МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Павел Бегичев, миссионер и проповедник

Павел Бегичев, миссионер и проповедник

История одного Обращения: русский пастор рассказывает о своем пути к Богу.
Специально для «Фамильных Ценностей» Федор Пирвиц.

Пастор Павел Бегичев выглядит как классический американский миссионер в пиджачном костюмчике, с доброжелательной  улыбкой на экспорт. Ему нравятся кока-кола, гамбургеры, дети, в его вселенной побеждает Добро и прочие невыносимые банальности. Но рассказ о своей жизни самого Павла меня как-то очень тронул и заставил понять, что этот расхожий образ мало соответствует реальному человеку. Есть что-то общее во всех историях наших богоискателей. Помимо уникального, личного выбора каждого из них, внимательный взгляд обнаружит некий суммарный портрет эпохи.

Хиппарь по кличке Казя-Базя бесплатно раздает прохожим цветы в Таллине-1990, чтоб потом стать оголтелым патриархийным активистом; монахиня Агния преподавала в Семинарии, а затем  ушла в буддизм; завсегдатай кафе «Сайгон» и любимец женщин поэт Димочка становится катакомбным епископом... Нечто неуловимое, как узор на шкуре дымчатого леопарда, соединяет все эти судьбы.

 

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ПАВЕЛ БЕГИЧЕВ

 - Учился в школе я хорошо, но все школьные фото какие-то неинтересные... Отрочество мое прошло в Тольяттинском клубе юных моряков, который я окончил в звании старшего матроса и с квалификацией рулевого-моториста.

С 13 лет я начал вести жизнь кабацкого музыканта. По тем временам платили сумасшедшие деньги — 10 рублей. Спустя несколько лет, мы с братьями Кузнецовыми создали свой собственный битловский ансамбль. Назывались «Кузнецов-бразерс». Играли почти исключительно битлов. Потом был дуэт «Валенки налево» с Алексеем Курбатовым. Это был авангард с примесью романтическо-бит-балладных композиций, не чуждых рок-н-ролла и блюза. Дуэт наш пользовался бешеной популярностью у множества друзей и знакомых. Мы записали два магнитоальбома на старенький кассетник фирмы Sharp, и просто тащились от собственной крутизны!

Как человек бесконечно наивный, в 14 лет я вступил в ряды ВЛКСМ, и, благодаря своему искреннему желанию изменить мир вокруг к лучшему, быстро прорвался в актив. Был в разных начальниках, но отдельной вехой тех лет была поездка во всероссийский лагерь «Орленок» на так называемый «Сбор-90». В «Орленке» было круто, была первая любовь, были надежды, была дружба и романтика. Эх, да чего вспоминать... Нельзя также не упомянуть о моей театральной деятельности. Театр «Секрет» стал одним из самых светлых воспоминаний моей безбожной юности. Я играл на сцене, таланта особого у меня не оказалось, но я был счастлив и на вторых ролях и в массовках. У нас была отличная труппа. Еще я был театральным композитором, писал музыку к спектаклям. В нашем театре было даже два композитора. Мой друг писал обалденную музыку. Обычно мы делили с ним спектакль пополам. Например, он писал песни отрицательных персонажей, а я — положительных.
Вот мы... что-то играем дуэтом...

Девушки меня не то чтобы любили, но фотографировались со мной.

И так текла моя жизнь до 18 лет...

До тех пор, пока 1 августа 1992 года я не уверовал во Христа. Вот историческое фото. Оно сделано именно в тот день, за 5 часов до моего покаяния.

Итак, первого августа 1992 года я стал христианином. О своем обращении мне говорить нелегко... Что привело меня ко Христу? Так вот сразу и не скажешь. Путь к Нему пролег через три основных этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ РЕЛИГИОЗНОМУ

В начале 90-х за компанию со всей страной я стал интересоваться духовными вопросами, а именно:
1) Вспомнив о том, что меня крестили в детстве в православной церкви, надел крестик и стал соблюдать великий пост.
2) Поскольку жил в г. Тольятти, то увлекся учением Сахаджа-Йоги.
3) Поскольку был битломаном, то интересовался учением Махариши и Прабхупады (это по примеру Харрисона). Мантра «Харе Кришна» еще долго не выветривалась у меня из головы...
4) Поскольку был знаком с некоторыми практикующими «парапсихологами и экстрасенсами», то пробовал гадать, колдовать, вызывать духов, впрочем без успеха. Заколдовать никого не смог... духов не видел... предсказания мои не сбывались...
Такой вот широкий спектр «духовных поисков».

