Евгений Гришковец
«В моей жизни был страшный момент, когда ради своей семьи я был готов отказаться от самого дорого, что у меня было, и приготовился доживать свой век несчастливым», — признался однажды известный актер, режиссер и писатель Евгений Гришковец. Это были трудные девяностые, и у Гришковца уже были жена и ребенок, которые жили впроголодь, пока он занимался театром.
Сейчас в это трудно поверить, но блестящий актер Гришковец долгое время считал себя профнепригодным для актерской профессии из-за картавости. А знаменитый писатель Гришковец в школе очень страдал от дисграфии. Он делал чудовищное количество ошибок, но с этим ничего нельзя было поделать. В 17 лет Евгений приехал из родного Кемерова в Томск, где случайно попал в студию пантомимы. Тогда он и понял, что хочет заниматься сценическим искусством. «Я увидел на сцене людей, которые делали что-то такое, от чего я был абсолютно счастлив. Все мои планы изменились, я понял, что хочу заниматься искусством», — вспоминает он.
Несмотря на тягу к творчеству, Евгений Гришковец поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета, и после первого курса был призван на службу. «Я служил на флоте, попал в очень суровое место — на знаменитый остров Русский, который в 90-м году прославился тем, что там от дистрофии и голода умерли курсанты», — рассказал драматург. Воспоминания о службе легли в основу будущего спектакля Гришковца «Как я съел собаку».
В 1990-м году Евгений уехал за границу. Это была его первая зарубежная поездка, билеты ему оплатили родители. «К решению эмигрировать меня подтолкнули иллюзии, что за границей все очень хорошо, все сделано для человека. А еще и то, что происходило в нашей стране, безденежье, отсутствие видимых перспектив», — признался он. В Берлине Гришковец занимался тем, что стоял на улице в виде живого памятника. Тут ему и пригодился опыт пантомимы. Но когда молодой человек уже закрепился в Германии, он понял, что пора возвращаться на родину. «Со временем я осознал, что просто побираюсь, это форма просить милостыню. Я понял, что вся дальнейшая моя жизнь за границей будет связана только с суетой и выживанием. И я никогда не смогу делать то, что хочу. Я мечтал играть на сцене для своих современников и соотечественников», — рассказал писатель.
После возвращения в Россию Гришковец женился. Его избранницей стала его однокурсница Елена, с которой он встречался еще до своего отъезда из страны. Свадьбу сыграли в бывшей столовой политехнического института, а потом в том же здании Евгений создал театр «Ложа».
В конце 90-х Гришковец принял решение уехать из Кемерова в Калининград, сделал он это «исключительно из творческих соображений»: «Я был в состоянии глубокого творческого кризиса, не понимал, как можно дальше развивать этот театр. Тогда я стал работать как профессиональный автор, писатель, драматург».
Евгению было 32 года, когда он, наконец, решил смириться с тем, что не справился: не смог превратить свое призвание в дело, которым мог бы зарабатывать. Он уже подал документы в МГУ на юридический факультет, чтобы в будущем стать адвокатом, когда вдруг на всю Москву прогремел его знаменитый спектакль «Как я съел собаку», с которым он приехал из Калининграда. «На тот момент я считал себя абсолютно одиноким, никому не известным, не удавшимся человеком, который решил распрощаться с профессией», — вспоминает Гришковец. Но успех спектакля моментально вывел актера и драматурга на профессиональную сцену высочайшего уровня и обеспечил ему всенародную славу.
(из программы судьба человека с Борисом Корчевниковым)