12 февраля — 9 апреля. Энди Уорхол: десять знаменитых евреев XX века
Еврейский музей и центр толерантности
ул. Образцова, 11, стр. 1а
Репортаж Дина Радбель, Дмитрий Намычкин
Фото: Дмитрий Намычкин
Впервые в центре столицы, на улице Образцова в очаге толерантности открылась уникальная выставка Энди Уорхола из личной коллекции семьи Блаватник.
Ее особенность в том, что она посвящена не Уорхолу, а тем, кого он изобразил на своих картинах. Кроме биографической справки, занимающей, по правде сказать, почетное место в начале просмотра, больше нигде никаких, адресованных ему комментариев, нет.
Это он, «икона XX века», открывает нам лица и характеры десяти гениев и, при этом, ни одного из них он не видел в живых. Он писал умерших. Работа над портретами была заказом, Уорхол не сразу согласился, но когда ему назвали Кафку и Фрейда — он взялся за работу.
Десять портретов, среди которых Мартин Бубер, Голда Меир, Гертруда Стайн, Альберт Эйнштейн, Джордж Гершвин, братья Маркс, составившие экспозицию в основном зале, играют роль яркой витрины, за которой прячется историческая кухня. Музей сделал больше, чем ожидал фонд семьи Блаватник: картины приобрели новую жизнь в мульти — медийном пространстве. Стоит заглянуть «за угол», а там досье на каждого портретного героя, притом, собраны малоизвестные факты, интересные не только зрителям, но и исследователям. Факты — можно прочитать, посмотреть и послушать. Возьмем, к примеру, Фрейда. На фотографии та самая кровать, на которую он укладывал пациентов. С этой кровати и начался психоанализ. А ведь на самом-то деле, великий психоаналитик стеснялся смотреть глаза в глаза и придумал, как спасение кровать, чтобы не видеть пациента. Здесь же, с тыльной стороны портрета, можно услышать его голос — последний радиоэфир на Би-Би-Си. Фрейд тяжело болел (рак неба) и с трудом разговаривал.
А вот и Джордж Гершвин.
Слушаем музыку? Да, пожалуйста. Любовь всей его жизни Кей Свифт. Она, кстати, первая женщина, написавшая мюзикл, она же дописывала произведения Гершвина после его смерти. Он умер молодым, оставив после себя 91 произведение. А вот и любопытные подробности из жизни Сары Бернар, ее творческий союз с Альфонсом Мухой...
Рядом Мартин Бубер — дальний родственник Маркса...
Работы Уорхола выполнены на холсте, он использовал синтетическую полимерную краску и шелкографию. Размер картин где-то метр на метр. И самое главное: этими портретами Уорхол как-бы бьет публику поп — арта по щекам. Вот такой абсурд. Он, перевернувший взгляд на общество потребления своими банками с консервами, запечатлел великих людей, чтобы оставить частицу себя в их изображениях. И сам, того не ведая, создал «аллею славы» еврейских гениев.