Сожженные подлинники
Частицы холста и краски обнаружены в пепле от якобы сожженных картин стоимостью в 100 миллионов долларов.
Список украденных картин:
Пабло Пикассо. Голова Арлекина.1971
Анри Матисс.Читающая девушка в белом с желтым.1919
Клод Моне. Мост Ватерлоо. Лондон.1901
Клод Моне. Мост Чаринг-кросс. Лондон. 1901
Поль Гоген. Женщина перед открытым окном. 1988
Мейер де Хаан. Автопортрет. Около 1889 — 91
Люсьен Фрейд. Женщина с закрытыми глазами. 2002
В октябре 2012 года из музея «Кюнстхал» были украдены полотна Пикассо, Матисса, Моне и ряда других художников. По подозрению в причастности к краже были арестованы несколько граждан Румынии. Мать одного из обвиняемых рассказала следователям, что закопала картины на одном из кладбищ возле дома, а затем выкопала полотна и сожгла их в печи.
МОСКВА, 17 июля — РИА Новости. Румынские эксперты обнаружили частицы краски и холста при исследовании пепла, который, предположительно, остался после сожжения картин Матисса, Пикассо, Гогена и Моне, украденных из голландского музея, передает в среду агентство Ассошиэйтед Пресс.
В октябре прошлого года преступники вынесли из музея «Кюнстхал» (Kunsthal) в Нидерландах полотна «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.
Гражданка Румынии арестована по делу о краже картин Пикассо и Матисса
По подозрению в причастности к краже семи полотен в Бухаресте были арестованы несколько граждан Румынии. Мать одного из обвиняемых рассказала следователям, что закопала картины на одном из кладбищ возле дома, а затем выкопала полотна и сожгла их в печи.
Директор Румынского национального исторического музея Эрнест Оберландер-Тарновяну (Ernest Oberlander-Tarnoveanu) в интервью сообщил агентству, что эксперты учреждения, исследуя взятый из печи пепел, обнаружили «частицы грунтовки, холста и краски». Также были обнаружены фрагменты железных и медных гвоздей, при этом некоторые из них не могли быть изготовлены позднее 19 века.
Глава музея отметил, что окончательное решение о том, считать ли шедевры сожженными, должны принять сотрудники правоохранительных органов. Ранее представитель румынской прокуратуры заявлял, что анализ пепла может затянуться на месяцы.
В начале года полиция Нидерландов заявила, что ни одно из полотен, похищенных из музея «Кюнстхал» не было найдено. Общая стоимость похищенных картин оценивается в 100 миллионов евро. Музей «Кюнстхал» не имеет постоянной коллекции, а выставляет частные собрания произведений искусства. Украденные картины принадлежали частной организации Triton Foundation.
Кражи картин 4-е место по обороту денег
«Давайте будем нести искусство людям, берут они охотно старинные полотна». Эти слова из известной песни вполне могли бы стать гимном всех грабителей, специализирующихся на кражах произведений искусства. Этот бизнес считается одним из самых прибыльных и занимает «почетное» 4-е место по обороту денег вслед за такими преступлениями, как торговля наркотиками, оружие и отмывание денег.
КРАЖА ВЕКА
16 октября 2012 года ночью из музея «Кунстхал» в голландском городе Роттердам злоумышленники украли семь картин знаменитых художников, включая Пабло Пикассо, Поля Гогена, Клода Моне и Анри Матисса. Утром музей не досчитался «Головы Арлекина» Пабло Пикассо, «Женщины перед открытым окном» Поля Гогена, «Читающей девочки» Анри Матисса, «Моста Ватерлоо» и «Моста Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Автопортрета» Мейера де Хана и «Женщины с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда. Воры вынули все картины из рам, при этом сигнализация почему-то не сработала. Похищение стало крупнейшей кражей произведений искусства в Нидерландах с 1991 года, когда из музея Ван Гога в Амстердаме похитили сразу 20 картин.
Это далеко не первая кража предметов искусства, совершенная в 2012 году. Из нью-йоркского музея на Манхэттене неизвестный похитил картину Сальвадора Дали «Дон Хуан Тенорио». Камеры видеонаблюдения зафиксировали все действия вора, но поймать его не удалось. Раньше еще три картины были похищены из Национальной галереи в Афинах, в том числе работа Пабло Пикассо.
СТАРИННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Кражи произведений искусства — промысел старинный. Одно из первых громких подобных дел было зафиксировано в 1473 году. Полотно нидерландца Г. Мемлинга «Страшный суд», заказанное для семьи Медичи во Флоренции, переправляли на корабле. По пути корабль захватили пираты, и картина исчезла. Позже один из морских разбойников, замаливая грехи, преподнес ее в дар Гданьскому собору Девы Марии, где картина выставляется по сей день.
