Кто такой Соломон Нортап
В 1853 году вышла и тут же стала бестселлером книга «12 лет рабства», содержавшая отчет Соломона Нортапа (рассказанный Дэвиду Уилсону) о том, как в течение 12 лет он был рабом на нескольких луизианских плантациях. Книга воздействовала на читателя на нескольких уровнях. Она открыла до того закрытое окно в повседневную жизнь рабов, показывая, что на самом деле означает принадлежать хозяину, вне зависимости от того, был ли он безжалостным или, напротив, милостивым и великодушным. В то же время, она стала широкомасштабным полотном, иллюстрирующим влияние рабства на мораль и психику всех людей, от рабов до самих плантаторов. И, наконец, в книге рассказывалось о таком вневременном понятии как несокрушимый человеческий дух.
КНИГА
Написанная всего год спустя после того, как Нортап обрел свободу и за девять лет до Гражданской войны, эта книга стала неотъемлемой частью общественной дискуссии о будущем рабства и опровергла заявления рабовладельцев о царящей у них на плантациях идиллии. Нортап сам говорил, что, поделившись своей историей и обнаружив многообразие характеров и позиций внутри плантаторской системы, он хотел рассказать об институте рабства, каким он его видел и знал.
Многие были потрясены тем, что у него хватило смелости не только объяснить, что с ним произошло, но и создать детальный отчет об этом. Великий американский государственный деятель Фредерик Дуглас, который в 1945 году также опубликовал важную автобиографическую книгу о том, как был рожден в рабстве, говорил о Нортапе следующее: «Подумать только! Тридцать лет прожить с надеждами, страхами и стремлениями, присущими каждому, с женой и детьми, ласково зовущими тебя мужем и отцом, в скромном, но все же своем доме... Потом на двенадцать лет ты — имущество, такое же, как мул или лошадь, а обращаются с тобой даже хуже, чем с ними... О, как это страшно! Кровь стынет в жилах, если подумать, что бывает такое».
Несмотря на мощное влияние «12 лет рабства» и его важность как исторического документа, со временем книга практически исчезла: в двадцатом веке она почти не издавалась. Она могла бы окончательно кануть в небытие, если бы не историк Сью Икин, в 1968 году вернувшая к жизни мемуары Нортапа, которые вновь оказались в центре дискуссии о гражданских правах. Икин собрала документы, подтверждавшие, что Нортап действительно существовал, и с ним произошло все, изложенное в мемуарах. С тех пор эта книга заняла свое место среди основополагающих отчетов о рабстве, однако до сих пор ей не удавалось в полной мере стать фактом современного культурного сознания.
Стив МакКуин решил сделать эту историю доступной для аудитории 21 века. «Это универсальная история, и при этом, думаю, крайне актуальная, — считает режиссер. — Посмотрите вокруг и на каждом шагу вы увидите отголоски рабства — оно не исчезло полностью».
12 декабря в прокат выходит фильм «12 лет рабства» снятый Стивом МакКуином по одноименной книге.
АДАПТАЦИЯ ДЛЯ БОЛЬШОГО ЭКРАНА
Для работы над фильмом МакКуин объединил усилия с романистом и сценаристом Джоном Ридли, который превратил мемуары в киносценарий. «Для меня это, прежде всего, одиссея, рассказ о человеке, стремящемся вернуться домой», — говорит Ридли. Они с МакКуином тщательно исследовали американскую рабовладельческую систему с ее громоздкой и жестокой инфраструктурой, изучили экономику хлопководства, из-за которой рабство стало непреложным условием благосостояния Южных штатов, проследили, как условия жизни на плантациях становились все более суровыми, как разлучались семьи. Ридли надеется, что фильм поможет людям не забывать прошлое, без знания которого невозможно строить будущее Америки. Проекту очень помогло, что им заинтересовался Брэд Питт и его компания Plan B: МакКуин считает, что без него фильм бы не состоялся.
ЧИВЕТЕЛЬ ЭДЖИОФОР: СТАТЬ СОЛОМОНОМ НОРТАПОМ
«12 лет рабства» — это история Соломона Нортапа, который, несмотря на все перенесенные им тяготы, не является трагической фигурой. Напротив, ему удается стать личностью, которую не может подчинить или уничтожить даже самое недостойное человеческое поведение. Чиветель Эджиофор достойно принял все трудности, сопряженные с работой над ролью такого масштаба, и полностью погрузился в своего героя.
Эджиофору довелось сыграть самых разных персонажей, от британского иммигранта в «Грязных прелестях» до агента ЦРУ в «Солте», однако никогда еще ему не доводилось быть в центре подобного эпического повествования. Однако как только при обсуждении актеров всплыло имя Эджиофора, МакКуин тут же понял, что тот обладает всеми необходимыми качествами. «С самого начала я знал, что это будет Чиветель — альтернативы ему просто не существовало, — рассказывает режиссер. Я уже давно наблюдал за ним и понимал, что он способен сыграть это роль на высочайшем уровне. Он обладает врожденным благородством, которое приковывает к себе камеру и собирает весь фильм в единое целое. В нем есть порядочность и внутреннее достоинство — как актерское, так и человеческое — и все это он вложил в роль Соломона». Сам Эджиофор говорит, что почувствовал, как бьется сердце его персонажа, как только начал читать о нем. «Впервые прочитав сценарий, а затем книгу, я был подавлен, –признается актер. — Никогда еще мне не доводилось читать или смотреть чего-либо подобного. Конечно же, я знал о рабстве, но очень обобщенно. Благодаря этой истории ты словно оказываешься в голове Соломона и начинаешь понимать, через что он прошел и чему стал свидетелем. Потом это чувство не оставляет: оно проникло в меня до такой степени, что я до сих пор его ощущаю, а это дорогого стоит».