ВТОРОЙ ЭТАП. ВСТРЕЧА СО СЛОВОМ БОЖЬИМ

Библия в то время стоила дорого. В православном храме за Новый Завет просили 50 рублей (при средней ежемесячной зарплате в 120 рублей). Поэтому когда моей маме кто-то по секрету на работе дал адрес немецкой миссии, которая высылает Библии бесплатно, мама (как заядлый книгочей) тут же написала по указанному адресу. Не могла же она пропустить такой шанс — заполучить библиографическую редкость задаром!

И посылка из Германии пришла!!! Правда, в ней лежала только часть Библии — Новый Завет и куча брошюрок, но и это было настоящей ценностью! Я погрузился в чтение Нового Завета не сразу, примерно год он провалялся у меня на полке. Но зато когда открыл его, то уже не смог закрыть... Евангелие произвело в моем разуме эффект разорвавшейся бомбы, я иногда за чтением забывал об обеде! Такого со мной раньше никогда не случалось, чтобы я забыл о еде!!! Чушь!

Но тут было что-то особенное... Без особых доказательств я понял, что Христос — это единственный путь к Богу. Ну просто, Он об этом говорил. Либо Он врал, либо говорил правду. Я предпочел Ему поверить. Я еще не понимал смысла Его страданий, не знал о покаянии, но чувствовал, что хочу быть христианином. Поэтому завязал с параиндуизмом и оккультизмом, в ад не хотелось...

В брошюрках я ничего не понял. Их, кажется, специально пишут таким языком, чтобы никто не догадался о смысле этих слов. Я еще строже стал соблюдать пост. На Пасху я приходил в храм с двумя-тремя куличами и ровно в 12 ночи под крики «Христос воскрес!» съедал куличи. Но радость почему-то не приходила... Я шел домой по ночному Тольятти (троллейбусы уже не ходили) и плакал, с обидой обращаясь к Небу: «Ну почему мне нехорошо?»

У меня в ту пору случилась несчастная любовь. Девушка, в которую я был влюблен, закрутила роман с другим парнем... Я был готов убить их обоих. А тут еще пошатнулось мое убеждение в том, что я сам смогу исправить все свои грехи. Я сделал человеку гадость и не успел попросить у него прощения, он повесился... Мне стало страшно оттого, что этот грех будет висеть на мне всегда. Ведь мириться-то теперь мне не с кем...
Это звучит пафосно, но это правда. В те годы мне казалось, что мои грехи висят на мне тяжким грузом. Словно ты пытаешься выплыть на берег, а течение относит тебя и никак с ним не справиться...

И вот тогда я вплотную приблизился к третьему этапу.

ТРЕТИЙ ЭТАП. ЗНАКОМСТОВО С ЕВАНГЕЛИЕМ И ПОКАЯНИЕ

В ДК, в котором я в ту пору постоянно обретался (ибо в нем располагался наш театр), приехала христианская миссия (американские пятидесятники). У них должно было быть богослужение, и до начала оного они расставляли аппаратуру. Я в ту пору помогал звукооператорам ДК и, соответственно, тоже настраивал «полтинникам» аппарат. Музыкантов среди американцев не было и петь должны были наши тольяттинские полтинники.

Это, доложу вам, был кошмар!
Гитары расстроены, песни на трех блатных аккордах, голоса жуткие... Я вызвался им настроить гитару. Они с благодарностью приняли мою помощь и почему-то приняли меня за своего (называли «брат»). Служение мне понравилось, только песни не понравились. Я не помню проповедей, но помню только одну фразу Христа, которую прочитал проповедник: «Приходящего ко Мне не изгоню вон!»

Мне вдруг стало так хорошо! Дело в том, что за пару месяцев до этого меня выгнали из православного храма, куда я пришел по приглашению моего друга попеть в церковном хоре. А так как я пришел в своем хипповском прикиде (ксивник, хайратник, феньки, длинный хайер), то мне строго выговорили и велели в таком виде больше не приходить. Я не спорил... Я был уверен, что Богу я тоже не нравлюсь. Думал, что для того чтобы к Нему прийти надо сначала стать святым... ну как минимум подстричься...