«Расцвет» преступного бизнеса пришелся на середину ХХ века, когда богатые коллекционеры, в основном из Японии и США, сильно взвинтили цены на произведения искусства. Если в 1950 году за картины Пабло Пикассо и Сальвадора Дали платили менее 10 000 долларов, то через десять лет счет шел на сотни тысяч. К началу 1970-х был преодолен миллионный рубеж, а сейчас сумма в 104 млн. долларов, заплаченная в 2004 году за «Мальчика с трубкой» того же Пикассо, никого не удивляет.
Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в 7 млрд долларов. Больше всего похищено работ П. Пикассо, М. Шагала, О. Ренуара, В. Ван Гога и С. Дали. До поры до времени злоумышленники больше всего ценили работы Винсента Ван Гога. За последние двадцать лет в моду вошел и Пабло Пикассо. Большим спросом у воров стали пользоваться и работы Эдварда Мунка.
СВОИ ТОНКОСТИ
Доход от подпольной торговли крадеными произведениями искусства составляет от 10 до 15 млрд долларов ежегодно. Черный рынок давно налажен, «партнеры» знают друг друга. Есть коллекционеры, скупающие ворованные предметы искусства, есть серые дилеры, знающие людей, которые заинтересованы в определенных полотнах, есть исполнители, те самые рабочие лошадки, рискующие своими буйными головами во время налетов на картинные галереи. Специалисты уверяют: сбыть полотно или вазу на этом рынке нетрудно, настолько он обширный. Ворованные вещи обычно поступают на перевалочные пункты и потом переправляются в один из центров реализации, например, в Лондон или Женеву. Антиквары и коллекционеры редко задают вопросы о происхождении такого товара, особенно если его стоимость не так велика.
Заказанное произведение обычно переходит от преступника к скупщику краденного, потом к покупателю, который тоже не привык задавать лишних вопросов. Система пересылки краденого через границу хорошо налажена: деньги решают все. Если дело о краже приобретает широкую огласку, произведения искусства могут попридержать. Ходят слухи, что в некоторых странах, например, в Турции, прячут украденные картины за другими картинами, и, таким образом, могут смотреть на них, перевернув предварительно раму. В особняках российских олигархов тоже найдется немало припрятанного до срока. В Саудовской Аравии нефтяные магнаты строят целые бункеры для ворованных картин, скульптур и драгоценностей. Многие музеи мира позавидовали бы как техническому оснащению этих подпольных «галерей», так и количеству наполняющих их ценных предметов. Подпольные коллекционеры обычно не скупятся: картина известного мастера или старинные серьги — отличное вложение денег.
ПРОБНЫЙ ШАР
Спрос рождает предложение. Количество преступных группировок, добывающих произведения искусства незаконным путем, постоянно растет. Небольшие мобильные банды, набранные профессионалами-координаторами, тщательно «прочесывают» целые страны. Их жертвами становятся культовые здания, провинциальные музеи и коллекционеры. Но чтобы заработать авторитет на черном рынке и в дальнейшем получать выгодные заказы, новички вынуждены устраивать «показательные выступления». Одно из таких дел — кража картины Пабло Пикассо «Портрет Сюзанны Блох». Полотно выкрали всего за три минуты из Музея искусств бразильского города Сан-Паулу. Ни сигнализация, ни охрана не сработали. Картину вернули через три недели. Вопрос: если работали профессионалы высокого уровня, зачем им надо понадобилось возвращать полотно так быстро? Значит, работали новички, которым нужно было утвердиться на рынке и показать свой уровень.
ЗЛАЧНОЕ МЕСТЕЧКО
Излюбленное место налетов грабителей — поместье Рассборо-Хаус под Дублином. Его хозяину, баронету сэру Альфреду Бейту, совладельцу алмазной фирмы «Де Бирс», принадлежит одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров. Начиная с 1974 года, воры пять раз покушались на шедевры коллекции. В 1974 году боевики ИРА ворвались в замок, связали хозяев и вынесли из здания 19 картин. Вскоре преступление было раскрыто, картины возвращены. В 1986 году в Рассборо тринадцать дублинских бандитов после 6-минутного «визита» к сэру Альфреду Бейту унесли 18 полотен.
Нападения на особняк Бейта превратились в своеобразную преступную традицию. Некоторые из картин побывали в руках похитителей не по одному разу. А с 2007 года в поле зрения преступников попала и парижская квартира его внучки. В феврале этого года воры совершили удачный налет и унесли несколько полотен на сумму около 50 млн евро. К счастью, картины удалось быстро найти. Среди подозреваемых по этому делу проходит один известный коллекционер.
Любовь Дьякова