доме есть некий центр, святое место.

Иконы обычно не вешали как картины на стену, их принято было ставить на специальную полочку или помещать в киоте, по-славянски называемом божницей. Обычно это застекленный ящичек или узкий шкафчик с несколькими полочками. В древности под образа стелили полотенце из домотканого холста, украшенное на концах вышивкой.

Интерьер церкви св. Иоанна Богослова. Уникальная цветная фотография 1911 года. Если приглядеться, то на снимке видно очень трогательное использование разнообразных тряпочек и полотенец в оформлении церковного интерьера. К сожалению, до наших дней эта традиция дошла в усеченном виде.

Помимо икон в красном углу могут храниться Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве, а также туда кладут всякие святыньки: сосуд со святой водой, веточки вербы, лампадное масло, ладан, свечи. Во время молитвы или в праздники перед иконами зажигают лампаду или свечу. Пламя, стремящееся вверх, — символ молитвы, горения души к Богу.

В сочинении «Домострой», созданном в XVI веке, читаем: «Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте».

Средневековые методы консервации и реставрации икон могут нашему современнику показаться варварством (так, металлические оклады натирались мелом, а живописную поверхность икон могли драить щеткой!), но над древними образами так не тряслись, как сегодня в музеях, их подновляли и, в случае ветхости, просто заменяли новыми.

Какие иконы могут быть в доме

Прежде всего, образ Господа Иисуса Христа. Это главная икона в храме, по идее, она главная и в доме, так как Иисус Христос — Сын Божий и Спаситель мира есть центр христианской жизни, а Его воплощение, страдания, смерть и Воскресение составляет суть православной веры. В домашнем иконостасе, как правило, ставят икону Спаса-Вседержителя или Нерукотворный Образ, но могут быть и другие иконографические изводы.

Христос Милосердный Мозаическая икона. 74.5 × 52.5 см. Первая половина XII в., Византия

Второй по значимости образ — Пресвятой Богородицы. Через Нее Иисус Христос явился в мир, и потому Божья Матерь почитается православными во всем мире как Заступница и Помощница. Икон Богородицы огромное количество, в церковном календаре их отмечено более четырехсот. Наиболее чтимые иконы в России — Владимирская, Казанская, Тихвинская, Всех скорбящих радосте, Взыскание погибших и др. Многие из богородичных икон прославились как чудотворные, многие были участницами великих исторических событий. В вашем доме может появиться образ, который будет связан с историей именно вашей семьи, и какая-то из икон может стать покровительницей вашего рода.

Иконы Спасителя и Богородицы составляют т.н. венчальную пару, ими благословляются молодожены — в доме родителей и в церкви. Нередко именно эти образы становились основой домашнего иконостаса вновь образованной семьи, благословением дома и его главной святыней, а затем передавались как благословение детям и внукам.

В православной традиции широко распространено почитание святых, и потому в домашнем иконостасе также присутствуют иконы с их изображениями. Широко распространены образы свв. Николая Мирликийского (Чудотворца), Серафима Саровского, Иоанна Крестителя, Сергия Радонежского и почитаемых святых той местности, где живет заказчик икон. Также в доме могут быть не только иконы чтимых святых, но и так называемые именные иконы (по-славянски — тезоименные), то есть, образы святых, в честь которых названы члены семьи. Если эти святые помещаются на одной иконе, икона называется семейной. Впрочем, семейной иконой может быть любой образ, связанный с историей семьи, покровительствующей данному дому или роду. В домашнем иконостасе также вполне может быть крест — Распятие, как иконописное, так и рельефное.

Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими», необычной формы. Cтарообрядческое литьё: медный сплав, серебрение, эмаль. Вторая половина XIX в. 22.1 × 14.1 × 0.4 см

Если вы хотите иметь изображение святого, то в первую очередь это должен быть образ вашего святого покровителя. Знаете ли вы вашего святого покровителя? А кто является небесным патроном ваших детей? В древности имена детям давали в соответствии с церковным календарем, в котором на каждый день приходится память какого-то святого. Согласно церковной традиции, когда рождается младенец, имя нарекается в восьмой день после его рождения, по примеру Спасителя, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении, что восходит еще к закону, данному в Ветхом Завете. Правда, в России этот обычай соблюдался далеко не везде и не всегда. В любом случае, ребенку давали имя святого, который с этого времени считался его небесным покровителем. И поэтому именины — день памяти святого покровителя праздновался более чем день рождения человека.