А тут такое! Оказывается, это люди выгоняют меня, а Христос не прогонит... Я чуть не заплакал от этих слов (а потом уже, когда шел домой и думал об этих словах, то не сдержался и разревелся, как маленький). После служения пятидесятники попросили меня раздать людям Евангелия. Я согласился. За этим занятием и застал меня Рустам. Это был интереснейший человек. Неформал, рокер, студент православной духовной семинарии, которого выгнали оттуда за то, что он стал ходить к баптистам. С Рустамом в курилке ДК мы проболтали около 2 часов... Он объяснил мне Евангелие, почему Христос умер и воскрес. Сказал, что мне надо покаяться и хотел затащить меня в баптистскую церковь, но я не дался. Я сказал, что сам приду, если Бог действительно призывает меня. А надо вам сказать, что найти Дом Молитвы в Тольятти самостоятельно можно было только чудом (карту города тогда было не купить), а я знал только адрес. И все же я церковь нашел. Богослужение меня насмешило... Пели еще хуже, чем полтинники. Проповедники говорили так, что понять ЧТО именно они имели ввиду было невозможно. Кроме того, они так смешно выглядели...
Но все же стояла за этим всем какая-то сила. Я не умею это объяснить, но мне казалось, что где-то тут рядом с этими смешными и не очень образованными людьми живет Бог, Иисус Христос...

Служение кончилось и молодежь познакомилась со мной. После этого я еще пару раз к ним сходил. Проповеди по-прежнему понять было невозможно, за кафедрой проповедники превращались в каких-то оракулов и истолковать их речи было трудно. Зато вне служения и кафедры они оказались милыми людьми, с которыми я беседовал о Боге и понимал, что должен покаяться, но медлил с покаянием... И вот!

Я пошел с друзьями из театра в поход. Взял с собой свой Новый Завет. Было это 1 августа 1992 года. И началось... Вдруг меня охватила ненависть к моей девушке и парню-разлучнику, мне почему-то захотелось ни много, ни мало прямо там их убить. А потом и себя. Блин... Как же мне этого захотелось... Я испугался и убежал от всех. Убежал на гору со смешным названием «Лепешка». Там я упал на колени, открыл Новый Завет и строчки поплыли у меня перед глазами от слез... Я сказал: «Бог! Я не знаю, есть Ты или нет, я не уверен! Но если все, что о Тебе говорят проповедники и написано в Библии — правда! Если Ты можешь что-то сделать с моими грехами, то сделай!»

Время остановилось... Я кричал, выл, катался по земле. Когда я очнулся, уже стемнело...
Утерев слезы и сопли, я пошел к костру. В темноте наткнулся на своего врага (он, видно, отошел пописать). Мелькнула мысль: «Разнимут нас не скоро! Вот удобный случай поквитаться за все!» Но вместо этого я сказал ему: «Слушай! Ты когда-нибудь пробовал молиться? Это так... так... ТАК ЗДОРОВО!». Даже в темноте я увидел, как у него расширились глаза. Он, видимо, решил, что я сошел с ума... А я не мог поверить! Мне вдруг стало легко... Я знал,  не чувствовал, а ЗНАЛ: Бог простил мои грехи. Я прощен! Жизнь начата с чистого листа!

Это описать нельзя. Это надо пережить (я и сейчас пишу это с комком в горле)!
Я вернулся к своим, к костру... Рассказал им, что я теперь баптист! Стал отвечать на вопросы, пересказывать то, что читал в Новом Завете...
Было здорово!

Так я пришел ко Христу. Он простил мои грехи и дал мне вечную жизнь... Это хорошо!
Началась жизнь с Ним. Я начал проповедовать, еще не приняв крещения (это, по-моему, беспрецедентный случай в баптизме, чтобы некрещеного выпустили за кафедру). А не крестили меня, потому что я не бросил курить. Так мне объяснили. Ну, то есть я и сейчас не бросил. По одной простой причине: я и не начинал никогда... Дело было так. Мне сказали: ну как мы узнаем, что ты верующий? Вот если бы ты пил и курил, а потом бросил, тогда понятно... А так не понятно. Жди год!