Актер сознавал, что ему предстоят немалые физические, психологические и эмоциональные испытания, и сказал МакКуину, что ему надо подумать, однако вскоре понял, что просто не может отказаться.
Согласившись, Эджиофор незамедлительно принялся за работу над ролью. Он полностью погрузился в исследование этой темы, что привело его на американский Юг. «Книга стала доля меня главным ориентиром, однако прибыв в Луизиану и увидев реальные плантации, где все это происходило, где все сохранилось, как было тогда — от господского дома до хижин рабов — я по-настоящему прочувствовал случившееся. Я разговаривал с людьми о тех временах, и у меня возникло ощущение, что передо мной оживают призраки прошлого», — говорит актер.
В то же время Эджиофор начал думать о жизни Нортапа, когда он был образованным нью-йоркским музыкантом и даже представить не мог себя рабом, несмотря на то, что рабство в Соединенных Штатов преобладало. Актер считает, что Соломон дистанцировался от реальности, от происходившего в других регионах Америки, и в Луизиане ему пришлось признать существование того, что он избегал и пытался игнорировать.
Нортапа продают словно вещь, и он сменяет трех хозяев, причем все они обращаются с ним очень по-разному. Вначале он встречает Уильяма Форда, который, несмотря на принадлежность к рабовладельческой системе, относится к Соломону с уважением и восхищением. Однако именно Форд отдает его Эдвину Эппсу, известному тем, что он «ломает рабов», низводя их до нечеловеческого состояния. Когда Эппс на сезон одалживает Нортапа судье Тернеру, Соломона ждет еще один новый опыт.
В целом, кто бы ни был хозяином Нортапа, ему постоянно напоминали, что он не свободен. По мнению Эджиофора, ему помогала вера в то, что рабство настолько аморально, что оно просто не может существовать вечно.
Все актеры и члены съемочной группы отмечают, что Чиветель проделал гигантский труд, показав всю глубину своего персонажа и то, как он менялся на протяжении этих 12 лет.
ЧИВЕТЕЛЬ ЭДЖИОФОР: ЛИНЧЕВАНИЕ И ПОРКА
В одной сцене Соломона оставляют висеть в петле, а его ноги едва достают земли. Несколько часов он отчаянно борется, чтобы не задохнуться, в то время как рядом весело резвятся на солнце дети. Для Чиветеля Эджиофора этот фрагмент стал самым большим испытанием на пути перевоплощения в его персонажа.
«Это очень сильный момент, показывающий, насколько велика решимость Соломона выжить, — считает Эджиофор. — Он балансирует на краю смерти, но все же держится. Мне потребовалось очень большое физическое усилие, чтобы воссоздать этот эпизод со всеми деталями, о которых повествует Соломон. Было тяжело физически и морально, но я почувствовал, что сумел преодолеть почти 200 лет, отделяющие меня от Соломона, и воссоединиться с ним».
Стив МакКуин говорит, что эта сцена является одной из ключевых в картине, и ему важно было с максимальной точностью воссоздать впечатление, которое она оказала на него в книге. «Мне не интересно шокировать людей — я несу ответственность перед историей, которую рассказываю. Когда мы снимали этот эпизод, на площадки все были очень молчаливы и серьезны, но мы понимали, что это необходимо сделать».
Луизианская жара уже сама по себе помогла Эджиофору войти в состояние Соломона. «Мне кажется, в первый день съемок было 42 — 43 градуса тепла; мы снимали на хлопковом поле, и я просто не понимал, как удастся снимать фильм при такой жаре и полном отсутствии тени, — вспоминает он. — А потом до меня дошло, что это именно то, о чем говорил Соломон и через что он прошел».
Борьба Соломона за выживание достигает кульминации, когда его воля сталкивается с волей жестокого Эдвина Эппса, который не считает Соломона за человека, и тем сильнее его озадачивает и злит его сила духа. Именно поэтому, как считает актер, он стремится уничтожить все свободное и живое, что есть в Соломоне.
Тем временем Нортап сближается с Пэтси, любовницей-рабыней Эппса. «Соломон видит в Пэтси очень глубокую внутреннюю силу и понимает, что нуждается в чем-то подобном. Чтобы выжить, ему нужна такая же отчаянная, агрессивная решимость», — поясняет Эджиофор.
Решимость обоих подвергается жестокому испытанию, когда Эппс заставляет Нортапа выпороть Пэтси за некие проступки в одной из ключевых сцен картины, которая была снята одним планом. В этот момент Соломон понимает, что даже если ему удастся выбраться, он уже никогда не будет прежним. Эджиофор считает, что, вернувшись домой, Соломон уже был совершенно иным человеком, нежели двенадцать лет до того. «Он увидел темную изнанку мира, — говорит актер. — В то же время, его опыт выживания дал ему новую реальность, новый способ общения с миром».
Дмитрий Намычкин для Фамильных ценностей