«Белый слон» под музыку Антона Силаева.
Чуть — чуть критики от критика Дины Радбель.
«Белые слоны» нашли своих адресатов. Изящные статуэтки (автор аниматор Иван Максимов) попали в руки действительно достойных кинематографистов. Даже обидно, что нет существенного повода поспорить, поругать кинокритиков за предвзятость или ее отсутствие. Хотя есть и разногласия: кто-то болел не за психологизм «Елены», а за продвинутость «Бабло» или за ансамблевость «Громозеки»...
Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» отделяла зерна от плевел в 14-ый раз. Члены Гильдии голосуют за лучшие, по их мнению, образцы российского кинематографа и не только. Есть номинация «за лучший зарубежный фильм российского проката». Кстати, в этом году иностранцы увели сразу две статуэтки – за «Пину» Вима Вендерса и «Король говорит» Тома Хупера, тем самым, российские кинокритики подтвердили, что у них в чести – и коммерческое кино.
Главное решение на втором этапе голосования принимает экспертный совет Премии из 49 человек, В преддверии «Белого слона» между членами Гильдии разгорелась переписка. Тема – отказ президента Виктора Матизена от следующего срока. Никто не хотел, чтобы он уходил, никто не хотел сменить его на посту в связи с нежеланием заниматься общественной работой. Но переписка всех членов друг с другом привела к формированию будущих планов Гильдии. И все подчеркнули важность Премии «Белый слон». Мол, только ею живем, она одна нас поднимает в глазах общественности.
Но что для этого сделано? На сегодняшний день — добрая часть экспертного совета — мертвые души. Это те кинокритики, которые попали в список за свои труды более 10 лет назад. Но труды – иссякли, а у некоторых сменилась и ориентация. Это значит, что они или не голосовали (если честные) или голосовали – от балды. Кому нужен внушительный состав экспертов, несмотрящих кино? Почему даже такой, казалось бы, простой вопрос до сих пор не решен?
Что касается самой церемонии, в этом году она впервые проходила в уважаемом учебном заведении - Международном Университете. Зал как-то приспособили под действо, даже подвесили экраны. Экспертам выделили прекрасные места в амфитеатре. Приглушение света не предусматривалось. Возможно, и неисполнимо технически. Каждый на этом ряду был виден со всех сторон. И это- минус. Потому что экспертов собралось на своем празднике – с гулькин нос....
Мы хотим, чтобы нас уважали и не приходим на собственную Премию, ее престиж — это мы сами. Сколько нас. С кем мы. И в чем мы. Кстати, дресс-код тоже необходим.
Если бы пришли наши медийные кинокритики в бабочках – Андрей Плахов, Петр Шепотинник, Леонид Павлючик, Валерий Кичин, Даниил Дондурей, Дмитрий Быков и др. - картина выглядела бы иначе.
Спасибо, что пришли номинанты. Не все, правда. Но здесь удивляться не приходится, они и до «Золотого Орла» не доходят. Съемки, гонорары, лень, звездный пофигизм. Жаль, что не доехал Владимир Мирзоев, которого поддержали с фильмом «Борис Годунов» специальной премией им. Мирона Черненко. Жаль, что парадный блеск ведущих церемонии — Дарьи Мороз и Давида Шнейдерова потускнел на фоне зрительного зала. Жаль, что в качестве «музыкальной паузы» пригласили неоднократно премированного композитора, мультиинструменталиста Антона Силаева. Это он написал музыку к фильмам, вызвавшим интерес у критиков: «Время жатвы», «Яр», «Снегирь», «Муха», «Громозека»... Зрители не проявили к музыканту ни внимания, ни уважения и даже покидали зал прямо во время исполнения. Кто виноват? Прежде всего, режиссер церемонии. Киномузыку нельзя подавать в таком виде. Одно из главных условий «сервировки» - свет. Музыкант должен сидеть в луче, в темном зале или находиться в диалоге с экраном, с фильмами. Силаев – не концертный исполнитель, он не для такой сцены, он мастер по созданию атмосферы, а здесь он как-бы ее нарушил, не вписался в церемониальный пафос со своей электроникой.
Очень жаль, что из-за этих моментов — испортилась погода в зале. Артисты поговаривали, мол, можно было и не приходить. Хотя, безусловно, «Белого слона» считают одной из самых престижных наград. Признание кинокритиков – дорогого стоит.
Кроме «Белых слонов» впервые на церемонию проник и «чужой» приз – «Элем», подготовленный не чужим, но новым КиноСоюзом. Победитель определялся путем открытого голосования всех членов этой организации. Им стал Алексей Попогребский с фильмом «Как я провел этим летом». Получая статуэтку, режиссер признался: «Не уверен, что мой фильм понравился бы Элему Климову, и теперь на мне лежит очень большая ответственность - соответствовать Премии».
ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ КИНОКРИТИКИ КИНОПРЕССЫ «БЕЛЫЙ СЛОН» ЗА 2011 ГОД
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
«Елена». Режиссер Андрей Звягинцев. Продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА
Андрей Звягинцев. «Елена»
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ
Марина Потапова. «Шапито-шоу»
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
Александр Ильховский. «Мишень»
ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА
Юрий Хариков, Владимир Родимин. «Мишень»
ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
Леонид Десятников. «Мишень»
ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Дарья Екамасова. «Жила-была одна баба»
ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Антон Шагин. «В субботу»
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Елена Лядова. «Елена»
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Алексей Серебряков. «Жила-была одна баба»
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ
«Портрет в сумерках». Режиссер Ангелина Никонова. Продюсеры Леонид Огарев, Ангелина Никонова, Ольга Дыховичная
ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ФИЛЬМ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА
«Король говорит!». Великобритания. Режиссер Том Хупер. Дистрибьютор «Каскад»
«Пина. Танец страсти». Германия. Режиссер Вим Вендерс. Дистрибьютор «Премиум Фильм»
ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
«Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне». Режиссер Алексей Вахрушев
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
«Шатало». Режиссер Алексей Демин
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ МИРОНА ЧЕРНЕНКО
Режиссеру Владимиру Мирзоеву. «Борис Годунов»
Поддержка: Министерство культуры РФ, СК России, КиноСоюз, косметическая компания «Секрет красоты»