А зимой уже всем стало понятно, но баптистериев тогда не было, и людей крестили только летом и мне разрешили проповедовать до крещения. Крестился я по вере 4 июля 1993 года (крестил меня Василий Данилович Бондаренко, отсидевший за веру в Бога много лет).

Я влился в молодежь, играл на гитаре во славу Божью; пел, дурачился... Словом, начал жить. Вот фотография, где я наставляю жениха и невесту:

 

P.S. Вот только Рустам покинул Церковь. Молюсь о нем...

В ЦЕРКВИ

В 1994 я приложил руку к созданию новой церкви в Тольятти, где даже был и.о. пастора один год. Фото того времени не сохранились, кроме одного — крещения наших новообращенных. Мы после первого года существования церкви крестили 12 человек. Из них двое братьев и 10 сестер.

Спустя четыре года, я окончил музыкальное училище и поехал в Самару учиться в Библейскую Школу. Это было прекрасное время. Когда обучение близилось к концу, меня в коридоре встретил наш епископ Виктор Семенович Рягузов.

 - Павел, не знаешь ли ты человека, из группы студентов, который хотел бы стать областным благовестником? — спросил он меня.

Я разволновался, ибо уже год втайне молился об этом.
— Знаю! — был мой ответ, и с карабас-барабасовскими интонациями я продолжил: — Этот человек — Я! Я — этот человек!!! — и чуть не заплакал от умиления.

— Отлично — сказал епископ, — переезжай в Самару. Есть тут одна миссия в Москве, которая согласна платить тебе (тут Виктор Семенович назвал сумму, которая мне очень понравилась).

А надо вам сказать, что я на ту пору должен был жениться. Сумму зарплаты я разболтал своей невесте, мы порадовались, поженились и переехали в Самару. Настало время ехать в Москву, устраиваться на работу в миссию. Я поехал, и на конференции узнал, что миссия меня кинула и платить мне не собирается. Горю моему не было предела! В Самаре ни кола, ни двора, с Тольятти попрощались... Весь нехитрый мой скарб уже перевезли в Самару на съемную квартиру, на что жить с молодой женой неизвестно.
С гневом пришел я к епископу (гнев мой можно было понять — все-таки это был первый случай, когда меня кинула христианская организация, я еще не привык... это потом пообвыкся).

Со слезами в голосе я возопил:
— Как же так, Виктор Семенович? Почему они меня обманули?

Епископ посокрушался вместе со мной, достал из кармана сумму, которая равнялась моей предполагаемой зарплате за полгода и передал ее мне.

— Вот! — сказал он — это мне тут американцы передали. А я и так богат, так что вот тебе на жисть!

А надо вам сказать, что Владимир Семенович, как епископ, всегда отличался поразительной заботой о подчиненных. Он мог бы покупать себе новые машины и дома на пожертвования, которые делали лично ему и оставляли на его усмотрение. Но он предпочитал эти деньги раздавать молодым служителям вроде меня, а сам ездил на старых машинах и много лет жил в одном и том же домике, весьма скромном.

— А вообще-то... — задумчиво произнес епископ и одарил меня фразой, которая стала девизом моего дальнейшего служения — Богу не нужна жертва, которая тебе ничего не стоит!

Так я и остался в Самаре на должности областного благовестника. Создали мы христианское просветительское общество «Свет Жизни» и колесили с благовестием по области Самарской...


Проповедь в каком-то ДК

БЛАГОВЕСТИЕ

Первая моя призывная программа благовестия (не люблю я слова «евангелизация») называлась смешно и экстравагантно: «Библия тебе навстречу». В Димитровграде была старая церковь, собиравшаяся в ветхом домике на ул. Фрунзе. В церкви было 10 бабушек, разделенных на 8 враждующих группировок, и один дедушка, который читал Библию при помощи лупы часовщика (этакий глазок, надеваемый на лоб) и поражал слушателей неожиданными толкованиями, вроде такого:
— Вот сказано в Писании, что не прейдет век сей, как вернется Господь наш! А когда век сей заканчивается, братья и сестры??? — тут он делал многозначительную паузу, (а я рискну напомнить, что на дворе стоял 1997 год) — век сей окончится в 1999 году! Так что близко пришествие Господа!
Ну и можно себе представить, каково было приехать миссионером в такой город. Благовестие там всегда шло со скрипом, но мы были молоды и полны сил...

