МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

«Романовские письма». Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX веков

«Романовские письма». Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX веков

«Письма» — это не почта, а школа письма, школа написания икон. Староверы из нынешнего Тутаева, некогда Романова-Борисоглебска, придерживались слова «письма», когда речь заходила об определении названия икон. Впрочем, до конца позапрошлого столетия ни искусствоведы, ни коллекционеры этими работами не интересовались. Но сейчас интерес к «Романовскому письму» огромен.

31 мая 2013 года в Москве, в выставочных залах Академии художеств на Пречистенке 19 открылась выставка «Романовские письма». Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX веков из музейных и частных собраний». Выставка посвящена духовной культуре и искусству иконописцев-староверов, живших во второй половине XVIII-XIX веках в небольшом городке Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) Ярославской губернии. Монографическая выставка, специально посвященная исключительной красоты феномену «романовской иконы», в Москве экспонируется впервые. На выставке представлено около 70 икон и 20 иконных образцов из музейных, церковных и частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Череповца. После первого дореволюционного открытия «романовских писем» академиком Н.П. Лихачевым и почти вековой полосы забвения с единственным упоминанием в каталоге В.И. Антоновой 1966 года, научный интерес к «романовским письмам» возродился только в 1990-2000-е годы. Благодаря публикациям сотрудницы ГИМ З.П. Морозовой подписных и датированных листов иконных образцов, стали известны имена мастеров-романовцев Архиповских, Расоловых, Ф. Калашникова, Д. Козлинского, И. Бучина, Ф. Лимонова, особенности их творческого почерка, личные и деловые связи. К теме романовской иконы обратились сотрудники крупных столичных музеев: Н.В. Пивоварова, И.В. Сосновцева, Л.П. Тарасенко, Л.А. Корнюкова. Н.И. Комашко атрибутировала иконы «романовских писем» в зарубежных частных собраниях, галереях и на мировых аукционах. Детальному анализу авторской манеры Максима Архиповского посвящены статьи Т.В. Котрелевой. И.Л. Бусева-Давыдова в монографии о «невьянской иконе» предложила убедительную концепцию о непосредственном влиянии «романовских писем» на иконопись горнозаводского Урала. С 1990-х годов изучение «романовских писем» велось и в ярославской провинции: работы И.П. Болотцевой, Е.Е. Скворцовой, Л.Л. Полушкиной. И.Л. Хохловой изучена большая группа романовских икон в собрании Рыбинского музея. Надолго забытые, во многом утраченные, рассеянные по всему миру романовские иконы впервые были собраны вместе на выставке лишь в 2010 году в стенах Рыбинского музея-заповедника. В 2012 году вышла в свет книга автора-составителя И.Л. Хохловой «Иконы „романовских писем“. Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли» — плод усилий 15 авторов, в том числе из крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга. В книгу включено 106 икон, в ней есть сведения о 32 иконописцах-романовцах. Расцвет иконописания в Романове-Борисоглебске пришелся на конец XVIII-первую треть XIX cтолетий. Этим временем датируются почти все иконы на выставке. Мастера-старообрядцы бережно хранили и передавали по наследству коллекции еще дедовских прорисей с икон — контурных рисунков сюжетов. Будучи творческой кухней изографов и важным исследовательским материалом, ряд прорисей и репродукций с них представлен на выставке. Феномен «романовской иконы» заключается в том, что среди засилья в церковном искусстве России этого периода европеизированных картин и отхода от канонов, романовским иконописцам удалось возродить достижения ярославских, костромских и царских мастеров XVII века, претворив их в узнаваемый стилевой сплав. Роль «романовской иконы» в русской иконописи Синодального периода столь же велика, как и роль знаменитых палехских писем. На настоящий момент известны пять икон, подписанных ведущим романовским мастером Максимом Федоровичем Архиповским-Агаповым (1784-1845). На выставке можно видеть шедевры его кисти: «Священномученик Афиноген, в житии» 1824 года из храма святителя Николая в Толмачах, «Иоанн Богослов в молчании» около 1826 года и «Благовещение» начала XIX века из собрания И.В. Арсеньева, «Архангел Михаил, святитель Леонтий Ростовский и преподобный Иоанн Кущник» 1830-х годов из собрания Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Икона Дмитрия Михайловича Козлинского «Спас Нерукотворный, с избранными святыми на полях» первой трети XIX века из собрания А.В. Анисимовой также представлена на выставке. Пример долгой жизни романовской традиции письма на выставке — икона Богоматери «Прибавление ума» 1888 года с подписью Алексея Ивановича Захарикова из собрания Ярославского музея-заповедника. Однако большинство икон на выставке не имеют ни подписей мастеров и авторских датировок, ни даже подчас свидетельств их написания в Романове-Борисоглебске. Но всех их объединяет стилевая близость к известным бесспорным эталонам. Романовские иконы, в основном, предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей этого элитарно-рафинированного письма. Уровень его чрезвычайно высок и по сей день поражает самых искушенных знатоков иконописи. Характерны: виртуозность сугубо традиционного конструктивного рисунка, приверженность к четкой геометрии форм сияний и архитектуры, требующая безошибочной точности руки, отточенность всех приемов письма, доходящая даже до некоторой маньеристичности. Увлечение тонкой разделкой золотых тронов, сосудов и картушей «под гравюру», обилие цветных лаков, оторочка одежд мельчайшими белильными перлами придают драгоценность облику этих икон. Миниатюрность высококлассного письма при отсутствии дробности, теплота колорита с вариациями травянистой зелени, малиновых, нежно-розовых тонов с золотопробельным письмом по-барочному взвихренных складок, «процветшие» горки, полнокровная растительная орнаментика, придающие мажорное звучание образу — составляют «портретные» черты аристократической романовской традиции. Выставка призвана рассеять пелену забвения этой самобытной традиции, имеющей общероссийское значение. Тема вообще представляет большой научный и общекультурный интерес, выходящий за рамки регионального, так как речь идет о научном признании самостоятельного иконописного центра.
Научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника, автор концепции выставки И.Л. Хохлова

Спас Вседержитель (Романов-Борисоглебский). Вторая половина XIX века.Богоматерь Прибавление ума с архангелом Михаилом и мучеником Вонифатием. 1888г.Богородица «Не рыдай Мене Мати» с предстоящими святыми преподобным Василием Новым и мученицей Мариной.Первая половина XIX века.Святой пророк Иоанн Предтеча. Последняя треть XVIII века.Богоматерь Владимирская с предстоящими преподобной Анастасией и Ксенией на полях.Конец XVIII века.Спас Вседержитель.Первая половина XIX века.Святитель Николай Мирликийский, Чудотворец с Христом и Богоматерью на облаках.1770-е гг.Богоматерь Боголюбская.Конец XVIII — начало XIX вв.

Выставка открыта для посещения c 1 июня по 11 августа 2013 года. Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19) 18 июня 2013 года в 16:00 экскурсию по экспозиции проведет куратор выставки Ирина Хохлова, старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника, исследователь старообрядческой иконописи. Вход свободный.

16 июня 2013 г.
Комментарии