Мерная икона

В последнее время стали достаточно известными так называемые «мерные» иконы. Что это такое? Мерная икона — это образ святого, написанный в размер (в меру) роста новорожденного. Первые упоминания о мерных иконах дошли до нас с XVI века. Самой ранней из них считается мерная икона с изображением преподобного Иоанна Лествичника. Историк Иван Забелин, описывая домашний быт русских царей, отмечал: «Первым, самым неотменным делом при рождении ребенка была особенная забота смерить долготу его роста и широту его объема, дабы по этой мере написать икону Ангела новорожденного, в „меру рождения дитяти“. Такие иконы обыкновенно поручали писать самым искусным иконописцам». Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали ее иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя. В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанн Лествичник», написанная в 1554 году, в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Так что по этой иконе можно определить габариты царевича при рождении.

В XVII веке новая династия Дома Романовых также поддержала благочестивую традицию. Сохранились мерные иконы сыновей царя Михаила Феодоровича — Алексея, Ивана и Василия. Первый из них впоследствии сам стал царем Алексеем Тишайшим. На его мерной иконе изображен святой Алексей Человек Божий, а у его брата — св. Иоанн Белоградский.

«Пресвятая Троица и святой Иоанн Белоградский, мерная икона в золоченом окладе. 1633 г.

Следует признать, что эта традиция в России не была широко распространенной, как думают многие. Мерную икону писали практически только для новорожденных членов царской семьи в XVI-XVII вв., начиная от Ивана Грозного и до Петра I, после которого этот обычай сошел на нет.

В настоящее время традиция мерных икон стихийно возрождается, и это достаточно любопытный пример адаптации старинного обычая знати в новых условиях. Подчас эта традиция принимает гротескные, или же очень трогательные формы, в зависимости от мотивации занимающихся этим людей. Следует все-таки напомнить, что мерная икона — не магический амулет, заряженный «на счастье», а священный образ, и относиться к ней надо соответственно.

Св. Елена. Мерная икона из бересты, сделана в г. Новосибирск. Удивляет выбор материала, ведь береста — не самый долговечный материал, и со временем может достаточно сильно деформироваться...

Писанные и печатные иконы

Часто возникает вопрос о том, какие иконы предпочесть для дома: печатные или писаные. Сегодня широко развита индустрия создания икон при помощи самых разнообразных технологий — от обычной полиграфии до шелкографии. Изготовленные механическим способом иконы дешевы и доступны, но в них не вложена душа иконописца, в них нет молитвенного тепла, они лишь мертвая копия живого образа. И хотя эти репродукции воспроизводят подчас великие образцы, все же писаная икона для православного человека предпочтительней. В ней отражена вся структура мира: традиционно икона пишется на доске, покрытой левкасом, состоящим из мела и рыбьего клея, натуральными пигментами, которые трут вручную из минералов, глин и даже моллюсков, краски разводят на яйце, вине. Таким образом, в создании икон участвует вся природа — органическая и неорганическая.

Раньше, писаный образ был в каждой семье, даже в самой бедной. Люди, собирая порой последние деньги, стремились заказать лучшему иконописцу образ, который становился семейной святыней и передавался по наследству, объединяя поколения. Писаный образ всегда индивидуален и неповторим, эксклюзивен, отражает не только душу и руку мастера, его создавшего, но душу и волю заказчика. При соблюдении традиционной технологии писаная икона намного прочней бумажной репродукции, прочней созданной в технике шелкографии или иными механическими средствами. Это подтверждено практикой: до нас дошли иконы, написанные в XII, XV, XVII веках. И многие из них, словно вчера написаны, их краски также свежи, как много веков назад. Правда, древние иконы часто темнели, причем настолько, что образ невозможно было разглядеть, однако темнеет обычно не сама икона, а лак (олифа), которой покрывали образ как защитным слоем. Олифа очень гигроскопична и вбирает в себя копоть и грязь, потому и становится черной. Сегодня, реставраторы научились снимать слой олифы, не повреждая самого изображения. Такие иконы мы видим в основном в музеях, а во многих храмах древние иконы по-прежнему стоят темные. Современные иконописцы, учитывая негативные свойства олифы, используют новые, более прочные лаки, стойкие к воздействию внешней среды. Во всем остальном иконописная практика стремится сохранить древние технологии, которые способствуют тому, что писаная икона хранится веками. Если вы закажите такую икону, будьте уверены, что она переживет не только вас, но и ваших детей, внуков, правнуков и праправнуков.

28 мая 2012 г.
Комментарии