Лембит Ульфсак
Сегодня эстонскому актеру исполнилось бы 75, он скончался 5 лет назад.
Я бы хотел назвать этот пост «Мой друг Лембит Ульфсак». На самом деле мы дружили очень недолго, на кинофестивале, который проходил в столице одной из республик Закавказья, и было это очень давно. Когда мы встретились, я, конечно, знал Ульфсака по роли Тиля Уленшпигеля у Алова и Наумова, хоть и не был поклонником этого фильма.
Сблизило нас то, что оба мы были «ударены» Тарковским. Лембит присутствовал на таллинских съёмках «Сталкера», знал о планах Тарковского экранизировать «Идиота» и мечтал о роли князя Мышкина. «Не дадут эстонцу»,— сетовал он. Но и русскому Тарковскому не утвердили проект этой экранизации, так и осталась она неосуществлённой мечтой. Тарковский вскоре уехал в Италию на съемки «Ностальгии» и не вернулся. Думаю, сложись обстоятельства иначе, Лембит мог бы привлечь внимание Тарковского: в принципе это был его мужской тип актера.
У Лембита было редкое сочетание романтической мужественности и человеческого обаяния. Он появился, когда эпоха оттепельной романтики кончилась, в советском кино преобладали или фальшивые положительные герои, или герои рефлексирующие, с двойным дном: таких играли Любшин, Кайдановский, Янковский (хотя последний и начинал с романтических героев, как и Ульфсак). Звезда более молодого Абдулова тогда еще не зажглась. И вот именно Ульфсак оказался нужен для роли Тиля.
Да, русские актеры стремились рефлексировать на экране. Лембит тоже этого хотел, думаю, но он был сравнительным новичком и должен был подчиняться режиссерам и своему амплуа (как написано в Википедии, «романтика-чудака»). Да, у него было своеобразное, не-советское, возможно «эстонско-финское» чувство юмора. И это тоже его сразу отличало от русских артистов.
Лембит Ульфсак ценил свои роли в короткометражном фильме Игоря Минаева «Телефон», а также Паганеля (“B поисках капитана Гранта”) и мистера Робертсона («Мэри Поппинс»). Конечно, для него был важен и Тиль Уленшпигель, но он считал, что эта роль не удалась. К его достижениям я бы добавил роли у таких режиссеров, как Пеэтер Симм, Арво Ихо, и, конечно, роль в «Мандаринах» Зазы Урушадзе.
И все равно, мне кажется, что у Лембита Ульфсака был более крупный потенциал. И свои лучшие «амбициозные» роли он — даже на пике карьеры и возраста — так и не сыграл. А сыграл много проходных, в фильмах второго ряда. И это жаль. Это судьба многих одаренных артистов, особенно попавших в период политического и культурного слома эпох. Великого кино на этом сломе не возникло. Возможно, отдушиной для него был театр. Но я об этом знаю только понаслышке.
Андрей Плахов