В 2001 году я сделал себе рекламную фотку жутчайшего качества и с щенячьим оптимизмом молодого благовестника стал колесить по просторам Родины с проповедью Евангелия (фото сделано моим другом, пастором челябинской церкви Виталием Соболевым — у него был фотоаппарат ---| в подвале питерского книжного магазина, тайком от продавцов).

Потом было выступление с проповедью на конгрессе благовестников России «Благовестие в XXI веке», организованном миссией «Возрождение». Я тогда наделал шуму, разбил на кафедре шарик для пинг-понга (иллюстрация к проповеди была такая), после чего ко мне подошла суровая украинская делегация и пастор, указывая на меня пальцем, сказал своим молодым проповедникам: «Очень хорошая проповедь! Но! Никогда так в церкви не делайте!» Над смыслом этой фразы я думаю по сей день...

В 2004 году руководство церкви неожиданно вспомнило, что меня избрали на служение 7 лет назад (в 1997 году) и меня рукоположили на служение благовестника с правами пресвитера. Это такая баптистская должность. Ты вроде бы пастор, но вроде бы и выше пастора, потому что у тебя нет своей церкви, а ты можешь ездить по церквам, учить, проповедовать, крестить, бракосочетать, проводить похороны, благословлять детей, рукополагать и т.д. В общем, какие-то апостольские функции, как у Варнавы и Савла (Деян.13:2).

В 2009 я юридически перестал быть баптистом и стал евангеликом. Во Всероссийском Содружестве Евангельских Христиан я отвечаю за богословское образование.
 
В библейской школе при наркологическом центре. 2011

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Мировоззрение мое отнюдь не оригинально. Я христианин. Мой путь со Христом начался в 1992 году. Тогда я, будучи молодым и сбитым с толку кабацким музыкантом, отчаянно вместе со всей страной на заре перестройки искал пути духовного совершенства. Меня бросало из стороны в сторону, от православной аскетики до учения Кришны и Сахаджа-Йоги. Как и большинство моих современников, я верил, что все пути, так или иначе, ведут к Богу. Однако, прочитав Новый Завет, я был очарован любовью Того, Кто умер вместо меня, приняв наказание за мои грехи. Меня всегда учили, что Бог принимает к Себе только тех, кто при жизни стал праведником, совершил массу добрых дел. Я в эту категорию никак не попадал. И вдруг простые и ясные слова Христа: «...приходящего ко Мне не изгоню вон...» (Иоан.6:37) полностью перевернули мое представление о Боге. Оказывается, к Нему можно прийти и, будучи «грязным». Он принимает всякого и очищает его. И тогда вдруг я понял, что к Богу не могут вести все пути. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6) Тогда я подумал: если правы те, кто говорит, что к Богу ведут все дороги, то я ничего не теряю, став христианином, ведь это тоже дорога, да еще и весьма прекрасная! А если прав Христос, и только Он — есть Путь, то, служа иным богам, я теряю всё! Так, начав с довольно трусливой позиции, я пошел за Иисусом. Прошли годы, сегодня я верю Ему уже совсем по другим причинам. Это сложно описать: тут и благодарность Спасителю, и восторг перед искуснейшим Художником, и благоговение перед величием Вседержителя... Конечно, я не знаю ответов на все вопросы и многого в жизни не понимаю. Еще меньше я могу доказать. Но как бы то ни было, жить в этом мире без Христа мне не хочется. И даже если мир таков, как его описывают атеисты, воистину лучше жить в нем, будучи христианином. Если этот земной мир и есть все, что действительно существует, то он никуда не годится. И даже если мир, в котором будет править Христос — выдумка, то эта выдумка гораздо лучше реальности. Мне хочется быть на стороне Иисуса и жить по-христиански. Я буду идти к небесам всю свою жизнь, вряд ли она будет долгой, но это и не большая потеря, если в мире нет Христа. Но все же дерзну заявить, что Он есть! И путь Его по-прежнему открыт для всех, возлюбивших Истину более всего на свете.

15 апреля 2012 г.
Комментарии